Способы и механизмы интеграции

Известны и практически используются разнообразные способы взаимосвязи традиционных и новых подходов и методов обучения, предполагающих разный уровень продвижения к интеграции.

Взаимодополнение – первый шаг от аддитивной, механически складывающейся структуры к разделению функций или дополнению недостающих функций, компонентов до уровня, требуемого на соответствующем этапе (отрезке) обучения. Типичная аддитивная система – программированное обучение, в котором могут присутствовать разнообразные по дидактическому назначению кадры – от чисто репродуктивных до требующих выбора и поиска верного варианта.

Более продвинутый уровень интеграции – координация функций, когда одни функции в плане обогащения информацией или подготовки к деятельности подготавливают реализацию других функций, непосредственно развивающих новые качества обучаемых. Поиск информации, например, может предшествовать поиску способов ее трансформации для извлечения нового знания. Нередко этот уровень интеграции достигается за счет обоснованного "встраивания" компонентов определенной системы в иную базовую систему методов и средств.

Слияние, собственно интеграция происходит тогда, когда одна структура (метод) вписывается в другую структуру (метод) так, что либо она преобразуется и приобретает новые качества, либо сама растворяется в том, что было в нее привлечено.

В обеих ситуациях ведущие элементы сливающихся структур преобразуются, приобретая новые качества. Элементы майевтики, сократовского диалога, проблемности, внесенные в электронный учебник, развивают интуитивные способности, догадку, поисковые навыки, хотя очень важный элемент обучения – непосредственное живое общение, полемика с педагогом и другими участниками процесса – в этой ситуации утрачивается.

В процессе интеграции происходит трансформация составляющих этот процесс компонентов. Механизмами такой трансформации выступают ассимиляция – приспособление инородных, вносимых извне компонентов к условиям и закономерностям существующего базиса; аккомодация – изменение базисного составляющего под влиянием осваиваемых компонентов; уравновешивание – достижение гармонии баланса участников интегративного взаимодействия, рождение системы иного качества (Ж. Пиаже, Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн).

На процесс педагогической интеграции существенно влияют средовые факторы. К факторам социально-экономического характера относятся требования социального и научно-технического прогресса, и в первую очередь на современном этапе – информатизация, интеллектуализация труда и автоматизация производства. Эти процессы подчас отождествляют с требованиями рынка, однако они гораздо глубже, разностороннее и перспективнее. Необходима ориентация на перспективу экономического и социального развития. Как полагают футурологи, это ориентация па воспитание специалистов широкого профиля, способных проектировать и осваивать новое. В настоящее время наблюдается явное увлечение односторонне понимаемыми концепциями личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Хотя ясно, что интересы, желания, потребности отдельной личности сами формируются под влиянием социальных факторов, конъюнктуры рынка, пропаганды СМИ, феномена моды. В то же время на практике игнорируются или недоучитываются общие потребности людей, социальные вызовы эпохи, социально-формирующая роль образования.

К числу социальных факторов, как мы уже отмечали, относятся социальная стратегия государства, государственная и региональная образовательная политика, а также каналы и средства их реализации (так называемый административный ресурс). Последний может играть как действенную положительную роль например, применительно к ситуации последних лет в процессе компьютеризации школы, в развитии глобальных информационных сетей, поддержке ведущих вузов, укреплении материальной базы и т.д.), так и отрицательную или даже разрушительную роль, если речь идет о некоторых непродуманных, но настойчиво проводимых решениях (например, о повсеместном законодательном введении ЕГЭ, неравенстве в оплате труда педагогов-учителей и педагогов-воспитателей, педагогов в различных регионах).

Важное значение в совершенствовании образования, в разработке и освоении образовательных новшеств отводится науке, в первую очередь – педагогической и психолого-педагогической. Однако влияние науки на совершенствование практики оказалось ограниченным из-за двух обстоятельств. Во-первых, качество исследовательских работ и их прогностическая сила упали в результате засорения рядов науки случайными людьми в период, когда требования к научным исследованиям (более всего это 90-е гг. XX в.) были очень снижены ввиду тяжелого положения научных работников и педагогов из-за низкой оплаты их труда и падения престижа научной и педагогической деятельности. Во-вторых, продолжительное время властные органы, правительство и региональные руководители игнорировали мнения и рекомендации ученых, решения и проекты в образовательной сфере готовились практически келейно, без сколько-нибудь широкого обсуждения и внедрялись на основе административного ресурса.

Позитивным фактором в этих условиях стали здоровый консерватизм практики, инерция прогрессивных гуманистических традиций, накопленного опыта инновационных преобразований на рубеже нового тысячелетия. Это помогло смягчить негативные моменты ряда государственных начинаний середины последнего десятилетия и дало толчок к более взвешенной политике государства по отношению к образованию.