Споры об увольнении в случае разглашения охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника (подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ)

Разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной, иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, является новым основанием расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

С субъективной стороны состав такого дисциплинарного проступка характеризуется неосторожной формой вины. Именно указанный фактор позволяет разграничить это правонарушение от коммерческого шпионажа, который совершается во всех случаях умышленно и преследуется в уголовном порядке.

В настоящее время в судах нередко рассматриваются дела по искам работников, уволенных по подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В большинстве случаев такие иски удовлетворяются и работники восстанавливаются на работе. Это связано прежде всего с тем, что работодатели при увольнении работников зачастую неправильно применяют данное основание увольнения и не определяют всех юридически значимых обстоятельств, предшествовавших увольнению.

При рассмотрении трудовых споров о восстановлении на работе в случае увольнения по подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ суду надлежит проверять соблюдение работодателем следующих обязательных условий правомерности такого увольнения.

Во-первых, указанное основание увольнения применяется только к тем работникам, которые в силу своей трудовой функции допущены к сведениям, составляющим соответствующую тайну: государственную, коммерческую, служебную, иную тайну.

Вопросы охраны государственной тайны регулируются Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне", коммерческой тайны – Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

Статья 5 Закона "О государственной тайне" определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну, ст. 21 – порядок и условия допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне. К государственной тайне допускаются работники в порядке, установленном нормативными правовыми актами. Так, постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне. Согласно Инструкции допуск граждан к государственной тайне на территории Российской

Федерации и за ее пределами осуществляется руководителями соответствующих организаций в порядке, установленном Инструкцией.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание необходимых условий для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства России о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность (ст. 26 Закона РФ "О государственной тайне").

Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяется соответствующими законами и иными нормативными актами (п. 1 ст. 139 ГК РФ). Согласно ст. 3 Федерального закона "О коммерческой тайне" коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. В отличие от Закона РФ "О государственной тайне" Федеральный закон "О коммерческой тайне" (ст. 5), наоборот, установил только сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В том числе к информации, которая не может составлять коммерческую тайну, указанный Федеральный закон относит сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, наличии свободных мест и т.д. Право на отнесение иной информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации (ст. 4 Федерального закона "О коммерческой тайне").

В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О коммерческой тайне" работодатель в целях охраны конфиденциальности информации обязан: ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну; ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение; создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Во-вторых, перечень сведений, которые составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, должен быть установлен надлежащим образом.

Например, перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается на уровне нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Информация о сведениях, составляющих государственную тайну, содержится в перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61.

Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 (ред. от 23 сентября 2005 г.) утвержден Перечень сведений конфиденциального характера. Согласно п. 3 Перечня под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и иными федеральными законами.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" впервые в отечественной правовой практике на уровне закона определены такие основные понятия, как "персональные данные", "обработка персональных данных", "распространение персональных данных", "использование персональных данных", "предоставление персональных данных", "блокирование персональных данных", "обезличивание персональных данных", "конфиденциальность персональных данных".

В-третьих, ответственность работника в виде увольнения его с работы по инициативе работодателя наступает за разглашение не любой охраняемой законом тайны, а только ставшей ему известной в связи с исполнением своих трудовых обязанностей.

В-четвертых, установленная трудовым законодательством ответственность в виде увольнения работника наступает, если трудовым договором предусмотрена обязанность работника не разглашать сведения, которые относятся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, которые стали ему известны в связи с исполнением им трудовых обязанностей.