США

Учет мультикультурализма рассматривается в США как одна из важных реформ высшего образования. "Цели реформы высшего образования на основе мультикультурализма состоят в изменении содержания и процесса обучения. Учебные программы должны, во-первых, знакомить с опытом различных социумов; во-вторых, учитывать различия студентов в знаниях и стиле обучения; в-третьих, быть тесно связаны с культурной средой; в-четвертых, при трансформации высшего образования мы должны признать особую роль создания педагогического климата в университетских кампусах", – пишут в этой связи профессора Университета штата Орегон Дж. Ли и Р. Л. Уорнер[1].

В 1990-х гг. Американской ассоциацией колледжей и университетов выработаны документы, предусматривавшие, в частности, "глубокое и сравнительное изучение национальных различий в обществе". Предлагается воспитывать способность студентов эффективно снимать межнациональные конфликты. Указывается, что учебные программы должны учитывать природу расовых и этнических различий в студенческой среде, содействовать справедливости и уважению различных национальностей, что объединяет личности в единое общество. В университетах рекомендуется ослаблять межнациональное напряжение в духе уважения этнического многообразия. Как жизненно важная для сегодняшних студентов – завтрашних наставников – рассматривается задача научиться эффективно воспринимать различные идеи, ценности, культуры. "Не следовать этому – значит сохранять ущербный мир, где доминируют распри и межнациональная рознь". Авторы призывают руководство высших учебных заведений осознать растущее многообразие общества, важность воспитания толерантного отношения к подобному плюрализму во имя общественного блага. Признавая, что значительная часть вузовской администрации без энтузиазма относится к идее мультикультурализма, составители документов указывают на поликультурное образование как источник прогресса высшей школы.

Некоторые университеты при реформе учебных программ предпринимают попытки не ограничиваться "добавками", а реструктурировать программы под углом идей мультикультурализма. Так, в Университете штата Орегон курс истории США трансформирован таким образом, чтобы изучать события и факты не только с точки зрения евро-американской исторической школы, но и других этнокультур. Например, следовало показать, что если для белых колонистов освоение Дикого Запада было способом экономического развития, то аборигенам-индейцам колонизация несла угрозу для сложившегося жизненного уклада и геноцид. Наряду с отдельными курсами – "История черного населения" (Портлендский университет), "Этнические курсы" (Университет штата Орегон) и т.п. – появились модульные учебные курсы поликультурной направленности – "Культурное разнообразие" (Западно-

Орегонский университет), "Разнообразие культур и всемирное сознание" (Линн-Бентонский колледж), "Различие, власть и дискриминация" (Университет штата Орегон), которые состоят из десятков микрокурсов: "Сравнительная культурология", "Аборигены Северной Америки", "Литература Азии", "Литература Африки", "Латиноамериканская литература" и т.д. Выбор одного микрокурса обязателен; на его изучение отводится около 40 академических часов. Дидактическая установка подобных модулей – изучение проблем диверсификации высшего образования и американского общества на началах мультикультурализма.

Учебные программы мультикультурного типа внедряются в классических университетах США. Инициаторами внедрения становятся лучшие университеты. Известность в университетских кругах получил, например, Гарвардский курс "На перекрестке культур". Пересмотр учебных программ в духе мультикультурализма в американских университетах происходит поэтапно. Поначалу ревизия программ осуществлялась в виде создания "добавок" либо "специальных тем", которые предлагались наряду с традиционными программами. С конца 1960-х гг. во многих университетах начали вводить программы по изучению историко-культурного наследия основных расовых и этнических групп. На исходе 1980-х гг. в колледжах и университетах насчитывалось до 250 специальных курсов, посвященных субкультурам афроамериканцев, испаноязычных индейцев, азиаамериканцев и пр. Сегодня при ряде университетов созданы факультеты и кафедры по изучению малых этнокультурных групп.

По подсчетам ученых США, только 20% американских учителей хотят работать в поликультурной среде, 40% считают себя неподготовленными к подобной работе. В США установки мультикультурализма оказались в числе приоритетов педагогического образования. Предусмотрены программы профессиональной педагогической подготовки и переподготовки на общенациональном уровне, в отдельных учебных заведениях.

Национальный Совет по аккредитации учительского образования, определив в специальном документе мультикультурализм педагогического образования как социальную, политическую реальность, предложил развивать "обучение представителей разных национальностей, этнических групп на основе диверсифицированных программ". В разделе "Многообразие" предусмотрены несколько условий педагогического образования: учет расовой, этнической принадлежности студентов и преподавателей, наличия различных языковых, религиозных групп; отражение культурной мозаики в учебных планах, при контроле выполнения учебных планов, действиях профессорско-преподавательского состава, оценке результатов обучения; создание в учебных заведениях климата взаимопонимания, поддержки этнических групп, представленных в студенческом и профессорско-преподавательском составе.

Ряд педагогических колледжей и педагогических отделений университетов США занимается учебно-методическим обеспечением деятельности учителей в поликультурной и полиэтнической среде. Так, Йельский университет совместно с общеобразовательными школами Нью-Хейвена организовал институт по подготовке учителей к такой деятельности. В частности, институтом разработано несколько общих учебных модулей: "Иммиграция и жизнь в Америке", "Раса и этничность в современном искусстве и литературе", "Природа и история дискриминации по этнической и половой принадлежности". Слушателям института предлагается на основе этих дидактических материалов подготовить индивидуальные модули, которые можно использовать в учебном процессе.

Активное участие в переподготовке педагогических кадров принимают Национальная ассоциация мультикультурного образования, Центр мультикультурного образования при Университете штата Вашингтон. На курсах, организованных этими центрами, учителя изучают психологические механизмы нетерпимости, принципы и способы поликультурного воспитания, занимаются анализом негативных стереотипов относительно взаимоотношений различных этнокультур.

Целенаправленная деятельность в сфере педагогического образования в духе мультикультурного образования осуществляется на Аляске[2]. В этом штате большое значение придается подготовке педагогических кадров коренной национальности. Такая задача обострена не только тем, что суровые климатические, особые социокультурные условия приводили к высокой текучке педагогических кадров, во многом состоявших из приезжих специалистов, но и потому, что приезжие преподаватели плохо представляли себе интересы коренного населения в образовании. С учителями из коренного населения подобных проблем не возникает.

Для поддержки реформ педагогического образования, направленных на поощрение культурно-образовательных интересов американских аборигенов, создан консорциум "Высшее образование коренных народов Аляски", в который входят несколько колледжей для аборигенов. В местах компактного проживания аборигенов созданы ассоциации учителей – представителей коренных народов, которые стремятся открыть зеленый свет для мультикультурного образования аборигенов. На Аляске важную роль в реформировании системы высшего образования в интересах аборигенов играет движение "Учителя-лидеры". Его участники стремятся содействовать внедрению традиционной культуры аборигенов в программы образования.

Университет Аляски является одним из основных центров образования аборигенов, идей мультикультурного и этнокультурного воспитания и обучения. Университет предлагает нормативные и элективные программы, где заложены такие идеи. Так, программы по англоязычной литературе, истории штата предусматривают обращение к литературным источникам различных культур. В качестве элективного предлагается курс "Мультикультурное образован не".

Университет осуществляет долгосрочный проект "Кросс- культурная программа подготовки учителей". Проект учитывает традиции, культуру и методы познания аборигенов. Обучение приближено к местам проживания студентов. Принимается во внимание затруднительность для учащихся дальних поездок в университет, сложности их адаптации к урбанистической культуре. Проект охватил не только выпускников средней школы, но и учителей, учителей-ассистентов, не имеющих дипломов о педагогическом образовании. Учебные программы рассчитаны на 2–2,5 года. Выпускники получают сертификат, официально подтверждающий их квалификацию. Проект оказался вполне эффективным. Так, в школьном округе Бристоль Бэй к началу проекта было менее 1% учителей коренной национальности, а спустя 30 лет – уже 25%.

Аляскинский университет реализует еще несколько проектов педагогического образования аборигенов Севера. На педагогическом факультете ведется подготовка учителей для сельской школы по очной, заочной, дистанционной формам обучения. Университет участвует в масштабном проекте обучения аборигенов ССИА, в рамках которого составлены методические рекомендации для учителей: "Уважительное отношение к знаниям о национальных культурах", "Воспитание культурно-отзывчивой личности" и "Развитие языков коренных народов". Чтобы помочь коренному населению получить высшее образование, Университет ежегодно организует для выпускников школ, чьи родители имеют низкий уровень дохода, летние бесплатные подготовительные курсы. Университет организует также курсы билингвального обучения учителей-аборигенов. Так, Кускоквимский школьный округ ежегодно совместно с филиалом Аляскинского университета проводит летние билингвальные курсы, предназначенные для учителей-эскимосов. В основе учебных программ лежит метод "погружения". Курсы оказались настолько эффективными, что в настоящее время на них приезжают и учителя из других школьных округов. Разработаны три типа программ, ориентированных на различные языковые ситуации: а) для общин, где большинство членов владеют родным языком; б) для общин, где не менее половины детей владеют родным языком; в) для общин, где общение идет преимущественно на английском языке.

Заметное место в подготовке кадров для общин аборигенов Аляски в последнее время стали занимать общинно-племенные колледжи, создаваемые самими общинами: Илисвик, Атабасканский, Аляскинский и др. Эти учебные заведения в основном готовят персонал для управленческой деятельности внутри самой общины, включая управление школьным делом. Кроме того, колледжи совместно с Университетом Аляски организуют курсы по изучению языков для преподавателей в школах аборигенов.

Для учебно-методического обеспечения процесса образования коренных народов в университете Аляски создана "Информационная сеть традиционных знаний народов Аляски". Ресурсы, выявленные в каждом регионе, посредством ИСТЗНА включаются в информационную базу учебных материалов. Два раза в месяц выходит бюллетень ИСТЗНА "Делимся нашими знаниями", который распространяется внутри штата. В условиях отдаленности районов традиционного проживания аборигенов от учреждений высшего образования бюллетень является уникальным источником знаний для студентов, учителей, занятых повышением квалификации и обучающихся по программе дистанционного образования. В пяти территориях компактного проживания аборигенов организованы учебные центры Аляскинского университета. Центры оснащены современным оборудованием, что позволяет успешно осуществлять дистанционное обучение. Основными формами дистанционного обучения являются теле- и видеоконференции, видеолекции. Общение студента с преподавателем может идти в непосредственном режиме синхронно и несинхронно. Особой популярностью пользуется программа, способная не только осуществлять связь обучающего и обучаемого, но и отслеживать включенность студента в учебный процесс.

Надо сказать, что дистанционное образование играет значительную роль в подготовке специалистов из числа коренных народов Аляски. Оно удобно тем, что учитывает особенную привязанность аборигенов к традиционной среде обитания и облегчает им получение высшего образования.

Американские университеты и колледжи особую роль в муль- тикультурном образовании отводят студенческим и профессорско- преподавательским кампусам (городкам). Несколько университетов и колледжей накопили интересный опыт в таком направлении. Так, в кампусе Университета штата Орегон действуют культурные центры афро-, азиа-, латиноамериканцев, аборигенов-индей- цев. В центрах отмечают события истории и культуры, знакомят с той или иной культурой. Центры являются средой толерантного и доступного общения представителей разных культур, обладающих неповторимыми достоинствами, генерируют доброжелательный и гостеприимный климат уважения посредством диалога и взаимодействия.

Подвижки в содержании университетского образования в США в направлении мультикультурализма имеют, впрочем, определенные пределы. Коренной пересмотр пока вряд ли возможен. Слишком значительными остаются идеологические расхождения между доминирующей и малыми культурами в трактовках истории, политики, экономики и т.д. В целом в США, несмотря на усилия сторонников мультикультурного образования, соответствующий дидактический материал в программах педагогического образования присутствует фрагментарно, подается в виде факультативов, вне содержания нормативных учебных дисциплин.