Срок дознания в сокращенной форме (ст. 2266 УПК)

Дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. В этот срок включается время со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме до дня направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением. В случаях, предусмотренных ч. 9 ст. 2267 УПК, указанный срок дознания может быть продлен прокурором до 20 суток. Постановление о продлении срока дознания в сокращенной форме должно быть представлено прокурору не позднее чем за 24 часа до истечения 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в данной форме.

О продлении срока дознания в сокращенной форме дознаватель в письменном виде уведомляет подозреваемого, его защитника, потерпевшего и его представителя. В случае прекращения дознания в сокращенной форме и продолжения производства по уголовному делу в общем порядке срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.

Производство неотложных следственных действий предусмотрено ст. 157 УГ1К. В соответствии с ч. 1 данной статьи при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 УПК, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

Неотложные следственные действия – это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК).

В уголовно-процессуальном законе не дается перечень неотложных следственных действий. Неотложность следственных действий, производимых органом дознания, определяется самим органом дознания в зависимости от вида преступления, его характера и сложившейся следственной ситуации. Такие следственные действия производятся, как правило, по "горячим" следам, в условиях, не терпящих отлагательства. Многолетней практикой расследования преступлений доказано, что неотложными следственными действиями являются: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей-очевидцев преступлений, предъявление для опознания подозреваемых. Путем производства этих следственных действий обеспечивается не только своевременное собирание доказательств, но и быстрое раскрытие преступления и успешное его расследование.

С точки зрения предварительного расследования, подразделяемого на первоначальный и последующий этапы, следственные действия приобретают характер неотложности на его начальном этапе. Поэтому очень важно для обеспечения полного, всестороннего и качественного расследования каждого преступления по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и по уголовным делам, по которым оно необязательно, чтобы соответственно орган дознания и дознаватель (следователь) правильно определяли производство необходимых неотложных следственных действий.

В соответствии с ч. 2 ст. 157 УПК неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в и. 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК, – но всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2–6 ч. 2 ст. 157;

2) органы федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, указанных в и. 2 ч. 2 ст. 151 УПК;

3) таможенные органы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 1731, 1732, 174, 1741, 189, 190, 1931, ч. 3 и 4 ст. 194, ч. 2 2001, ст. 2261, 2291 УК, выявленных таможенными органами;

4) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК.

Согласно ч. 3 ст. 157 УПК после производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК. Следователь, приняв к своему производству уголовное дело, должен выяснить, какие неотложные следственные действия были произведены органом дознания и решить, есть ли необходимость в повторном производстве некоторых из них для дополнительного собирания доказательств.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).