Лекция 10. Средства обучения, организации и управления учебным процессом

Отдельное средство всегда может быть положительным или отрицательным. Решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие системных средств, гармонически организованных.

А. С. Макаренко

Понятие средства обучения

Средство обучения (СО) – это объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Данный объект существует независимо от учебного процесса, да и в самом учебном процессе он может участвовать как предмет усвоения, средство обучения либо в какой-то иной функции. СО представляют собой материальные или духовные ценности, необходимые для достижения учебно- воспитательных целей. Обычно они используются с соответствующими (адекватными) методами обучения, но если методы отвечают на вопрос "как учить?", то средства – "с помощью чего учить?". К традиционно используемым СО относятся учебники, рисунки, таблицы, речь, оборудование учебных мастерских, кабинетов, лабораторий, информационные (компьютерные) средства, а также средства организации и управления учебным процессом.

Эффективность использования СО достигается при их определенном сочетании с ОГЛАВЛЕНИЕм и методами обучения. Связь средств и методов неоднозначна: одно какое-либо средство обучения чаще всего может использоваться в сочетании с различными методами обучения, и наоборот, для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных средств. Это обусловлено многоцелевыми возможностями использования средств и методов, в частности развитием технических средств обучения, разработкой унифицированных (единообразных) стендов для демонстрационного эксперимента и практикумов.

Понятие о средстве обучения используется в дидактике для обозначения одного из компонентов деятельности учителя и учащихся наряду с другими компонентами (образ конечного продукта, предмет преобразования, средства и технология деятельности). Средство обучения "располагается" между учащимся и учебной информацией; его функции аналогичны средствам труда (молоток, станок, комбайн и т.д.). Существует определенная связь между структурами обучения (духовного производства личности) и производительным трудом (производством ценностей культуры).

Систематическое использование разнообразных и целесообразных СО позволяет повысить успеваемость и качество знаний учащихся, содействует их умственному развитию и становлению способностей. Дидактическая эффективность СО достигается при их определенном сочетании с учебной информацией, задачами, методами обучения: чем разнообразнее задачи, методы и средства обучения, тем более развитым становится человек.

Классификация средств обучения

Объекты, используемые в качестве СО, имеют определенные характеристики (свойства), такие как возможность их зрительного и (или) слухового восприятия, технология применения, системность, назначение и др. Каждая характеристика может служить основанием для их систематизации. СО можно классифицировать по различным основаниям: субъекту деятельности, составу объектов, их функции в учебном процессе, отношению к учебной информации и т.д. (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Классификация средств обучения

Основания для классификации средств обучения

Названия средств

Составляющие средств

По субъекту деятельности

Средства преподавания

Речь преподавателя

Средства обучения

Речь преподавателя

По составу объектов

Материальные средства А. Наглядные:

1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты);

2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы);

3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды, диски, дискеты)

Учебники, пособия, таблицы, наглядные пособия, модели, макеты, учебно-технические средства, лабораторное оборудование, помещения, мебель; микроклимат; расписание занятий

Б. Идеальные (ранее усвоенные знания и умения; орудия освоения культурного наследия, новых культурных ценностей)

Речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, художественной литературы

По отношению к учебной информации

Средства изучения нового материала

Средства запоминания

Средства повторения

Средства закрепления

Средства контроля качества знаний (в том числе тесты)

Средства организации учебного процесса

Средства управления учебным процессом

Информационные

Персональные компьютеры, информационная управляющая система преподавателя; электронные доска, учебник; электронная почта; обучающие компьютерные игры, чаты, электронные журналы, видеоконференции; навигация по Сети, обучающие услуги в Интернете

По функциям в учебном процессе

Средства коммуникации (общения)

Средства учебной работы

Наглядные средства обучения являются важнейшими в составе материальных СО. Обычно их классифицируют в три группы:

– объемные (наглядные) пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и др.);

– печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы);

– проекционный материал, различаемый по виду носителя информации – кинофильмы, видеофильмы, слайды, диски, дискеты и др.

→ Технические средства обучения (ТСО) применяют для демонстрации проекционного материала. Различают следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры, комбинированные. К ТСО относятся кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы. Надо заместить, что ТСО постоянно совершенствуются. Промышленность выпускает и специализированные виды ТСО: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов. Эффективность использования ТСО в обучении зависит от частоты их применения в течение года и длительности работы с ними на уроке.

→ Наглядные (объемные) пособия предназначены для ознакомления с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в кабинете; ознакомления с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии; получения наглядного представления об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности; наглядного представления об измерении, характеристиках и параметрах явления; для знакового изображения этапов эксплуатации, изготовления или проектирования изделия; получения информации об истории науки и перспективах развития.

Важную роль в обучении играют коллекции и модели.

Учебные коллекции – это наборы предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам и предназначенных как для изучения нового материала, так и для повторения пройденного и самостоятельной работы. Широко известны коллекции по ботанике, зоологии, физике, химии, рисованию, другим предметам. Например, коллекции портретов, книг, красок и т.д. Многие коллекции выполняются учащимися вместе с преподавателями. При объяснении нового материала часто используют демонстрационные коллекции, изготовленные на большом листе картона или фанеры. Коллекции для самостоятельной работы делаются небольшими, они хранятся в коробках и используются на уроках в качестве раздаточного материала.

Модели бывают трех типов: а) предназначенные для демонстрации принципа действия объекта; б) предназначенные для демонстрации устройства и схемы работы объекта; в) воспроизводящие внешний вид изделия. Наиболее эффективна модель первого типа: ее демонстрация производит сильное впечатление, вызывает повышенный интерес. Модели второго типа используются, когда необходимо показать процесс или действие различных факторов, причинно-следственные связи. Модели третьего типа обычно изготавливаются силами учащихся в кружке для демонстрации внешнего вида крупногабаритных изделий в уменьшенном виде либо, наоборот, очень малых объектов (молекулы, гены, клетки) в увеличенном виде. При этом пропорции между элементами реального предмета выдерживаются редко. Наиболее важные детали выносятся на передний план; их делают более крупными по размеру и выделяют ярким цветом. Величина и цвет значимых деталей определяются закономерностями зрительного восприятия, а не фактическими размерами.

→ Печатные пособия (таблицы, плакаты, диаграммы и т.д.) изготовляются в типографиях либо учащимися вместе с преподавателями, лаборантами. Они проще и дешевле, чем модели. Их необходимо хранить в подвешенном состоянии или закрепив в стойке, в защищенном от света, пыли и прямых солнечных лучей месте, чтобы не выгорала краска и не портилась бумага.