Средства технологии
Смысл педагогической технологии и ее компонентов предельно обнажен в схеме, когда один педагог обучает (воспитывает) одного ученика. Это типичный процесс репетиторства, который осуществляется точно в соответствии со схемой, приведенной на рис. 2.1. В процесс взаимодействия педагог и ученик вступают каждый со своими средствами: педагог вооружен средствами преподавании (табл. 9.2), а ученик владеет (или не владеет) средствами учения (табл. 9.3). Взаимодействие средств педагога и обучаемого порождает различные схемы организации процесса, т.е. технологии получения конечного продукта. Используя каждый свои средства, педагог и обучаемый идут навстречу друг другу, прилагают совокупные усилия, которые рождают вожделенное знание.
В процессе эдукации каждый участник решает свои задачи своими средствами, при этом средства педагога налагаются на средства обучаемого и наоборот. В результате каждый раз возникает абсолютно неповторимое, своеобразное объединение средств педагога (преподавание) и средств обучаемого (учение), которое определяет и протекание процесса, и его конечные результаты.
Третий компонент модели – предмет – также имеет свои характеристики, которые не остаются постоянными. Преимущественно предметом эдукации выступает информация (табл. 9.4), реже – практика поведения.
Средства педагога
Таблица 9.2
Личностные качества |
Профессиональная подготовка |
Мотивация |
Педагогические способности |
Наличие дипломов и сертификатов |
Главное побуждение к занятию педагогической деятельностью |
Речь без дефектов |
Рекомендации (общая оценка качества труда) |
Понимание связи "услуга – стоимость" |
Ответственность |
Стаж педагогического труда |
Гарантии |
Эмпатия |
Профессиональный уровень |
Ответственность |
Дисциплинированность |
Профессиональная компетентность |
|
Внешняя привлекательность |
Знание особенностей возраста учеников |
|
Аккуратность |
Знание принципов эдукации и умение соблюдать их требования |
|
Точность |
Владение методами преподавания |
|
Здоровье |
Умение управлять работоспособностью учеников |
|
Владение методами диагностики |
||
Знание организационных форм эдукации, в частности умение организовать познавательный процесс и самостоятельный труд учеников |
||
Умение доступно объяснить материал, сделать непонятное понятным |
||
Полное владение предметом |
||
Умение иллюстрировать объяснение |
Таблица 9.3
Средства ученика (воспитанника)
Личностные качества |
Умение учиться |
Мотивация |
Здоровье |
Умение читать с определенной скоростью |
Наличие и понимание цели |
Желание |
Способность понимать прочитанное (услышанное) |
Обучение под принуждением или добровольное |
Работоспособность |
Сформированность умения учиться |
Ответственность за результат |
Ответственность |
Учебная тренированность |
Стимулы |
Дисциплинирован ность |
Обученность (достижение необходимого уровня подготовки) |
|
Настойчивость |
Обучаемость и воспитуемость (общая способность к эдукации) |
|
Способности (общие) |
Запущенность и пробелы |
|
Способности (предметные) |
Темпы продвижения в эдукации |
|
Тип интеллекта |
||
Стиль эдукации |
Таблица 9.4
Характеристики информации
Количество |
Обсчитывается по длительности сообщения, количеству страниц или параграфов, длине алгоритма, количеству понятий в тексте сообщения, количеству информационно-смысловых элементов в сообщении |
Качество (сложность и трудность) |
Сложность определяется по длине алгоритма ответа, фактурности информации, например количеству новых понятий на единицу текста (страницу, параграф, главу и т.д.). Трудность – субъективная характеристика, которая регламентируется тезаурусом обучаемого, т.е. запасом уже имеющихся у него знаний, умений и навыков |
Уровень дидактической обработки |
В отличие от информации, не подготовленной для изучения, учебный материал проходит обязательную дидактическую обработку – своеобразную адаптацию к возможностям ученика. Выделяют низкий, средний и высокий уровни дидактической обработки. Доступность материала определяется уровнем его дидактической обработки: чем выше уровень, тем понятнее материал |
Способ презентации |
Способов (методов) преподнесения учебного материала много: словесный (рассказ, объяснение и т.д.), наглядный (иллюстрация, демонстрация и т.п.), практический (самостоятельная работа, наблюдение, эксперимент и др.), презентация материала с помощью книг и различных накопителей, сочетание разных способов в различных пропорциях |
Практика поведения, которая выступает в качестве предмета эдукации при оформлении способов деятельности, навыков мышления и поведения, умения решать проблемы и т.д., также имеет свои особенности и характеристики, обусловливающие предъявляемые к ней требования и налагающие определенные ограничения на педагогические влияния (табл. 9.5).
Таблица 9.5
Виды практики поведения и их характеристики
Механическое повторение |
Например, выписывание букв, копирование таблиц и рисунков, переписывание текстов, повторение движений, воспроизведение простых действий и т.д. |
|
Практика на примерах |
Решение типовых примеров на усвоение правил деятельности, поведения, алгоритмов мышления и т.п. |
|
Управляемая практика |
Практика под руководством педагога, предметом которой выступает сложная деятельность. Доля самостоятельной деятельности ученика возрастает |
|
Самостоятельная практика |
Практика без помощи |
|
Домашняя практика |
Практика, которая служит дополнением к школьной деятельности и имеет целью совершенствование (упрочение, закрепление, запоминание) знаний, умений |
|
Творческая практика |
Самостоятельная попытка обучаемого перенести известные знания, способы, действия на новые предметные области |
|
Соревновательная практика |
Самостоятельная практическая деятельность в условиях конкурса, экзамена, тестирования, олимпиады и т.п. с целью сравнения эффективности эдукации (быстроты и точности выполнения задания) |
|
Практика наследования |
Требует изготовления образца, не хуже того, что делает учитель |
Как видим, конкретных характеристик процессуальной части взаимодействия педагога и обучаемого довольно много, что создает впечатление большой сложности. На самом деле в каждый момент процесса имеет место превалирующее применение лишь одного средства (от силы двух) как со стороны ученика, так и со стороны педагога. Все остальные средства присутствуют и действуют скрыто. Например, технология может иметь следующую компоновку: педагог – объяснение, обучаемый – понимание, предмет – закон Ома.
Неизменными в любой технологии остаются такие средства, как виды эдукации, методы и формы. Назовем их компонентами технологий и рассмотрим в следующих главах.