Спортивно-важные качества личности высококвалифицированного спортсмена в сложнокоординационных видах спорта
Психологическая подготовка раскрывается через систему психологического, педагогического и социального воздействия на личности спортсмена, с целью выработки у него необходимых для данного вида спорта качеств. В спортивной деятельности формирование личности спортсмена, начиная с юного возраста, рассматривается как специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс с использованием методов обучения и воспитания. В соответствии с целями и задачами подготовки спортсмена, его возрастными и индивидуальными особенностями подбираются методы формирования сознания, организации деятельности, формирования и стимулирования опыта поведения. Г. Д. Горбунов охаракте-
Таблица 6.7. Психоспортограмма сложнокоординационных видов спорта (CK)
ризовал спорт как специфическую социальную сферу, выступающую фактором воздействия на личность спортсмена, особенно в период ее формирования, а спорт высших достижений как наилучшую модель для реализации стремления человека к самосовершенствованию и самоутверждению.
В качестве существенной тенденции в исследованиях личности выступает обоснование системного подхода, в соответствии с которым личность понимается не как совокупность отдельных свойств, а ее деятельность не только как совокупность отдельных действий и операций, а как целостное образование, включающее в себя множество характеристик и элементов, объединенных определенными связями.
Психологическая подготовка рассматривается как один из видов формирования личности, наряду с воспитанием, обучением, упражнением и тренировкой, адресуемых К. К. Платоновым к определенной подструктуре личности. Она предусматривает формирование не отдельных свойств личности самих по себе, а укрепление взаимосвязи всех свойств, необходимых для определенной деятельности. Созданные концепции личности с учетом специфики спортивной деятельности имеют практическую направленность и разработанный на этой основе инструментарий для оценки и повышения эффективности деятельности.
В процессе психологической подготовки следует учитывать, что явления действительности, представляют собой сложные образования, состоящие из ряда компонентов; все элементы системы существуют во взаимосвязи и взаимообусловленности; особенности структуры сложного явления обусловлены внешней средой; все компоненты системы одинаково необходимы для жизнедеятельности, однако между ними наблюдается определенная иерархия. В целом под системой понимается совокупность ряда компонентов, взятых как целое и находящихся в определенной связи и взаимодействии, на основе системообразующего для них фактора (К. К. Платонов). Структуру образует устойчивая взаимосвязь элементов, тип и форма внутренней организации системы. При построении структуры используются два принципа: субординационный и координационный. Субординационный, или иерархический, принцип предусматривает, что более сложные и общие компоненты подчиняют частные, и между ними существует взаимосвязь. Координационный принцип предполагает наличие взаимного дополнения свойств, при их относительной автономности. Взаимодействие психологической подготовки с другими подсистемами определяет ее функционирование и развитие, как динамического компонента в системе подготовки спортсмена.
Психологическая подготовка существует на трех уровнях: как процесс (процессуальных характеристик деятельности спортсмена в избранном виде спорта), свойства (подготовленность или комплекс специальных свойств личности) и состояния (успешность деятельности) (рис. 6.6).
Рис. 6.6. Психологическая подготовка как система
Важно проследить переход одного явления в другой, происходящий по принципу обобщения структур процесса в более сложную структуру состояния и, наконец, в еще более общую и сложную структуру свойств личности, при сохранении и формы, и содержания основного психического явления как процесса. Психологическая подготовка есть сложнейший процесс стабилизации актуального состояния до тех пор, пока оно не станет доминирующим, а затем превратится в свойство личности. Центральной задачей этого процесса является формирование и закрепление соответствующих отношений.
В психологической подготовке выделены уровни: психофизиологический, психологический (личностный) и социально-психологический.
На психофизиологическом уровне могут рассматриваться сенсорные, моторные и психические компоненты индивидуального профиля функциональной асимметрии; психомоторные качества. Их развитие выступает важным биологически обусловленным фактором успешного обучения и воспитания, определяет адаптацию и поведение спортсмена, связано с проявлением спортивно-важных качеств, что может способствовать совершенствованию технико-тактических и психологических основ подготовки.
На психологическом (личностном) уровне могут рассматриваться отношение к психологической подготовке, показатели мотивационно-потребностной сферы спортсмена, помехоустойчивость, волевой самоконтроль, индивидуальная система саморегуляции, эмоциональная устойчивость. Изучение и анализ выделенных свойств будет побуждать спортсмена к саморазвитию и самосовершенствованию. Специальные свойства развиваются в ходе тренировочной и соревновательной деятельности и рассматриваются как относительно устойчивые особенности спортсмена, отвечающие требованиям вида спорта и влияющие на успешность.
Социально-психологический уровень направлен на установление особенностей взаимоотношений в системе "спортсмен — спортсмен", "тренер — спортсмен", "спортсмен — родитель", "тренер — психолог", "спортсмен — психолог" и др., изучение таких феноменов как: общение, лидерство, совместимость, руководство спортивной командой и др. Процесс психологической подготовки осуществляется путем передачи информации и опыта (обучающего и воспитательного характера), его овладения в процессе занятий и самостоятельно и завершается сформированными спортивно-важными качествами, отражающими результат усвоения необходимых знаний, навыков и умений, которые спортсмен способен применить в тренировочной и соревновательной деятельности.
В психологической подготовке спортсменов системообразующим фактором является мотив, механизмом обратной связи выступает ее успешность. Ее анализ как многоуровневого явления — на уровне процесса, состояния и свойства позволяет определить критерии ее изучения, а также подобрать методы и средства для организации управления. Психологическую подготовку нельзя свести ни к одному из выделенных компонентов, в их единстве и взаимопроникновении заключается динамика спортивной деятельности и ее свойство как системного объекта. Все это позволяет учитывать специфику вида спорта, возрастные, индивидуальные особенности спортсменов (рис. 6.7).
Рис. 6.7. Условия индивидуализации психологической подготовки спортсменов в сложнокоординационных видах спорта
С целью разработки модельных характеристик спортсменов, занимающихся сложнокоординационными видами спорта (спортивная и художественная гимнастика, прыжки на батуте, прыжки в воду, фристайл, фигурное катание, синхронное плавание, спортивная акробатика, аэробика и спортивно-бальные танцы) проводилось эмпирическое исследование.
Установленные особенности в уровне выраженности психомоторных и других спортивно-важных качеств были представлены в десятибалльной системе и легли в основу разработанных модельных характеристик спортсменов, занимающихся сложно-координационными видами спорта (рис. 6.8).
Рис. 6.8. Модельные характерне гики спортсменов в сложнокоординационных видах спорта
У высококвалифицированных спортсменов отмечено позитивное отношение к психологической подготовке, что свидетельствует о настроенности на работу с психологом при наличии способности самостоятельно решать возникающие проблемы, осведомленности о методах, средствах, направлениях работы специалиста. При подготовке спортсменов в сложноко-ординационных видах спорта большое значение придается преодолению трудностей (помех), отражающих физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность.
Отрицательное влияние сбивающих факторов в экстремальных условиях деятельности отражается на психомоторной сфере спортсменов и проявляются в форме психологических барьеров (неуверенность, страх, болевые ощущения, перевозбуждение). Субъективные трудности обусловлены личным отношением спортсмена к объективным особенностям вида спорта, к условиям тренировки, спортивных соревнований.
Наибольшее отрицательное влияние на протекание психических процессов и состояний высококвалифицированных спортсменов оказывают внешнесредовые факторы, которые связаны с изменениями в графике соревнований, зрительными раздражителями, жеребьевкой и др. Негативное влияние на спортсменов оказывают технические помехи, которые связаны с нарушением или потерей координации, несоответствием темпа движений запланированному, ошибки при выполнении двигательных действий. Неполное восстановление, плохое самочувствие, снижение двигательной активности, утомление отражают влияние физического состояния на психологическую подготовленность спортсмена.
Осознание и переживание спортсменами социальных требований, особенности взаимодействия с партнером, товарищем по команде или тренером могут снижать общий уровень психологической подготовленности, что подтверждают невысокие значения по социальному компоненту. Невыраженный эмоциональный компонент показывает, что личное отношение к решаемой задаче (боязнь упасть, подавленность вследствие неудачи, неумение сдерживать радостные чувства под влиянием успеха и т.д.) в условиях соревновательной борьбы оказывает незначительное влияние на поведение и состояние спортсменов высокой квалификации. Неадекватное отражение спортсменом своих возможностей (мысли о неудаче, неправильное представление движений, искаженное восприятие их параметров и т.д.) практически не воздействует на спортсменов в экстремальных условиях спортивной деятельности, что подтверждают результаты по "познавательной" шкале. В целом, оценка значимости помех у высококвалифицированных спортсменов находится на оптимальном уровне, что позволяет им реализовать в соревнованиях накопленный в тренировочном процессе потенциал и успешно осуществлять свою деятельность на основе сформированной индивидуальной системы саморегуляции двигательной деятельности при различных психофизиологических затратах.
Особенности организации и управления своей внешней и внутренней активностью устойчиво проявляются в различных ее видах и образуют индивидуальный стиль саморегуляции поведения спортсмена. Высокий уровень "общей саморегуляции" характеризует сформированность индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности у спортсменов высокой квалификации. Испытуемые гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение цели у них осуществляется осознанно, что позволяет компенсировать влияние качеств, препятствующих достижению.
Высокий уровень сформированности регуляторной гибкости характеризует способность перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. Спортсмены при возникновении непредвиденных обстоятельств могут быстро оценить изменение значимых условий и перестраивать программу действий, что свидетельствует о пластичности всех регуляторных процессов. Выявлены индивидуальные особенности целеполагания, сформированность осознанного планирования деятельности. Высокие оценки по шкале "программирование" отражают сформировавшуюся потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Это важно в связи с увеличением координационной сложности, а также формирования ритуала поведения. Моделирование определяет адекватность программ действий планам деятельности, соответствие получаемых результатов целям. Способность оценивать результаты своей деятельности и поведения свидетельствует об адекватной самооценке, устойчивости субъективных критериев успешности достижения результатов. Анализ причин расхождения полученных результатов позволяет спортсменам адаптироваться к изменению условий.
Успешность соревновательной деятельности в условиях острой конкурентной борьбы за лучший результат предъявляет повышенные требования к способности спортсмена контролировать свое поведение, управлять своими чувствами, желаниями, мыслями, действиями. Общий уровень волевого самоконтроля у высококвалифицированных спортсменов находится в пределах среднего, что характеризует активность, независимость, самостоятельность, уверенность, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство долга. Спортсмены активно стремятся к выполнению намеченного, их мобилизуют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны — "настойчивость".
Мотивационная сфера высококвалифицированных спортсменов представлена разнохарактерными мотивами, отражающими различные стороны деятельности, ее социальную роль. У спортсменов доминируют потребности в достижении цели, в самосовершенствовании и поощрении. Потребность в борьбе и соперничестве в структуре мотивации выражена меньше. Выявленные особенности могут быть связаны с тем, что одной из форм организации тренировочного процесса является совместно-взаимосвязанная деятельность. Это не стимулирует спортсменов к сопоставлению своих результатов с результатами товарищей по команде. Желание продемонстрировать свое превосходство проявляется, когда член группы выступает в роли соперника, что требует со стороны тренера специальной организации занятий, так как потребность в борьбе и соперничестве актуализируется в условиях соревнований.
Формально-динамические (или психодинамические) свойства индивидуальности проявляются в психомоторной, коммуникативной, и интеллектуальной сферах. В психомоторной сфере у спортсменов отмечены оптимальный уровень двигательной активности, стремление к физическому напряжению, средняя физическая работоспособность и самооценка мышечного тонуса, а также гибкость при переключении с одной физической работы на другую, склонность к разнообразным формам двигательной активности. Отмечены высокий темп и скорость в различных видах двигательной активности, стремление к деятельности, связанное с умственным напряжением, гибкость мышления, активность умственных процессов. Однако в ситуациях неудачного выполнения двигательного действия, несовпадения задуманного и реального действия спортсменов отличает выраженность эмоциональных переживаний.
Успешность выступлений в конкретном виде спорта связана с индивидуальным профилем асимметрии. Неравномерное морфологическое развитие, одностороннее преобладание физических качеств и асимметрия двигательных действий особенно выражены в асимметричных упражнениях при большем спортивном стаже и более ранней специализации. Чем сложнее по координации двигательное действие, тем асимметричнее их координационная закрепленность. Особенности зрительно-моторной координации как значимого показателя для реализации технических действий, доминирование правой руки позволяет спортсменам легче и раньше врабатываться, двигательные акты выполнять более детализировано, точнее дозировать усилия.
Преобладание психической левосторонней асимметрии у спортсменов является предпосылкой к быстрой обработке вербальной информации, анализу, социальной адаптации к стрессу, к проявлению абстрактно-логического мышления, к выраженному контролю произвольных движений. Однако сглаживание профиля функциональной асимметрии может способствовать повышению успешности спортивной деятельности. Становится очевидной необходимость специальной тренировки неведущей конечности. Поэтому для гармоничного развития личности спортсмена необходимо способствовать совершенствованию и усложнению механизмов межполушарного взаимодействия. Оно может осуществляться при выполнении различных двигательных тестов, отражающих структуру основного двигательного действия.