Сравнение гештальтпсихологии и бихевиоризма

Концепция гештальтпсихологии противостояла не только атомическому пониманию сознания в структурализме, но и выступала против идей своего современника — бихевиоризма.

Прежде всего, заслуживает внимания факт одновременного возникновения гештальтизма и бихевиоризма. Оба направления были реакцией па сложившиеся научные стереотипы и протестом против них. Эти стереотипы выражали уже рассмотренные нами школы — структурную (Вундта) и функциональную (Джеймса).

Бихевиоризм выступил не только против структурализма, представленного в США в работах Титченера но также против функционализма Джеймса. Оценивая гештальтизм, историки обычно подчеркивают, что для него главной мишенью служил структурализм с его трактовкой сознания как сооружения из "кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)". Однако при более пристальном рассмотрении выясняется, что гештальтисты с не меньшей решительностью отвергли и функционализм.

Два рассматриваемых направления решительно разделяло отношение к проблеме сознания.

Бихевиористы считали ее псевдопроблемой — сознание устранялось из психологии, из научных объяснений поведения.

Гештальтисты, напротив, усматривали главную задачу в том, чтобы дать новую интерпретацию фактам сознания как единственной психической реальности. Гештальтистская критика "атомизма" в психологии являлась предпосылкой переориентации эксперимента с целью выявления в сознании образных структур (целостностей). Достичь этой цели без самонаблюдения было невозможно.

Установка на то, чтобы строить психологическое знание по типу физико-математического, отличала гештальтизм от других концепций. Соратник Вертгеймера Келер имел, наряду с психологической, хорошую физико-математическую подготовку. Широкие естественнонаучные интересы отличали и Вертгеймера, у которого впоследствии установились дружеские отношения с Эйнштейном, даже принимавшим участие (в качестве интервьюируемого) в вертгеймеровских опытах.

И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу наук о природе. Но для бихевиористов моделью служила биология, а для гештальтистов — физика. Понятие о гештальте не считалось, таким образом, уникально-психологическим, приложимым лишь к области сознания. Оно было предвестником общего системного подхода ко всем явлениям бытия. Зарождался новый взгляд на соотношение части и целого, внешнего и внутреннего, причины и цели.

Спор гештальтистов и бихевиористов развивался в следующих направлениях.

1. Понимание природы человека. Гештальтисты считали, что феномены человеческого сознания шире, чем простая схема стимул-реакции, и поэтому человека нельзя трактовать как набор сформированных через подкрепление навыков.

2. Понимание предмета и метода психологии. Для гештальтистов очевидным было понимание того, что именно сознание как целостный феномен должно являться предметом изучения психологии, а единственно адекватным методом его изучения может быть интроспективный метод в феноменологическом ключе, в то время как бихевиористы решительно отвергали сознание как предмет изучения именно из-за его псевдоприроды и невозможности быть изученным экспериментально (все, что не может быть изучено методом эксперимента, есть фикция и не является предметом психологии как объективной науки).

3. Понимание природы мышления. С точки зрения гештальтпсихологии мышление не просто набор сформированных в длительном процессе через метод проб и ошибок навыков, как его видят бихевиористы. Оно формируется благодаря инсайту — внезапному осознанию структуры решения задачи, и происходит это спонтанно, в ситуации "здесь и теперь", прошлый опыт индивида при этом не важен.

4. Понимание психической деятельности. Любой двигательный поведенческий акт, по мнению гештальтистов, обязательно имеет некий образ, который обеспечивает его ориентацию в среде, и именно этот образ является сердцевиной психической деятельности. Поэтому трактовать образ как неуловимое и призрачное явление субъективного метода интроспекции, как его понимают бихевиористы, неправомерно.

Гештальтпсихология как психологическая школа оказала на дальнейшее развитие психологии значение не меньшее, чем бихевиоризм. В первую очередь благодаря введению структурного принципа, который обогатил методологию научного исследования, а также разработке методик экспериментального исследования восприятия, мышления, личности и созданию целого ряда феноменов личности.

Идеи гештальтизма существенно повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, который стал складываться на рубеже 1930-х гг.