Спортивная информация в телевизионном эфире
Телевидение по сравнению с радиовещанием гораздо позже "подключилось" к освещению спорта. Хронологический разрыв составил примерно двадцать лет (конец 20-х — конец 40-х гг. XX в.). За это время изобретение А. С. Попова и Г. Маркони прочно укоренилось в массовом сознании как основной источник оперативной информации о важнейших событиях в мире спорта. Однако стремительное технологическое развитие телевидения, рост его влияния и значения в медийной сфере в сочетании с интенсивностью освоения тематики, выразительных возможностей, совершенствованием материально-технической базы привело к примерному паритету двух важнейших медиа XX в. уже к началу 60-х гг. Телевидение не могло не адаптировать к своей специфике выразительных средств те принципы работы с информацией, которые на тот момент уже сформировались в радиожурналистике и о которых мы рассказали в предыдущем параграфе учебника.
При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства. Существующая в практике отечественного телевидения современная система жанров генетически восходит к прежним условиям функционирования всей медиасистемы и потому частично сохраняет ее родовые черты. Данная система жанров складывалась и формировалась под значительным доминирующим влиянием типологии жанров, характерных для печатных СМИ и шире — для всей литературной деятельности.
Сложившаяся в XIX в. литературоцентричная система организации и обработки информации в следующем веке вошла в противоречие с доминантным развитием средств массовой коммуникации. Однако существовавшие традиции и объективные обстоятельства позволили сохранить приоритет вербальной составляющей до середины нового столетия во многом благодаря радио. Но в общем цивилизационном процессе развития культуры лидером восприятия стал визуальный канал коммуникации, что определило его приоритетное положение в системе массовых коммуникаций во второй половине XX в. Проще говоря, информационной доминантой в массовом сознании стала "картинка". Неслучайно широкое распространение получил афоризм американского историка Дэниэла Бурстина: "Ничто не существует реально, пока это не показали по телевизору".
Любопытно, что первые трансатлантические телетрансляции с помощью спутников были связаны, прежде всего, со спортивными событиями. И "телевизация" спорта началась именно в тот же период. За прошедшие полвека технологические возможности трансляций существенным образом расширились и изменились, начиная от качества телевизионной "картинки" и заканчивая полиэкранностью, которая позволяет аудитории воспринимать не только визуальный ряд, фиксирующий происходящее перед телекамерами, но и получать наглядную текстовую и табличную информацию, дополняющую то, что мы видим, и то, что мы слышим за кадром в комментариях журналиста, ведущего прямую трансляцию с места спортивного соревнования.
Взаимодействие спорта и телевидения сегодня выражается не только в увеличение зрелищной способности показа соревнований различного вида и ранга. Самое бытование отдельных видов спорта в нынешней ситуации визуализации информации привело к тому, что в ряде случаев произошло существенное изменение правил соревнований, которые адаптировали под условия телевизионного показа.
Именно этим обстоятельством объясняется модернизация правил проведения соревнований в футболе, волейболе, баскетболе, борьбе, хоккее, боксе, биатлоне, лыжном спорте. В "спорте номер один" было отменено правило "золотого гола" в дополнительное время в матчах по системе "плей-офф". В волейболе было изменено правило перехода подачи, когда любая ошибка команды приравнивается к присуждению очка противоположной команде, ей же передается и право подачи. При подаче касание мяча сеткой не считается ошибкой (как было прежде) и игра продолжается. Первые четыре партии в каждом матче играются до 25 очков, и только пятая, решающая партия играется до 15 очков.
В баскетболе изменилось деление матча, который по правилам длится 40 минут чистого времени. Раньше играли два тайма по 20 мин. Теперь — 4 тайма (четверти) по 10 мин. Кроме того, был введен трехочковый бросок, который засчитывается в том случае, если выполнен игроком до вхождения внутрь зоны, очерченной дугой на половине поля противника.
В вольной борьбе поединок разбит на три периода со сложной системой присуждения очков в каждом периоде. Победа в поединке присуждается тому спортсмену, который выигрывает два периода. В хоккее была отменена остановка после 10 мин игры в третьем периоде, но было введено в ряде регулярных чемпионатов правило овертайма (т.е. игры в добавочном периоде до первого гола) и пробития буллитов, в случае если овертайм заканчивается вничью. В боксе вместо прежних трех раундов по 3 мин поединок нынче длится 4 раунда по 2 мин каждый.
В лыжном спорте за последние годы сильно изменился характер самих гонок. Стало больше соревнований с так называемым "масс-стартом", когда все участники гонки стартуют одновременно. Были введены соревнования по спринту по системе "плей-офф" и смешанные эстафеты. Количество же гонок с раздельным стартом было сокращено. Аналогичные тенденции наблюдаются и в организации гонок в биатлоне.
В ряде видов спорта телевизионный повтор был узаконен правилами. Так, например, в хоккее в случае возникновения спорной ситуации (взятие ворот, неправильно проведенный силовой прием) главный арбитр имеет право на просмотр специальной видеозаписи момента. После этого он окончательно и бесповоротно принимает решение. В истории хоккея от этого нововведения пострадала сборная России. Причем трижды в течение одного мачта — финального с командой Чехии на чемпионате мира 2010 г. В первом случае арбитр после просмотра засчитал гол в ворота нашей команды, забитый коньком чешского хоккеиста. Во втором случае на 5 мин без права замены был удален наш хоккеист за якобы неправильно проведенный силовой прием против соперника. После просмотра спорного момента арбитр принял сторону наших соперников. И, наконец, когда при счете 0:2 наша команда забила гол на исходе второго периода, арбитр снова после просмотра отменил взятие ворот ввиду того, что решающий бросок был сделан после остановки счетчика времени[1]. Телевизионная запись забега применяется и в легкой атлетике при определении мест, занятых спортсменами в спорных ситуациях. Эта технология получила название "фотофиниш".
Телевизионный компьютерный повтор как способ разрешения спорных ситуаций используется согласно правилам в большом теннисе. Если одному из участников игры кажется, что мяч попал в поле (или не попал), то он имеет право потребовать телепросмотра момента. Однако в большинстве случаев решение арбитра не отменялось, так как просмотр удостоверял правильность принятого решения. Более того, такой просмотр каждый из участников матча может потребовать только трижды за всю игру.
В настоящее время ведутся активные дискуссии о включении телевизионного повтора на законных основаниях в регламент судейства футбольных матчей. Причем дискуссия вращается вокруг только одного, но существенного момента — засчитывать гол или нет. Остроту дискуссии придал инцидент во время чемпионата мира по футболу 2010 г. в ЮАР.
Отметим, что с точки зрения экранной зрелищное™ это было наиболее технически обеспеченное телевизионным показом спортивное соревнование последних лет. Освещением этого крупнейшего спортивного события года в нашей стране занимались "Первый канал", каналы "Россия" и "Россия-2" (бывший "Спорт"), а также "НТВ + " и интернет-портал. Помимо непосредственных трансляций всех без исключения 64 матчей (с обязательными утренними повторами) и сообщений их результатов в выпусках информационных программ на основных федеральных каналах, непосредственно на канале "Россия-2" в течение месяца в эфир выходил ежедневный "Дневник чемпионата". Несомненно, что даже неучастие сборной России в главном футбольном соревновании четырехлетия не ослабило внимания отечественной телеаудитории к чемпионату. По оценкам экспертов, совокупное число зрителей, смотревших игры "мундиаля" в экранном варианте по всему миру достигло 600 млн чел.
Трансляции обеспечивала группа немецких специалистов, которая использовала комплекты из 32 телекамер. Они монтировались на каждом из десяти стадионов, на которых проходили матчи чемпионата. Функциональное назначение камер технически обеспечивало и показ повторов наиболее острых моментов (до 5—6 раз с разных точек), и демонстрацию крупных планов игроков, судей и тренеров, и общее панорамирование. Особую ценность подобная визуальная всеохватность приобрела при возникновении спорных моментов во время взятия ворот, когда необходимо было четко показать наличие (или отсутствие) положения "вне игры" или самого факта состоявшегося гола. Именно последнее обстоятельство и породило ситуацию, когда телевидение продемонстрировало несовершенство нынешних методов судейства.
Матч 1/8 финала между Англией и Германией стал кульминацией телепоказа, когда на экране зрители во всем мире увидели: мяч после удара англичанина Лэмпарда побывал в воротах немцев. При этом англичане проигрывали и никто не знает, как сложился бы этот матч, если бы судья принял очевидно справедливое решение. А судья этого гола "не заметил"[2]. Разгоревшаяся дискуссия о судейских ошибках во время "мундиаля" вновь возродила вопрос об обязательном официальном использовании видеповторов так, как это уже применяется в хоккее или теннисе. Однако президент ФИФА Зепп Блаттер пока не очень спешит с подобными техническими новшествами.
На волне интереса к "игре № 1" был запущен новый проект ВГТРК — специальный канал "Спорт-1". Он распространяется по кабельным сетям и выходит в эфир на том же интернет-портале. Канал стартовал 14 августа 2010 г. Однако доминирующей составляющей его эфира стало все то, что происходит в английском футболе: от трансляций матчей премьер-лиги и Кубка Англии до обозрений каждого тура. Одновременно усилилось присутствие английского футбола и на канале "Россия-2", который уделяет ему ничуть не меньше эфирного времени, чем футболу отечественному. Если учесть, что в отечественном медиапространстве больше года действует спутниковый канал "Футбол", то факт доминирования данного вида спорта уже не требует доказательств.
0 том, что спорт является одним из самых востребованных аудиторией трендов телевизионного вещания, нам "подскажет" состав "пятерки" самых "смотрибельных" программ сезона 2009—2010 гг. Понятно, что главный хит — новогоднее обращение Президента РФ. Оно на двух главных каналах — "Первом" и "России" — в сумме получило рейтинг 34,8%. Это означает, что каждый третий гражданин нашей страны, включивший под новогодний бой курантов телевизор, смотрел именно выступление Дмитрия Медведева. А вот второе место, полученное трансляцией печально известного футбольного матча Россия — ФРГ (17Д%)[3], доказало неистребимую тягу россиян к спорту как телезрелищу. Вновь, как и в 2008 г., футбол вошел в "тройку" телевизионных призеров с точки зрения внимания публики.
Тогда трансляция полуфинального матча Евро-2008 Россия — Испания[4] едва не обогнала по рейтингу обращение Президента. Нынче футбол на телеэкране обошел "Голубой новогодний огонек на Шаболовке" (3-е место, 15,6%); показ продолжения фильма "Ирония судьбы" (4-е место, 15%); трансляцию военного парада на Красной площади, посвященного 65-летию Победы (5-е место, 14,3%).
Наиболее наглядно взаимонаправленное движение СМИ и спорта проявляется в период организации таких крупных международных соревнований, как Олимпийские игры. Свидетелями этому были 4 млрд телезрителей, наблюдавших трансляции спортивных состязаний во время Олимпиады в Пекине в 2008 г.[5] И это несмотря на то, что одновременно с открытием Олимпийских игр начался и конфликт между Южной Осетией и Грузией. Рейтинги новостных программ 8 августа 2008 г. по российской аудитории были все-таки выше, чем рейтинг трансляции церемонии открытия[6].
Любопытно, что и сами сроки проведения пекинской Олимпиады в не очень выгодный по времени из-за экстремальной жары и смога период были выбраны непосредственно китайским оргкомитетом под жестким давлением зарубежных телекомпаний, имевших права на трансляцию различных номеров олимпийской программы. Им было выгодно проведение Олимпийских игр именно в августе, так как в сентябре-октябре того же года должны были начинаться регулярные сезоны в большинстве заокеанских профессиональных спортивных структур США (НХЯ, НБА и т.п.). Для того чтобы эфирные интересы последних не пересекались с олимпийскими трансляциями, и было принято компромиссное решение о сроках проведения Олимпиады в Пекине. За это американский телеканал NBC перечислил Оргкомитету около 900 млн долл., а европейский телеканал EBU — порядка 450 млн долл.[7]
Повышенная зрелищность спортивных соревнований происходит от самого характера видов спорта — игровых, контактных, циклических, силовых, технических. Понятие информационной привлекательности или, если угодно, инфогеничности, зависит от правил соревнований, преимущественного характера необходимых сооружений, природной среды и погодных условий. В немалой степени популярности того или иного вида спорта способствует частота показа на телевидении всех возможных видов соревнований, для него характерных. А вопрос о "доступе" на телеэкран конкретного вида спорта находится в прямой зависимости от фактора его зрелищности, адаптивности, степени демократизма и т.п. Эти аспекты и объясняют преимущественное предпочтение, которое отдают субъекты рынка телевизионного вещания тому или иному соревнованию или виду спорта. Сегодня складывается следующий рейтинг приоритетов с точки зрения зрелищной привлекательности видов спорта: футбол, биатлон, хоккей, бокс, баскетбол, теннис, фигурное катание, автогонки, лыжный спорт.
Французский исследователь Роже Кайуа в работе "Игры и люди" в свое время указывал и на такой фактор популярности спортивных соревнований, как психология восприятия зрелища, когда подражанием занимаются не атлеты, а публика. Уже одно только самоотождествление со спортсменом образует мимикрию, родственную той, которая заставляет читателя узнавать себя в герое романа, а кинозрителя — в герое фильма[8]. Можно утверждать, что в настоящее время спорт, вся система организации и трансляции соревнований с точки зрения восприятия аудиторией посредством электронных СМИ испытывают некоторое давление со стороны массовой культуры с ее стереотипами. Но и сам спорт как зрелище тоже становится в ряде случаев в конкретных своих организационных формах частью массовой культуры, органичной частью эфирного контента в разных видах, форматах и жанрах.
Спорт как тренд не существует в отрыве от других сфер человеческой деятельности — политики, бизнеса, эротики, медицины, о чем мы уже писали в предыдущих главах учебника. Все чаще возникают журналистские материалы, произведенные именно на стыке этих сопутствующих тем. Однако подобный комплексный подход является дополнением к основному — событийному стержню всего спортивного телевизионного вещания. Преимущество спорта перед другими видами человеческой деятельности очевидно. Событийность спорта — это событийность планируемая и ожидаемая. Ведь большинство телеболельщиков знают, когда состоится очередной чемпионат мира по футболу или Олимпийские игры. Однако непредсказуемость результатов матча, забега, заплыва, эстафеты и т.п. повышает потенциальное внимание аудитории.
Спортивная информация в телеэфире сегодня — один из существенных новостных трендов. Однако для того чтобы она была адекватно воспринята аудиторией, необходимо помнить о коммуникативных особенностях телевидения и наборе его выразительных средств. В отличие от радиоинформации телеинформация воздействует на зрителей комплексно — по двум каналам — визуальному и аудиальному. То есть, проще говоря, изображением и звуком. У каждого из этих компонентов есть свои качественные характеристики. У звука, например, их не так уж и много — речь, музыка, шумы, пауза.
А вот с изображением ситуация более сложная. Помимо чисто технических показателей — цвет, свет, насыщенность, существуют и динамические характеристики — динамика и статика. Не говоря уже о таких пространственно-временных параметрах, как кадр, ракурс, план. Изображение может быть видео-, кино-, фотографическим, анимированным (мультипликация). В нем может в разных вариациях использоваться и инфографика (таблицы, схемы, диаграммы и т.п.). Все эти выразительные возможности телеизображения активно использовались и используются в спортивной журналистике, для которой наглядность является приоритетным коммуникативным свойством телевидения.
Однако стоит помнить и о выразительных возможностях телевидения, которые базируются на комплексном воздействии изображения и звука. Вот несколько возможных вариантов:
1) подвижное изображение + речь;
2) подвижное изображение + шумы;
3) подвижное изображение + музыкальное сопровождение;
4) подвижное изображение + речь + музыкальное сопровождение + шумы;
5) подвижное и неподвижное изображение + все возможные варианты от 1-го до 4-го;
6) неподвижное изображение + все возможные варианты от 1-го до 4-го и т.д.[9]
Конкретные возможности использования всей совокупности выразительных средств телевидения и его коммуникационных возможностей необходимо рассматривать применительно к конкретным формам и жанрам презентации спортивной информации. Этому будут посвящены следующие параграфы, касающиеся жанров спортивной телерадиожурналистики и специфики профессиональной деятельности журналиста в спортивной сфере. А пока перейдем к рассмотрению информационных возможностей сети Интернет в контексте интересующих нас моментов работы журналиста со спортивной информацией.