СССР
Ключевым фактором кризисного состояния России накануне революции была затянувшаяся империалистическая война. Охваченная полукольцом трех главных воюющих держав (Германия, Австро-Венгрия и Турция), Россия с самого начала войны оказалась отрезана от морских коммуникаций в бассейне Атлантического океана, а следовательно, не могла эффективно участвовать в мировой торговле с нейтральными странами и своими союзниками по Антанте. Принимая во внимание перегруженность европейских коммуникаций, выход в Тихий океан через Владивосток был бесполезен.
После того как Турция, вступив в войну, блокировала Босфор, один из политиков сравнил Россию с заколоченным домом, в который можно попасть только через дымовую трубу.
К 1917 г. страна уже понесла значительные людские, материальные и территориальные потери. Противник оккупировал обширные и при этом наиболее экономически развитые территории: Прибалтику, Польшу, западные районы Белой, Малой Руси, часть Молдавии, а также южные кавказские губернии. Боеспособность русской армии подошла к критической черте, а растущее ухудшение ее снабжения и дезорганизация тыла еще более подрывали моральный дух.
На этом фоне каждое новое поражение усиливало в массах понимание того, что ни гражданские власти, ни военное командование не способны овладеть ситуацией и тем более довести войну до победного конца.
Схожие процессы развивались и у главных противников. Однако ни в Германии, ни в Австро-Венгрии не приобрели такую остроту процессы саморазложения местных властей, как в России, где огромные регионы фактически впали в состояние хаоса и анархии.
Внутренняя экономика представляла собой клубок взаимосвязанных проблем, острейшими из которых были продовольственный и транспортный кризисы.
Потеря официальными органами власти способности управлять ситуацией сопровождалась нарастанием деструктивного воздействия со стороны неформальных политических сил, которые в силу ряда специфических для России факторов ощутили себя монополистами на критически важных участках воспроизводственного процесса, включая распределение и даже транспорт. Беспрецедентно выросли коррупция и спекуляция. Политически это означало анархию при отсутствии перспективы стабилизации без полной смены власти.
Продовольственный кризис в узле этих противоречий играл роль "основного звена", отправной точки любых реформ, которые следовало провести в России.
Отдельные районы и города стояли уже на пороге голода, а в некоторых па почве этой паники вспыхивали стихийные погромы и бунты. Каковы бы ни были административные меры нового правительства по нейтрализации источников беспорядков, следом за ними требовалось проведение реформ, смысл и перспективы которых были бы приняты подавляющей массой населения.
Исходя из того что крестьяне в данной ситуации являлись производителем недостающих благ, "формула реформы", которую следовало провести новой власти, должна была затрагивать общеполитический вопрос о земле.
Финансовый кризис нарастал на протяжении всей войны в форме инфляции и роста цен.
Активнее всего за "политику печатного станка" взялось Временное правительство, при котором каналы обращения стали переполняться необеспеченными банкнотами. Взяв курс на жесткое регулирование и в известном смысле на подавление рынка, Временное правительство не дополнило эту модель важнейшим элементом – гарантиями получения лимитируемых благ.
Как и в Германии, начали действовать факторы, которые стали разгонять темпы обесценения до галопирующей, а в перспективе и гиперинфляции.
Вместе с тем денежное обращение в стране и в мире продолжало официально базироваться на золоте, что формировало мощные побудительные мотивы для частной тезаврации драгметаллов, изымаемых в монетной форме из каналов денежного обращения. Наличие в стране банков с развитой зарубежной корреспондентской сетью требовало также поставить барьер на пути перекачки частных активов за рубеж.
Транспортный кризис, изначально техногенный по своей природе, повлек за собой в России не только экономические, но и политические последствия.
Всероссийский исполком профсоюза железнодорожников (Викжель) был создан в июле 1917 г. как центральный профсоюзный орган, аналогичный другим всероссийским профобъединениям. Когда стало ясно, что железнодорожные коммуникации являются ключевым фактором в решении критичных для страны задач (продовольственный кризис, военные и стратегические хозяйственные перевозки), Викжель принял на себя роль самостоятельной политической силы.
В меньшей, но не в нулевой степени анархо-синдикалистские тенденции проявлялись и в других крупнейших профсоюзных объединениях.
Кризис в промышленности. Структурная перестройка экономики в связи с переводом ее "на военные" рельсы неизбежно влечет за собой кризисные явления в отраслях, испытывающих падение спроса и отток квалифицированной рабочей силы.
Сильное воздействие оказывает и инфляция, причем ее генератором являются оборонные отрасли, которые, с одной стороны, получают избыточные средства за выполнение госзаказа, а с другой – способствуют повышению цен на сырье, материалы и рабочую силу.
Государственные внутренние займы, направленные на ограничение наличноденежного платежеспособного спроса населения воюющей страны, лишь частично нейтрализуют инфляционный эффект.
"Выиграть" от войны в общем случае могут государства, либо не вовлеченные в нее, либо компенсирующие издержки структурной перестройки экономики за счет ресурсов третьих стран. В Первую мировую войну примером тому стали США.
В России к общим для всех воюющих стран факторам деформации системы промышленного воспроизводства к концу войны добавились еще два специфических: транспортный кризис, а после прихода к власти Временного правительства – бегство капиталов, в особенности иностранных.
Введение после Февральской революции 8-часового рабочего дня и усиление требований о повышении зарплаты в связи с ростом цен повлекло за собой локауты – закрытие предприятий с увольнением всех рабочих. В связи с этим уже весной 1917 г. министр торговли и промышленности А. И. Коновалов заявил, что приостановить дезорганизацию и без того подорванной войной экономики может только национализация промышленных объектов.