Сравнение выраженности свойства социального объекта в двух временных точках
Схема исследования 1. Сравнение выраженности свойства социального объекта в двух временны́х точках (различных состояниях).
Данная схема отражает сравнение свойств социального объекта в двух временны́х точках, связанных с изменением состояний как самого социального объекта, так и окружающей его ситуации. Например, необходимо определить наличие или отсутствие изменения в экспериментальной группе, где в течение определенного промежутка времени имело место влияние некоторого фактора, а также проверить изменения в контрольной группе, где на протяжении того же промежутка времени влияния соответствующего фактора не было (рис. 17.1).
Рис. 17.1. Изучение свойства S1 в двух временны́х точках в экспериментальной группе ("до" и "после" влияния фактора Ф1) и контрольной группе
Примеры задач
Задача 1.
Проверить, как изменится отношение сотрудников к своему коллективу после введения новых коммуникативных правил в организации. 01 – сотрудник организации; S1 – отношение сотрудника к своему коллективу (зависимая переменная); Ф1 – введение новых коммуникативных правил (независимая переменная); И и t2 – время замера отношения сотрудников к своим коллегам "до" и "после" введения новых коммуникативных правил.
Выбор статистического критерия:
– тип задачи: сравнение выборок (проверить изменение отношения сотрудников "до" введения новых коммуникативных правил и "после");
– количество сравниваемых выборок: две (первая выборка – отношение сотрудников к своему коллективу "до" введения новых коммуникативных правил, вторая – "после");
– вид выборок: связанные (так как изучаются те же самые испытуемые "до" и "после" введения новых коммуникативных правил);
– вид критерия:
• параметрический (если число испытуемых более 60 человек, шкала интервальная, данные нормально распределены)
Þ применяется t-критерий Стьюдента для связанных выборок;
• непараметрический (если число испытуемых меньше 60 человек, или шкала порядковая, или данные ненормально распределены)
Þ применяется критерий Вилкоксона.
Задача 2.
Требуется сравнить частоту взаимодействия каждого ученика с одноклассниками (S1) в классе (Ο1) в рамках урока математики (Ф11) и русского языка (Ф12). Частота взаимодействия каждого ученика с одноклассниками в классе – зависимая переменная; конкретный урок (математика/русский язык) – независимая переменная.
Выбор статистического критерия:
– тип задачи: сравнение выборок (в данной задаче сравнивается частота взаимодействия каждого ученика с одноклассниками на уроке математики (Ф11) и на уроке русского языка (Ф12));
– количество сравниваемых выборок: две (первая выборка – частота взаимодействия каждого ученика с одноклассниками на уроке математики, вторая – на уроке русского языка);
– вид выборок: связанные (так как изучаются те же самые испытуемые только на разных предметах);
– вид критерия:
• параметрический (если число испытуемых более 60 человек, шкала интервальная, данные нормально распределены)
Þ применяется t-критерий Стьюдента для связанных выборок;
• непараметрический (если число испытуемых меньше 60 человек, или шкала порядковая, или данные ненормально распределены)
Þ применяется критерий Вилкоксона.
Задача 3.
Проверить, произошли ли значимые изменения в коммуникативных способностях (S1) школьников начальных классов (ΟΙ) после их участия в специальном тренинге (Ф1). Методика, измеряющая коммуникативные способности, в результате позволяла распределить всех испытуемых по трем уровням способностей – высокий, средний, низкий.
Выбор статистического критерия:
– тип задачи: сравнение выборок (по уровню коммуникативных способностей);
– количество сравниваемых выборок: две (первая – "до" тренинга, вторая – "после" тренинга);
– вид выборок: связанные (так как в качестве испытуемых "до" и "после" тренинга – одни и те же школьники);
– вид критерия: непараметрический (так как данные, подлежащие сравнению, представлены в номинативной шкале – "высокий, средний, низкий", как категории)
Þ применяется критерий Хи-квадрат.
Примечание: данный критерий поможет нам определить, значимо ли отличается распределение испытуемых по трем уровням коммуникативных способностей (высокий, средний, низкий) "до" проведения тренинга и "после" проведения.
Применяемые статистические критерии[1].
1. t-критерий Стьюдента для связанных выборок (если данные удовлетворяют условиям использования параметрического критерия: N > 60, интервальная шкала, нормальное распределение).
2. Критерий Вилкоксона (для связанных выборок, если данные не удовлетворяют условиям использования параметрического критерия).
3. Критерий Хи-квадрат (если данные представлены в номинативной шкале).