Сравнение выраженности свойства социального объекта в трех и более временных точках
Схема исследования 2. Сравнение выраженности свойств социального объекта в трех и более временны́х точках.
Данная исследовательская схема является разновидностью предыдущей схемы 1 с той разницей, что вместо двух измерений ("до" и "после" влияния фактора) включаются дополнительные измерения свойств социального объекта, как "до", "во время" осуществления влияния, так и "после" него (рис. 17.2). Обычно это делается для того, чтобы проследить динамику изменения изучаемого свойства социального объекта в зависимости от этапа влияния фактора.
Рис. 17.2. Изучение свойства S1 в пяти временны́х точках (до, во время и после влияния фактора Ф1)
Примеры задач
Задача 1.
Выявить, значимо ли изменяется доверие участников тренинга "Мастерство общения" друг к другу в зависимости от этапа тренинга. А также выявить этап тренинга, на котором статистически значимо наблюдается самый высокий уровень доверия участников тренинга друг к другу. O1 – участники тренинга; S1 – уровень доверия участников друг к другу (зависимая переменная); Ф1 – этап проведения тренинга "Мастерство общения" (независимая переменная); tl – время замера доверия участников тренинга друг к другу "до" его начала; t2, t3, t4 – время замера доверия участников тренинга на различных этапах его проведения; t5 – время замера доверия участников тренинга "после" его проведения. Полученные результаты представлены на рис. 17.3.
Рис. 17.3. Динамика уровня доверия участников тренинга друг к другу
Выбор статистического критерия:
– тип задачи: сравнение выборок (по выраженности доверия участников тренинга друг к другу);
– количество сравниваемых выборок: пять (больше двух);
– вид выборок: связанные (так как сравниваются данные, относящиеся к тем же самым испытуемым, только в различные моменты времени);
– вид критерия:
• параметрический (если количество данных в каждой выборке более 60, данные представлены в шкале интервалов, данные имеют нормальное распределение)
Þ применяется однофакторный дисперсионный анализ ANOVA (Analysis Of Variance);
• непараметрический (если количество данных в любой из выборок менее 60 или данные представлены в порядковой шкале, или данные имеют ненормальное распределение, или данные не удовлетворяют условиям применения параметрического дисперсионного анализа)
Þ применяется критерий Хи-квадрат Фридмана.
Задача 2.
Лонгитюдное исследование социометрического ранга учащихся с 1 по 11 класс, проходящих дополнительные занятия у психолога по программе "Эмпатия". O1 – учащиеся школы; S1 – социометрический ранг учащихся (зависимая переменная); Ф1 –дополнительная программа обучения "Эмпатия" (независимая переменная); tl, t2, t3, ..., t11 – время замера социометрического статуса учащихся, соответствующее году обучения в школе. Значимо ли менялся социометрический ранг у детей на протяжении 10 лет обучения в школе?
Выбор статистического критерия в этой задаче производится аналогично выбору критерия в задаче 1.
Применение статистических критериев[1].
1. Однофакторный дисперсионный анализ ANOVA (если данные удовлетворяют условиям использования параметрического критерия и условиям применения дисперсионного анализа).
2. Критерий Хи-квадрат Фридмана (если данные не удовлетворяют условиям использования параметрического критерия или дисперсионного анализа).