Сравнение лоббизма в США и ЕС
В заключение несколько слов о сравнении лоббизма в США и ЕС. Исследователи сходятся на том, что ключевое различие между культурой лоббизма в ЕС и США заключается в подходах к финансированию НКО и политическим кампаниям. В ЕС НКО часто получают финансовую помощь от Еврокомиссии. В США редко можно встретить финансирование правительством НКО или групп интересов, денежные средства поступают из совершенно иных источников. Зато в США у политиков не считается зазорным принимать пожертвования на избирательные кампании от частных лиц и корпораций. Следствием этого является то, что корпоративный лоббизм получил большее развитие в США. Европейцы, осознавая все риски, связанные с такой ситуацией, хотели бы избежать ее, поддерживая НКО, однако на протяжении 2000-х гг. эксперты отмечали усиление влияния бизнеса и ослабление влияния НКО.
Кроме того, в США механизмом противодействия влиянию корпораций выступают спонтанные grassroots-кампании, которые более распространены и более эффективны в США по нескольким причинам. Во-первых, в силу институционального устройства органов власти США и ЕС: в ЕС парламентарии, избираемые населением, не обладают правом законодательной инициативы в отличие от своих американских коллег. Во-вторых, принцип "европейскости", применяемый в ЕС при разработке законопроектов, игнорирует региональные интересы, которые опять-таки часто являются выражением воли граждан.
Что касается европейского лоббизма, то, очевидно, по мере роста индустрии лоббизма, будут наблюдаться и попытки большей степени регулирования лоббизма. Здесь ЕС идет по американскому пути жестких ограничений, дабы не выслушивать обвинения в использовании корпорациями институтов ЕС в своих частных интересах. Подобные обвинения были бы весьма болезненны для Евросоюза в силу разногласий между странами, которые там регулярно возникают, а также общего скепсиса относительно перспектив ЕС (табл. 13.9).
Таблица 13.9
Сравнение лоббизма в США и ЕС[1]
Деятельность |
Вашингтон |
Брюссель |
|
Регистрация лоббистов |
Конгресс США: обязательная |
Европейская комиссия и Европейский парламент: добровольная |
|
Регулирование этики чиновников |
Правительство США: есть Конгресс США: есть |
Еврокомиссары и персонал Комиссии: есть Депутаты Европейского парламента и персонал парламента: есть |
|
Свод правил для лоббистов и лоббистских организаций |
Федерал ьное законодател ьство накладывает ряд ограничений на лоббистов. Лоббистские организации часто принимают собственные этические коды |
Европейская комиссия и Европейский парламент: есть, его принятие входит в процесс добровольной регистрации |
|
Уровни лоббирования |
Многоуровневая система: Законодательные ветви власти: • Конгресс США • Легислатуры штатов Исполнительные ветви власти: • Федеральные • Региональные |
Многоуровневая система: ЕС и национальные уровни. Множество институтов власти ЕС (законодательных и исполнительных): • комиссия • парламент • совет |
|
Финансирование неправительственных организаций |
Финансируются частным образом; немногие, если вообще кто-либо финансируется государством, но в лоббировании чьих-либо интересов участия не принимают |
Многие финансируются, а иногда и даже созданы, Европейской комиссией |
|
Феномен "вращающейся двери" |
Бывшие законодатели и правительственные чиновники часто становятся лоббистами (и в связи с этим все больше увеличиваются ограничения) |
Реже |
|
Финансирование политических кампаний коммерческими организациями |
Распространено, но с ограничениями. Схема финансирования: частный сектор → общественный сектор (политики) |
Многие финансируются, а иногда и даже созданы, Европейской комиссией |
|
Транспарентность |
Строгое регулирование и принуждение Lobbying Disclosure Act (1995) требует от лобби публиковать списки клиентов и источников финансирования |
Минимальное регулирование и принуждение С 2011 г. действует Transparency Register, согласно которому лоббисты должны публиковать источники и объемы финансирования |
|
Значимость локальных проблем |
Сенаторы и конгрессмены опираются на локальные проблемы при избрании. Лобби, отстаивающие локальные интересы, обладают значительным влиянием |
Члены Европейского парламента в большей степени дистанцированы от локального электората. Лобби, отстаивающие локальные интересы, обладают меньшим влиянием. Локальные и региональные проблем ы рассматриваются в Комитете регионов ЕС, в который входят представители региональных и местных властей |
|
Количество зарегистрированных лоббистских организаций |
14 000 |
5522 (на 17 января 2013 г.) |
|