Спортивная информация и сеть Интернет
Для лучшего понимания особенностей функционирования Интернета как источника и канала распространения информации сравним его с уже существующими СМИ[1].
Разница восприятия информации посредством телевизора по сравнению с Интернетом заключается в том, что в первом случае одновременное использование канала коммуникации потребителем носит принудительный характер. Ведь зритель может включить телевизионный приемник для просмотра желаемой передачи только в тот момент, когда она запланирована в эфире[2]
Тогда как при вхождении пользователя во "всемирную паутину" для получения информации создается ситуация одновременного использования данного вида коммуникации по умолчанию, т.е. ввиду самого факта подключения к Интернету. При этом создается иллюзия индивидуальной коммуникации.
Похожая ситуация складывается и при коммуникации посредством печатной прессы, когда потребитель информации (читатель) по умолчанию считает, что полученная им из печатных медиа информация может быть известна или узнана другими людьми из аналогичного источника, каковым является свежий номер газеты и журнала. Однако в такой ситуации вероятность этого неизмеримо ниже, как по сравнению с Интернетом, так и по сравнению с телевидением. Причина — в разнице охвата потенциальной аудитории. Как и в случае с Интернетом, в коммуникации, базирующейся на основе печатных СМИ, сохраняется ее индивидуальный характер.
Все это сближает коммуникационные особенности бытования разных СМИ в едином медиапространстве. Однако заметим, что Интернет стоит все же рассматривать как вспомогательное техническое средство работы с информацией. Но поклонники всемирной сети настаивают на том, чтобы считать ее средством массовой информации. Одним из их аргументов является факт широкого распространения Интернета в отечественном информационном пространстве. По оптимистичным оценкам сторонников сети Интернет, сегодня количество ее пользователей в Российской Федерации достигло 50 млн чел.
Такая тема, как спорт, в сети представлена достаточно разносторонне. На поисковой системе "Яндекс" уже в 2006 г. было зарегистрировано 3647 сайтов, посвященных спортивной тематике, не считая различных разделов, страниц, входящих в другие порталы и системы. Их можно условно разделить на две группы.
В первую группу мы включаем спортивные сайты, где представлена узкоспециализированная спортивная (официальная и неофициальная) информация. Среди них:
— сайты официальных организаций (Федеральное Агентство по физической культуре и спорту — rossport.ru;
Профессиональная футбольная лига — pfl.ru; Олимпийский комитет России — olympic.ru/ и т.д.);
— сайты, посвященные тому или иному виду спорта ("Формула-1" — vww.f-l. ш; баскетбол — basket.ru; футбол — profootball.ru);
— сайты, являющиеся персональная страничками спортсменов (борца Александра Карелина — karelin.ru/; гимнастки Ирины Чащиной — chaschina.com/; биатлонистки Альбины Ахатовой — akhatova.ru/; теннисистки Марии Шараповой — maria-sharapova.ru/);
— сайты, являющиеся страничками фан-клубов и болельщиков (ЦСКА — red-army.ru/; "Спартака" — espartak.ru/).
Ко второй группе относятся сайты, связанные со спортивной интернет-журналистикой. К ним относятся:
— спортивные порталы;
— сайты спортивных информационных агентств;
— сайты спортивных интернет-СМИ;
— сайты, которые являются спортивными рубриками в неспециализированных интернет-изданиях, и спортивные разделы на сайтах крупных радиостанций, телекомпаний;
— онлайн-версии спортивных телеканалов;
— онлайн-трансляции спортивных соревнований.
Далее мы охарактеризуем наиболее типичные интернет-источники спортивной информации, которые тем или иным образом связаны с интернет-журналистикой.