Средства массовой коммуникации и трансформационные тенденции развития человечества
Газета – это единственный способ просвещения многочисленной, стесненной в развитии своем, не привыкшей к чтению нации, стремящейся выйти из состояния невежества и рабства...
Бриссо де Варвиль
Отмеченные нами исторически новые социальные интересы нуждались в новых каналах трансляции их обществу. Можно даже заострить вывод – эти новые интересы были лишь в той части социальными, в какой удавалось сделать их публичными, презентованными обществу. В этом смысле сами социальные революции, где действующими силами были представители буржуазии, среднего класса, пролетариата, являлись в определенном смысле формой их актуализации. Ясно, что неэкстремальной формой такой презентации стала пресса.
Не случайно, что именно исторически более "молодые" структуры – такие выразители нарождающегося класса буржуазии, как провозвестники будущих партий и движений, а также структуры по осуществлению начатков маркетинга в сфере материального производства – стали родоначальниками прессы, чье появление связано с обслуживанием интересов слоев, выламывающихся из монолита феодального общества.
Обратим внимание на то, что здесь возникло объективное противоречие между узостью социальных интересов отдельных социальных групп (рекламодателей, структур по связям с общественностью, собственников средств производства, владельцев капитала) и зависимостью решения их проблем от массы людей в рамках всех национальных границ, от населения той или иной страны в целом. По сути дела, дальнейшее противостояние партийной и массовой прессы обязано своим происхождением именно этому обстоятельству.
Первые европейские газеты, как раз и олицетворявшие собой исторически новые функции, связанные с маркетинговыми запросами материального производства и с претензиями новых собственников на выработку социальной программы действий для всего социума, были или просто рекламными листками, или вышли из лона прокламаций, сначала эпизодически появляющихся произведений оппозиционных друг другу политических сил, затем становящихся все более регулярными.
В Англии имеется экземпляр "Уикли ньюс" от 31 января 1606 г., который считается первой газетой Старого света, с тремя материалами, объединенными темой – расследованием обстоятельств "порохового заговора" в 1606 г., когда группа оппозиционеров попыталась взорвать парламент и убить короля[1]. Парламент, родившийся в результате политических преобразований в стране, в 1641 г. стал сам издавать еженедельник "Джернал оккеренсиз". Первые издания резко отличались друг от друга по своим политическим пристрастиям, они существовали в лоне полемики возникающих классов с королевскими устоями, которая велась с помощью памфлетов. Аналогичные подробности находим в этот же период и в истории Германии: "Обратившись к широким массам народа на родном языке, Реформация вынудила и своих противников действовать аналогичными методами, стимулировала развитие творчества на немецком языке и расцвет немецкой публицистики. Только от первой трети XVI в. сохранилось свыше пяти тысяч “летучих листков” – изданий памфлетов, диалогов, социально-политических программ, рифмованных обличений и пророчеств, других типов сочинений, свидетельствующих о еще небывалой роли апелляции к общественному мнению и простому человеку с помощью печатного слова. Тексты живой и бойкой публицистики часто читались тогда вслух и обсуждались на рыночных площадях, в харчевнях, у мельниц, в других местах, где обычно собирался народ"[2].
Но мы должны сказать еще о потребности, которую приобретало все более усложняющееся общество: нужны были информационные каналы для удовлетворения чисто справочных нужд населения и для обслуживания нужд рынка, который становился все более распространенным, данные о движении капитала, акций, финансовых потоков также нуждались в обнародовании. Так, рождение периодической газеты во Франции может быть примером осуществления первой из отмеченных нами потребностей. Врач Ренодо при поддержке кардинала Ришелье создал систему общественных ломбардов для беднейшего населения Парижа. Вникая в проблемы организации жизни городского населения, он осознал, что есть потребность в информировании, например, для тех, кто имел возможность предложить желающим свои знания, а другим – наемный труд. Он учреждает Адресную контору. Она стала центром притяжения огромной клиентуры, а с ней и социальной информации. Эта информация стала ОГЛАВЛЕНИЕм первой французской "Газеты", разрешение па которую дал Ренодо все тот же Ришелье[3]. Ренодо, обосновывая необходимость издания "Газеты", говорил, что сложилась такая ситуация, что люди, готовые предложить свои знания и труд, должны иметь возможность встретиться на каком-то пространстве с теми, кто в этом труде нуждается. Именно информация об этом "канализировалась" Ренодо в первой газете Франции (1631).
Поначалу газеты были далеки от той формы и того содержания, которыми мы можем определить сегодняшнюю прессу, хотя уже Вольтер определил этот тип издания как "сообщение о государственных и общественных делах"[4]. В 1789 г. в ответ на призыв Государственного совета ко "всем ученым и просвещенным людям" выразить свои пожелания правительству на него обрушилась волна различных речей, брошюр, изданий, обращенных непосредственно к общественному мнению. Это был подготовительный этап свободы печати. Памфлеты играли роль отсутствующих оппозиционных политических газет: они призывали к уничтожению привилегий дворянства и духовенства, равномерному налогообложению, сокращению расходов двора, ликвидации феодальных повинностей, финансовой, экономической и правовой реформам, созданию ответственного правительства. Вождям третьего сословия становилась очевидной задача создания новой массовой формы общественной агитации. Время салонного обсуждения политических вопросов, обращенных к более или менее просвещенной публике брошюр и памфлетов, уходило в прошлое. Необходим был новый тип печатного издания, с частой периодичностью, ориентированный на самую широкую, просто грамотную публику, держащий ее в курсе политических событий, освещающий их в нужном для издателя свете, подводящий читателя к нужным для издателя выводам. Этим типом издания стала политическая газета. Первая попытка в этом направлении принадлежала журналисту Б. де Варвилю. В 1789 г. он начал выпускать газету "Французский патриот", один из номеров которой содержал эпиграф: "Свободная газета – это часовой на страже интересов народа". Б. де Варвиль сформулировал роль газеты как средства политического воздействия на массы, как способа воспитания их в определенном политическом направлении[5].
С развитием человеческой цивилизации все больше проявлялся интерес к другим странам и "весям", он увеличивался, в частности, по мере того, как рынок становился все более интернациональным. Этому способствовали открытия, заслужившие в истории цивилизации название "эпохи Великих географических открытий"[6]. Об одной из страниц этой истории рассказывает цитируемый нами источник: "В XV в. все литературные формы были использованы для рассказа о заморских землях. На смену изложениям событий военных походов и захватов городов и крепостей приходят путевые заметки и дневники, которые оставили нам участники экспедиций. В литературе о заморских плаваниях... возрастает значение карт, рисунков и описаний непосредственных, чаще всего визуальных, ощущений в ущерб литературным источникам и рациональным построениям"[7]. И далее – "живость материала дополнялась и стилистическим разнообразием записок, ибо они принадлежали перу священников и лоцманов, королевских чиновников и простых матросов. Эти рассказы, написанные живым простонародным языком, расцвеченным морским жаргоном и яркими метафорами, вводят в мир повседневности (курсив мой. – Л. Ф.), а не романтики дальних путешествий".
Как мы видим, место газеты, как пространства для такой информации обозначилось ее обилием. Отметим также, что в наборе газет буржуазных слоев весомое место заняли чисто рекламные издания или массовые издания со значительными вкраплениями рекламы. Исследователи прямо говорят о наличии здесь причинно-следственной связи: "Массовое производство требовало массовых продаж, массовые продажи нуждались в рекламе, реклама нуждалась в печатном тиражировании"[8].
Итак, если вернуться к началу истории СМК, мы увидим, что газеты появились как исключительно техническая возможность мультиплицировать специальную информацию для обслуживания нужд развивающегося рынка (информационное, рекламное оповещение о рыночном предложении); для собственно информационного обслуживания все более усложняющейся, в том числе и пространственно, структуры общества; для обслуживания нужд централизованной власти в ее противоборстве с социальными интересами двух наиболее мощных групп собственников – собственников средств производства и собственников рабочих рук – трудового люда.
С тех пор информационные средства, обслуживающие новые индустриальные веяния в промышленности и политическую обстановку, способствующую таким изменениям, стали развиваться параллельно этим кардинальным трансформациям общества. Более того, историки западной цивилизации рассматривают при этом смену стабильного раннего периода, при котором общество было небольшим по размерам, локальным по ориентации и организованным вокруг примитивной, доиндустриальной экономики более поздним периодом индустриализации.
Конечно, появление системы массовых коммуникаций – явление многофакторное. Тем не менее мы говорим о возникших потребностях социума, которые реализовались в новых информационных каналах, заложивших основу для возникновения системы массовых коммуникаций. Это изложено на предыдущих страницах. Эти факторы – экономические, политические, социальные, социально-географические.
Параллельно развиваются сами информационные средства и их технологическое обеспечение – одно проистекает из другого, и, в свою очередь, новые информационные каналы способствуют социополитическим трансформациям общества. В этой классификации помимо фактора технического и технологического характера, который, несомненно, выступает как основание этой классификации, содержательная нагрузка ложится и на модернизацию самих систем коммуникации: для доиндустриального периода характерен традиционный тип общения из уст в уста, для индустриального, наряду с этим традиционным, и дистанционная коммуникация, осуществлявшаяся сначала с помощью газет, а позднее также посредством радио и телевидения.
При этом устанавливается ярко выраженная связь между процессом индустриализации и развитием массовых коммуникаций: первая стимулирует и материально обеспечивает последние, СМК, в свою очередь, способствуют росту темпов индустриализации. Американский социолог Д. Лернер находил и более сложные зависимости: экономическое развитие приводит к урбанизации социума; урбанизация приводит ко все возрастающей грамотности населения; грамотность населения приводит к росту аудитории газет; пресса увеличивает политическую ангажированность масс и способствует пробуждению их политических интересов; массы начинают способствовать уменьшению давления правительства на прессу. О. Тоффлер[9] говорит об урбанизации, о массовом производстве, массовом распределении, массовом образовании, средствах массовой информации, массовой культуре – все это приводит к тому, что "стандартизируются товары, язык, дома, образование, режим, стиль жизни. Поощряется или предписывается социальное, политическое и культурное единообразие"[10].
Следует особенно подчеркнуть роль образования: понятно, что читающая публика может появиться лишь при наличии определенного уровня грамотности. Но здесь прослеживается более глубинная связь школьного образования с сущностными основами индустриального общества. Приведем мнение на этот счет политолога Д. Кола: "Школа в качестве института, обеспечивающего передачу типового знания, будет востребована лишь индустриальным обществом... Подвижность в условиях промышленного разделения труда требует от индивидов умения общаться и сотрудничать со многими другими индивидами. Необходимо умение принимать и посылать сообщения, придерживаясь общего кода. Только всеобщая стандартизированная образовательная система, распространяющая одну и ту же базовую культуру, может создать возможность коммуникации, которая бы действовала в мире, принадлежащем всем". Процесс массового распространения типовой культуры можно описать как уравнивание объема информации, которой располагает каждый принадлежащий к этой культуре человек[11].
Позднее возникла теория трехступенчатого развития СМК, которая явилась частью общей теории трех стадий социального прогресса. Начало ей положил К. Кларк, сформулировавший общую теорию трехступенчатого роста экономики, развитую Д. Беллом, У. Моором и другими в качестве теории постиндустриального общества. Приложение этой теории к массовым коммуникациям было осуществлено Дж. Меррилом и Р. Лоуэнстеном[12]. Они акцентировали внимание на том, что индустриальное общество сменилось постиндустриальным, когда произошли специализация и рост так называемой сферы обслуживания (service industries)•, произошло стремительное смещение рабочей силы от производственного сектора к сектору обслуживания. И уже в этом обществе стали заметными тенденции возрастания общественной роли науки и техники, все большее использование электронных вычислительных машин, кибернетизация производства. Именно это позволило Беллу утверждать, что грядет "новое общество", основанное на интеллектуальной технологии. Здесь появится экономика научного знания, главной проблемой станет "организация науки"[13].
Пока же индустрия услуг уже способствовала развитию специализированных коммуникаций – под ними понимаются система межличностных средств связи (телефон, телеграф, почта), рассчитанных на потребности и вкусы отдельных групп аудитории, и система высшего образования, которое обслуживает более специализированные нужды, чем начальное и среднее образование, – и увеличению объема образовательного телевидения и радио.
Тоффлер, говоря о принципиальных характеристиках такого этапа (он называет это "третьей волной"), считает, что в данном случае нормой жизни является не стандартизация, а разнообразие. Чем более разнообразным и дифференцированным становится общество, тем сильнее различаются локальные условия, тем быстрее и больше изменений происходит в отдельный промежуток времени. Тоффлер выходит и на политические процессы этого периода: такой тип общества "гораздо труднее контролировать сверху. Наиболее могущественными инструментами индустриальной эпохи были средства массовой информации, контролируемые из центра правительством или большими компаниями". Новые же технологии увеличивают власть индивида над государством. Автор рассматривает огромные возможности в этом смысле компьютера[14].
Четвертая стадия развития цивилизации, о которой стали говорить в последней трети XX в., называемая информационным обществом, в качестве сущностной характеристики имеет прежде всего такой показатель, как занятость населения в информационных сферах деятельности, а саму экономику в таком случае определяют как базирующуюся на "знаниях и идеях"[15]. Как говорят исследователи,
специально занимающиеся проблемой информационного общества, "глобальное информационное общество – это актуальное явление научно-технической цивилизации, оно ускоряет и усиливает ее динамику. Оно предполагает увеличение, ускорение, уплотнение и глобализацию коммуникаций. Неравенство знаний у разных классов, групп, слоев, религий, регионов и наций все больше разрушается. Глобальное сетевое производство “заботится” о том, чтобы каждый из любого места мира мог черпать информацию из общего запаса знаний, способствует равенству познания для людей"[16].
В цитируемом источнике[17] можно найти еще две ссылки на исследователей, которые дают содержательный набор характеристик этого нового типа общества. С. Коэн пользуется специфическим термином для определения экономики – этого нового типа общества: "Э-кономика", базирующаяся на все более развивающихся и распространяющихся электронных способах оперирования информацией[18]. Другой автор приходит к выводу, что в понятие новой экономики, как отвечающей сути информационного общества, входят следующие характеристики: сектор экономики с использованием информационных технологий должен обеспечивать более 25% национального валового продукта; Интернет при этом, как инфраструктура экономических трансакций, должен быть базой не менее четверти всех бизнес-акций; по крайней мере 25% всех домохозяйств должны располагать компьютерами с выходом в Интернет[19].
Как определяют информационное общество Б.-П. Ланге и А. Барон (Германия), "...использование новых информационных и коммуникационных технологий и новые области их применения на основе мультимедиа – работа на дому, покупка товаров через информационную сеть, обслуживание клиентов в режиме реального времени (online), кабельное ТВ и т.п. – изменяют нынешнее индустриальное обще-
criso. В будущем информационном обществе большая часть работающего населения занята в области производства, обработки, управления и обмена информацией. Производство и распределение товаров все больше становятся зависимыми от эффективной информационной и коммуникационной сети. Информационная доступность приведет к превращению индустриального и обслуживающего общества в информационное"[20].
В документах ЮНЕСКО фигурирует понятие общества знаний как вариант информационного общества. Его принцип – культурное и лингвистическое разнообразие, равный доступ к образованию, всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием, и свобода самовыражения[21].
С тех пор как Н. Винер вывел определение "сообщество простирается лишь до того предела, до которого простирается действительная передача информации"[22], прошло более полувека. Аристотель утверждал, что естественные границы политической единицы должны совпадать с расстоянием, на котором можно расслышать человеческий голос, чтобы граждане могли собраться в одном месте и лично принять участие в обсуждении государственных дел. Впоследствии Руссо, развивая эту идею непосредственной демократии, которая возможна лишь в рамках непосредственного общения, ратовал за карликовые государства, позволяющие всему населению общаться друг с другом, знать взаимные интересы и нужды и совместно принимать участие в управлении. И когда во Франции после буржуазной революции было введено новое территориальное деление, то размеры департамента были определены с тем расчетом, чтобы каждый житель мог в течение дня добраться до административного центра и вернуться домой[23].
Газета отчасти решила эти проблемы. Власть и население получили новый канал обмена информацией.
Государство как собственник средств управления (выражение М. Вебера) и новые социальные субъекты в лице собственников природных ресурсов, собственников товарной массы, собственников трудовых ресурсов, собственников технологий, собственников эстетический информации (в лице деятелей искусства, живущих на средства от продажи этой информации) должны были решать вопрос о стратегии и тактике социального развития в ходе социальной дискуссии. Конечно, не исчезли из арсенала современного общества и такие методы достижения социальных перспектив, как войны, революции, дипломатические способы передела мира и т.д., но пресса реально стала одной из форм общественной дискуссии, которая определяет сегодня демократическое функционирование человеческих сообществ.
Возникшие первоначально прежде всего как средство передачи, трансмиссии информации, газеты, репрезентирующие новую социальную реальность, деятельность новых социальных субъектов, с течением времени превратились в систему собственного производства социальной информации и таким образом оформились в социальный институт, на равных участвующий в процессе производства оперативной, фундаментальной и структурной информации для решения задач по обеспечению устойчивости социального организма и по выработке целей для его развития.
Традиционные коммуникации докапиталистических формаций воспроизводили нормы, ценности, стандарты поведения, опрокинутые в прошлое. Устойчивость социального организма обеспечивалась тем, что сегодняшнее было калькой со вчерашнего. В этом был запас прочности социальной структуры, отношений, связей. Новое время началось с того, что общество стало выбирать из альтернатив социальной практики: "В научно-технической цивилизации передающиеся из поколения в поколение “миры жизни” становятся предметом рационального выбора"[16].
Репрезентировать социальные, политические, культурные альтернативы, обсуждать их, апробировать с помощью общественной, в том числе экспертной, дискуссии адаптировать к ним население должны были новые информационные каналы.
Если бы пресса к этому времени не возникла, ее "надо было бы выдумать"[25].
Подчеркнем, что объективно из века в век повышалась значимость оперативной информации. Если первоначально для племени, умещающегося вокруг костра (это утрировано), на первое место по значимости выходила все-таки структурная информация, то затем по мере убыстрения общественного прогресса все большей ценностью стала обладать фундаментальная информация, в особенности оперативная.
Ни один из традиционных видов коммуникации, которые давно возникли и функционировали в обществе, не справился бы с этой грандиозной задачей, вставшей перед социумом: одновременно, "всем, всем, всем", сообщать то новое, что с невиданным ранее темпом ворвалось в общественную жизнь. Этот срез функций чаще всего рассматривают с позиций функционирования прессы как механизма осуществления демократии в современном обществе.
В исследовании "Свободная и ответственная пресса", проведенном в конце 1940-х гг. Комиссией Хатчинса, выделено пять возможных функций прессы.
Пресса может:
1) предоставлять правдивый, полный и понятный отчет о текущих событиях в том контексте, в каком они приобретают смысл, т.е. обеспечивать объективное освещение событий;
2) служить форумом для обмена мнениями и критическими высказываниями, быть коллективным проводником общественного диалога, для чего представлять мнения и взгляды, противоположные мнениям и взглядам редакции;
3) показывать типичную картину, отражающую представительство различных общественных групп;
4) представлять и разъяснять цели и ценности общества;
5) обеспечивать полный доступ к текущей информации, содействуя этим осуществлению права граждан на получение информации.
Комиссия определила три общих задачи, без выполнения которых пресса не может играть свою политическую роль: предоставлять информацию, просвещать общество, с тем чтобы оно было способно осуществлять самоуправление, и следить за действиями властей[26]. Эту тему о взаимодействии с прессой различных заинтересованных социальных сил мы рассматриваем во втором разделе учебника.
Итак, газеты, родившиеся первоначально как способ передачи информации, в ходе своего развития стали социальным институтом по ее производству. Для понимания этой трансформации необходимо уточнить, что буржуазные революции привнесли в общество большое разнообразие социальных групп и слоев с отчетливо выраженными социальными интересами. Каждая из групп претендовала на то, чтобы ее интересы влияли на стратегию и тактику социального развития. Одним из путей реализации этого было участие в представительной власти. Другой путь – актуализировать свои интересы в прессе, которая все больше сама становилась силой, влияющей на общественное развитие.
Чтобы понять эту новую роль СМК, следует рассмотреть произошедшие в результате буржуазных революций перемены в жизни западной цивилизации в контексте модернизации общества, которая с тех пор стала характеристикой развивающихся стран с апогеем в XX в.
1. Произошла смена политической системы – моносистема была заменена плюралистической, появился парламент[27] с представленностью в нем различных политических партий.
2. Население оформилось в силу, имеющую реальный шанс и законодательные возможности для присутствия на политической арене в качестве регулятора персональных и программных характеристик власти.
3. Увеличился набор сил, участвующих в выработке стратегии и тактики социально-экономического и политического развития, а также социальные возможности для актуализации их точек зрения.
4. Происходит расширение национального рынка до общемирового и все большая социокультурная интегрированность национальных культур в общемировое гуманитарное сообщество.
5. Отчетливо проявляет себя стремление к идеалам гражданского общества; права и свободы личности осознаются как общественно значимая ценность.
6. Стремление к нововведениям и их информационному обеспечению проявляется в обществе как социальная потребность.
Модернизацию, как нам представляется, выделяют и некоторые социологические параметры: совокупность изменений в разных пластах человеческого организма, определенный темп изменений, совпадающий с жизнью отдельного социального индивида; активное участие социальных субъектов в происходящих процессах; осознание обществом нововведений как общественной ценности; активная общественная адаптация альтернатив социально-политического развития.
Именно отсюда вытекает важность для этих процессов деятельности СМК. Мы вправе говорить о наборе функций СМК, отвечающем этим характеристикам модернизационного общества. Прежде всего, это обсуждение в СМК альтернатив развития, организация общественной экспертизы с помощью привлечения к дискуссии экспертов и адаптация населения к нововведениям.
Ясно, что все более усложняющаяся система массовых коммуникаций (печать, радио, телевидение) как нельзя лучше подходила для того, чтобы быстро и всем сразу сообщить нечто. Но все же, чтобы совпасть по амплитуде с развитием общества, развитие СМК должно было приобрести одно существенное качество: распространенность СМК в обществе, насыщенность ими должны были достичь такого уровня, чтобы обеспечить главное условие для реализации этих целей – потребление СМК должно было стать ежедневной необходимой частью повседневной жизни людей. Если говорить о газетах и журналах, то это произошло не ранее XIX в.