Способы формирования фонетических умений
Под системой упражнений понимается совокупность заданий, объединенных по назначению, материалу и способу их выполнения и направленных на формирование умений. Система упражнений выстраивается с учетом постепенного нарастания сложности заданий и степени самостоятельности учащихся при их выполнении. На начальном этапе обучения наиболее применимы упражнения репродуктивного характера, предполагающие воспроизведение учениками знаний или действий по образцу.
Фонетические упражнения трактуются в методике обучения языку как вид заданий, целью которых является формирование слухопроизносительных навыков у учащихся[1]. В период обучения грамоте основная цель применения упражнений этого вида связана с формированием у первоклассников определенных фонетических умений.
При изучении каждого из фонетических понятий в период обучения грамоте появляется необходимость формирования определенных умений, которые обеспечиваются осознанным использованием известного способа действия. Так, при изучении слога у первоклассников формируются следующие умения:
1) делить слова на слоги (определять слоговую структуру слога);
2) подбирать слова заданной слоговой структуры.
Очевидно, что второе из названных умений сложнее, поскольку предполагает опору на собственный речевой опыт ребенка и не может быть сформировано без первого.
Успешному выполнению упражнений помогают средства материализации фонетических понятий, при работе над слогом — это слоговая схема (модель) слова.
Приведем примеры таких упражнений.
Упражнения
1. Учитель показывает предметную картинку, просит назвать то, что изображено (произнести слово), а затем разделить его на слоги в процессе скандированного произношения и составить слоговую схему. Необходимо продумать использование слов разной слоговой структуры.
2. Учитель приготовил предметные картинки, на которых изображены тигр, слон, жираф, зебра, лев. крокодил, бегемот. На доску прикрепил слоговые схемы односложных, двусложных и трехсложных слов:_,__,___. Задание для учеников: соотнести слова — названия животных со слоговыми схемами.
3. Учитель приготовил слоговые схемы, предъявляет их детям с заданием подобрать (назвать, а не придумать!) слова с указанным в модели количеством слогов.
Приведенные примеры фонетических упражнений направлены на формирование у первоклассников умения делить слова на слоги и фиксировать полученный результат в слоговой схеме. Последовательность использования подобных заданий определена нарастающей степенью сложности каждого.
Скандированное произношение может сопровождаться (но не подменяться!) хлопками, ритмическим простукиванием и другими дополнительными приемами фиксации словоделения. Вот почему на этих уроках обучения грамоте для освоения детьми этого произносительного приема уместно использование считалок, коротких детских стихотворений, которые возможно произнести по слогам ("Я лю-блю сво-ю ло-шад-ку, при-че-шу ей шер-стку глад-ко..." или "Вме-сте ве-се-ло ша-гать...").
Обучение выделению ударного слога — важный этап не только в освоении фонетического образа слова, по и в пропедевтической работе, связанной с обучением правописанию. При знакомстве с понятием "ударение" следует организовать работу по формированию следующих умений: определять место ударения в слове и подбирать слова с заданным местом ударения. Первое из названных умений обеспечивает школьникам обнаружение самой частотной орфограммы русской орфографии (правописание буквы на месте безударного гласного), а второе — подбор проверочного слова. Приведем примеры соответствующих фонетических упражнений.
Упражнения
1. Игра в "эхо". Учитель произносит слово с выделением ударного слога, дети слушают, а в ответ воспроизводят только ударный слог, как эхо.
2. Последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. (Прием предложен II. С. Жедек.) Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что у него сформировался способ действия при определении ударного слога. Овладеть таким приемом детям достаточно сложно. Лучшее средство — и фа "Русский, польский, французский". Приведем описание, примерный сценарий проведения этой игры.
- В словах русского языка, ребята, ударным может быть любой слог. А вот в некоторых других языках мира ударным может быть только определенный слог в слове. Например, в польском — это всегда предпоследний слог (если в слове их больше двух), а во французском — последний. Давайте поиграем: попробуем русские слова произнести так, как их произнесли бы французы и поляки, изучающие русский язык.
Далее учитель делит класс па две группы: поляки и французы, показывает картинки, а первоклассники должны произнести слова в соответствии с правилами игры.
3. У учащихся необходимо формировать осознанные навыки контроля: учить оценивать не только результат выполненного задания, но и процесс его выполнения. При использовании моделей слов следует помнить, что чем схема конкретнее, тем труднее подобрать к ней слова. Важно привлекать детей к оценке правильности подбора слова к модели и к объяснению ошибки, если таковая имеется. Например, при подборе слов к модели і о ^ о дети назвали имена Лена, Нина, Мила, Валя. Ученик, назначенный контролером, не принимает последнее из названных слов, потому что согласные звуки в нем не соответствует указанным в модели.
Упражнения, сформулированные в виде задач, важны не только для языкового развития младших школьников. Они учат соблюдению условий задачи (т.е. действовать определенным образом), анализу и оценке действий одноклассников, умению исправлять их ошибки, что, в свою очередь, будет способствовать критичному отношению к собственным действиям и результатам своей работы.
Работа со звуками речи. Умение устанавливать последовательность звуков в слове с помощью специального произношения — непростая задача для первоклассника. Тем важнее для его дальнейшего обучения развитое умение слышать звучащее слово.
Подготовка к выполнению полного фонетического разбора обеспечивается системой аналитических упражнений. Для того чтобы узнать звук, надо произнести и послушать его. Дети допускают много ошибок при выделении звука из слова. Так, если спросить ребенка, какой первый звук в слове лес, он ответит [л'э]. Такое сочетание согласного с гласным представляет собой артикуляционную связь, которую трудно разрушить, не овладев специальным произносительным приемом. Также при освоении механизма чтения дети почти всегда "соскальзывают" с фонетического состава слова на буквенный. В этом случае в слове лес дети выделят второй звук Е, подменив его буквой.
Умение вычленять звук из слова формируется посредством упражнений.
Упражнения
1. Тренируя детей в утрированном произношении каждого звука в слове, учитель организует на уроке совместную работу.
— Давайте вместе найдем все звуки в слове "мир". Я начинаю: [м'м'м'м'ир]. Какой первый звук? ([м'1). Обозначьте его фишкой (| |). А теперь произнесите слово так, чтобы выделить второй звук. Какой это звук? Обозначим и его (Ц). Продолжите выделять звуки в слове. Произнесите слово так, чтобы выделить последний звук. Какой это звук? Обозначьте его (Ц). Сколько звуков в слове "мир"? (Три.)
2. Для реализации широкого приема учитель часто использует образы (иллюстрации, кукол) известных детям персонажей книг, мультфильмов. Важно, чтобы выбранный герой не был пассивным наблюдателем на уроке, а действовал вместе с детьми: выполнял задания, ошибался, исправлял ошибки учеников, задавал вопросы, поощрял правильный ответ и т.д. Первоклассники принимают правила подобных игр. Вот как может быть организована фонетическая игра, имеющая ту же методическую цель.
— Сегодня на уроке у нас гостья — Василиса Премудрая. Она мастерица задавать сложные вопросы. Справитесь? (Далее учитель "играет роль" этого персонажа.)
В моем волшебном саду есть только тс цветы и деревья, в названиях которых есть первый звук из имени Василиса. Кто скажет, растет ли в моем саду ива? (Да.) А как вы узнали? (В слове "ива" есть звук В.) Что еще растет в моем саду? Скажите и выделите голосом этот важный звук! (Дети должны произнести, например, слова слиВа, Васильки, траВа, одуВанчики и др.) Задам сложный вопрос: растут ли в саду виноград и вишня? (Нет, в этих словах первый звук [в'], а не [в]).
В качестве материала упражнений в выделении звуков целесообразно использовать скороговорки и чистоговорки: при их произношении не только происходит отработка дикции, но и обеспечивается опознание повторяющихся звуков. Например: Топали да топали, до тополя дотопали. Или: Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
Действия анализа, в том числе и фонетического, выступают в качестве основы для многих других мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Поэтому значимость аналитических умений в развитии младшего школьника трудно переоценить.
Умение различать гласные и согласные звуки формируется в систематическом применении правильного способа действия: произнесение звуков и наблюдение за работой артикуляционного аппарата и "поведением" выдыхаемого воздуха.
Приведем примеры фонетических упражнений, тренирующих учеников в использовании известного им способа действия для установления характеристики звуков.
Упражнения
1. Учитель "беззвучно" произносит звуки |о|, | п |, |у|, |м|, | ш |, а ученикам предлагается узнать каждый, определить, гласный он или согласный, и поднять соответствующую фишку (карточку с обозначением).
2. Учитель просит следом за ним произнести звук, послушать его и поднять карточку О, если он гласный: |с'с'с'сс'|, | ыыыыы |, [жжжжж]. Задание может быть усложнено, если среди отдельных звуков учитель "вдруг" произнесет слог — сочетание согласного с гласным звуком. Дети не должны попасться в "ловушку" и догадаться показать две карточки. Подобные методические решения — использование заданий-"ловушек" — очень эффективны в деле развития учащихся.
В связи с введением гласных и согласных звуков необходимо провести обобщение представлений детей о слогах и ударении. Приведем описание урока.
Фрагмент урока
— Как вы думаете, сколько звуков может быть в словах? (И мало, и много.) А слогов? (И два, и три, и один, и четыре.) Сколько звуков в слове ИРА? (Дети выделяют звуки в слове, считают и отвечают: три.) А в слове ТОРТ? (Действуя аналогично, дети устанавливают, что четыре звука.) А теперь посчитаем, сколько в каждом из этих слов слогов. (Ученики делят слова на слоги и составляют слоговые схемы.)
— Как же так получилось, — продолжает учитель, — что в таком коротком слова ИРА два слога, а в длинном слове ТОРТ — один? Чтобы ответить на этот трудный вопрос, обратите внимание на гласные звуки в каждом слове. (Дети устанавливаю] соответствие и делают вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
— А теперь определим ударение в каждом слове и понаблюдаем: какой звук в ударном слоге произносится громче и длиннее других. (Ученики определяют ударение, протягивают в ударном слоге гласный звук и называют его.)
— Каким же становится гласный звук в ударном слоге, кто догадается? (Учитель подводит детей к слову ударный.) В ударном слоге — ударный гласный, а в безударном? (Безударный.)
— Теперь про гласные звуки мы будем говорить: ударный и безударный. И еще один трудный вопрос: сколько ударных звуков может быть в слове? (Дети догадываются — один). А безударных? (Все остальные гласные звуки снова.)
Два последних вопроса в этом фрагменте требуют от первоклассников высокого уровня обобщения. Существенно, что эти сведения дети "добыли" сами, сделали важные выводы (учитель только направлял их размышления). Таким методическим решением учителю удалось "уйти" от предъявления школьникам информации в готовом виде.
Для становления осознанных фонетических умений у младших школьников важна их способность к контролируемому и произвольному выделению отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. В процессе овладения грамотой (чтением и письмом) фонетические умения ученика в своем развитии поднимаются па более высокий уровень. Это проявляется в уверенном разложении слов на звуки, соотнесении звуков с буквами и формировании новых звуко-буквенных образов букв при чтении.