Лекция 4. СРЕДНЕСРОЧНОЕ (ГОДОВОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ
Текущий (среднесрочный) годовой план предприятия разрабатывается всем коллективом предприятия и состоит, как правило, из 15 разделов (табл. 4.1). Центральными разделами являются: план маркетинга и сбыта продукции. На основе перспективного плана маркетинга и прогноза продаж формируется "портфель заказов" и производственная программа. Одновременно также разрабатываются такие разделы, как план организационно-технического развития, план по труду и персоналу, план материально-технического обеспечения. Эти разделы являются основой обобщающих разделов – плана по себестоимости и финансового плана. Если складывается ситуация, при которой фирма не может выйти на планируемые объемы прибыли, то разделы плана пересматриваются. План организационно-технического развития разрабатывается для выявления и использования внутрипроизводственных резервов, что помогает фирме выйти на запланированный размер прибыли.
Сначала план разрабатывается "сверху вниз" (формированием плана занимаются специальные службы), затем составляются планы по производственным подразделениям. Процедура может происходить и в обратном порядке – "снизу вверх". Цехи получают задание по таким планируемым показателям, как: производственная программа и производственная мощность, численность персонала и предельные издержки. На основе этих показателей формируется общезаводской план по всем разделам. Формирование текущего плана начинается примерно за полгода до наступления нового планового периода.
Таблица 4.1
Структура и показатели текущего (среднесрочного) плана
Наименование разделов |
Показатели |
|
План маркетинга, прогноз сбыта |
Емкость рынка. Доля предприятия на рынке |
|
План поставок (сбыта) |
Объем поставок продукции |
|
План производства продукции |
Номенклатура продукции. Производственная мощность предприятия. Товарная, реализованная продукция |
|
План организационно-технического развития |
Удельный вес новой продукции в объеме продаж. Прирост прибыли от внедрения мероприятий плана |
|
Нормы и нормативы |
Важнейшие нормы и нормативы использования ресурсов |
|
План по труду и персоналу |
Производительность труда. Численность персонала. Фонд заработной платы |
|
План материально-технического обеспечения |
Объем закупок материально-производственных ресурсов |
|
План капитальных вложений |
Лимиты капитальных вложений. Прирост производственной мощности. Прирост фондов за счет капитального строительства |
|
План по себестоимости |
Себестоимость продукции. Издержки производства. Сметы расходов. Затраты на 1 руб. товарной продукции |
|
Финансовый план |
Прибыль. Рентабельность. Норматив оборотных средств |
|
Фонды экономического стимулирования |
Сметы фондов: накопления, потребления, резервного |
|
План охраны окружающей среды |
Нормативы использования природных ресурсов. Капитальные вложения в природоохранную деятельность |
|
План социального развития коллектива |
Показатели социального паспорта коллектива предприятия |
|
План внешнеэкономической деятельности |
Объем валютной (экспортной) выручки |
|
План повышения экономической эффективности |
Частные и обобщающие показатели использования ресурсов: – материалоотдача продукции; – фондоотдача; – производительность труда; – рентабельность производства, продаж, активов |
Ниже будут рассмотрены такие узловые разделы, как: производственная программа;
– производственная мощность;
– план по труду и персоналу;
– план материально-технического обеспечения;
– план организационно-технического развития;
– план по себестоимости;
– план по прибыли.
К обобщающим показателям деятельности предприятия относятся:
– прибыль предприятия (валовая, до налогообложения, чистая);
– доля рынка, освоенная предприятием, коэффициент использования емкости рынка;
– рентабельность активов, инвестированного капитала, производства, продаж;
– коэффициент использования производственной мощности предприятия;
– удельный вес конкурентоспособной продукции в объеме продаж;
– показатели обновляемости продукции (удельный вес морально устаревшей продукции, снимаемой с производства в объеме продаж);
– соотношение показателей экономического роста:
темп роста прибыли > темп роста выручки > темп роста рентабельности активов > 100%.