Спортивная психология в США

Американская спортивная психология развивалась параллельно с европейской, хотя сами американцы традиционно считают, что именно им принадлежат приоритеты во всех начинаниях этой науки.

В 1897 г. американский врач Норман Триплетт провел эксперимент, который можно отнести в равной степени к области как социальной, так и спортивной психологии. Будучи любителем велосипедного спорта, он обратил внимание, что в парных или групповых состязаниях гонщики показывают более высокий результат, чем в индивидуальных состязаниях. В дальнейшем он опытным путем подтвердил это, и в США его эксперимент принято считать началом новой науки.

Начало спортивной психологии в США относят к 1897 г., когда Н. Триплетт провел эксперимент с участием велосипедистов-гонщиков.

В 1918 г. студент Иллинойского университета Колмен Гриффит, которого американцы называют "отцом-основателем" спортивной психологии, провел свои первые (тогда еще неофициальные) исследования с участием студентов, занимающихся спортом — футболом и баскетболом. В дальнейшем он написал ряд работ, одна из которых — "Психология спортсменов" (1922) стала безусловной классикой спортивной психологии. В 1925 г. Гриффит открыл лабораторию спортивной психологии в Иллинойском университете. В те же 1920-е гг. он опубликовал два ставших классическими труда: "Психология тренерской деятельности" (1926) и "Психология спорта" (1928)'.

В США историю развития психологии спорта и физической культуры разделяют на пять периодов.

Первый период (1895—1920) охватывает экспериментальную деятельность Триплетта и начало исследований Гриффита. В это же время ученый из Йельского университета Е. У. Скрипчер публикует работу о влиянии спорта на развитие индивидуальных особенностей человека (1899), а Г. Т. У. Патрик — о психологии игры в спорте (1903).

Второй период (1921—1938) практически полностью связывают с именем К. Гриффита: открытие им спортивной лаборатории в 1925 г., основные публикации ("Психология тренерской деятельности", "Психология спорта"), закрытие лаборатории в 1932 г. Из-за отсутствия средств, приглашение на должность психолога в чикагскую бейсбольную команду. Последнее событие, произошедшее в 1938 г., кажется особенно важным: прекращение финансирования научных исследований не означало невостребованности спортивной психологии. Более того, умеющие считать деньги американцы показали, что готовы потратиться на психолога ради успешности, в том числе финансовой, спортивной команды.

В этот же период получило свое развитие и распространение психологическое образования для учителей физического воспитания не только в Иллинойском университете, но и других университетах, например, в Гарварде, Спрингфилде, Массачусетсе.

Третий период начинается в 1939 г., когда сотрудник кафедры физического воспитания Калифорнийского университета Франклин Генри разработал программу по психологии двигательной активности. В течение последующих 30 лет закладывались основы американской школы психологии спорта и физического воспитания. Завершился период в 1965 г. конгрессом в Риме.

Четвертый период (1966—1977) в основном характеризовался тем, что после учреждения в 1967 г. Североамериканского общества психологии спорта и проведения им первой конференции психологи стали активно работать с командами и спортсменами. Это привело к появлению тестов, предназначенных непосредственно для работы со спортсменами. Примером может быть тест уровня тревоги для оценки характерных особенностей состояния соревновательной тревоги (R. Martens, 1977). С 1970 г. издается официальный печатный орган ИССП — "Международный журнал психологии спорта".

Пятый период (1978 — по настоящее время) выделяется значительным развитием прикладной стороны спортивной психологии. Создаются тесты, ориентированные на конкретные виды спорта, в том числе тест индивидуального типа внимания теннисистов, тест уровня тревоги у борцов, анкета групповой (командной) сплоченности баскетболистов и т.д. Спортивной психологии уделяется большое внимание на государственном уровне — олимпийский комитет страны создает Консультативный совет по вопросам спортивной психологии. Начинается развитие специальных периодических изданий. В 1979 г. выходит "Журнал спортивной психологии" (в дальнейшем — "Психология спорта и физического воспитания"), а в 1989 г. — "Журнал прикладной спортивной психологии".

В американском спорте спортивной психологии придается самое серьезное значение. Об этом говорит, например, такой факт. По данным ФЕПСАК на Олимпийских играх в Сиднее с командой США работали 25 психологов. Для сравнения: с командой России в это время работали 12 психологов.

Отношение к российским коллегам у американцев достаточно уважительное. В конце 1990-х гг. в американском журнале "Journal of Applied Sport Psychology" целый раздел был посвящен работе советских спортивных психологов. В статье речь шла о ведущих спортивных психологах бывшего Советского Союза. Интересно, что эта большая работа о достижениях отечественных специалистов была опубликована в стране, которая являлась (и является до сих пор) одним из основных спортивных соперников России.