Специфика теневого бизнеса в России
Теневой бизнес часто является источником финансового благополучия чиновников, отсюда их заинтересованность в его воспроизводстве. Сделать это можно через формирование барьеров входа на рынок в виде административных ограничений, создающих трудности участникам рынка, при одновременной селективности наказаний для нарушителей. Формировать такую ситуацию могут только участники рынка, наделенные административным капиталом, который выражен в способности, используя власть, регулировать доступ к ресурсам и видам деятельности. Контролирующие инстанции делятся доходом с принимающими законы, что превращает власть в гарант теневой экономики, а административный капитал – в характерный ресурс теневого хозяйствования.
По результатам исследований может быть выделен следующий перечень основных факторов, способствующих вытеснению бизнеса в тень:
– недоверие к государству;
– постоянные изменения правил и законов;
– неэффективное государственное регулирование;
– налоговое бремя;
– теневые поставки;
– дорогие кредиты;
– необходимость иметь теневой бюджет на выплату взяток.
Кроме того, устанавливается перечень факторов, облегчающих возможность ведения теневого бизнеса:
• пробелы налогового законодательства и возможности, предоставляемые ими;
• коррумпированность чиновников;
• позитивные социальные и политические эффекты теневой экономики;
• неэффективность административных и институциональных установлений.
Бизнес вынужден концентрироваться на краткосрочных стратегиях, поскольку существует нестабильность и непредсказуемость правил игры. Теневой доход рассматривается как своего рода страховой фонд от этой непредсказуемости. Свистопляска фиксируется предпринимателями на всех уровнях: федерального, регионального законодательства, муниципальных нормативных актов, подзаконных актов различного уровня и различных ведомств. Причем нередко предприниматели признают, что при стабильных правилах можно было бы выплачивать и нынешние, кажущиеся обременительными, налоги. Здесь важным фактором выступает невозможность долгосрочного планирования.
Можно прийти к заключению, что власть постоянно жертвует долгосрочными интересами, возможностями развития бизнеса и, следовательно, надежным увеличением пополнения бюджета ради решения краткосрочных задач "латания бюджетных дыр" – и чаще всего за счет предпринимателей. Любые дополнительные поборы (повышение цен за парковку, рост стоимости аренды и т.п.) возникают неожиданно, без консультаций с предпринимателями, без серьезного анализа баланса доходов и потерь, возникающих из-за ущемления бизнеса. Все это также вносит вклад в нестабильность правил игры и в вытеснение бизнеса в тень.
Еще одним фактором выхода в тень является недоверие к государству. Предприниматели боятся показывать легальный рост оборотов, эффективности и т.п., полагая, что это подтолкнет государство пересмотреть налоговое законодательство. Упрощенные системы налогообложения в этой связи сознательно эксплуатируются бизнесом.
Вытеснение в тень может возникать в результате политики власти, даже когда последняя движима благими намерениями, например, в контексте государственного регулирования цен на пассажирские перевозки (иногда государство занижает цены до такой степени, что легальная деятельность в этой сфере становится невыгодной).
Взаимосвязь между политикой властей, с одной стороны, и теневой экономикой, коррупцией – с другой, постоянно проявляется в интервью с предпринимателями. Здесь связь двунаправленная, обеспечивающая как позитивные, так и негативные эффекты. В частности, многие респонденты довольно оправданно говорят, что вмененный налог исключает для них понятие тени. Но при этом многие сознаются, что укрывают существенную часть зарплаты. Одни говорят, что показывают не всех работников. Другие признаются, что не показывают налоговым органам часть зарплаты работников. Однако нет понимания, что тем самым предприниматели снижают кредитоспособность работника и уменьшают его будущую пенсию.
Существуют и другие примеры того, что развитие нормальных рыночных институтов способствует снижению тени, преступности и коррупции. Например, развитие страхования делает менее актуальным всевозможный криминальный бизнес, основанный на угоне машин. Но этот же пример автострахования дает пример того, как плохо подготовленное внедрение института влечет одновременно негативные эффекты – махинации со страховками.
Очевидно, что вытеснение в тень стимулируется не только действиями властей, но и особенностями нашей экономики. Например, дорогие кредиты заставляют предпринимателей из малого бизнеса оформлять кредиты на физические лица. Последующее использование этих денег в бизнесе влечет использование серых схем.
В процессе проведения интервью не раз возникали мотивы взаимосвязи теневой экономики и коррупции, взяточничества. Некоторые респонденты утверждают, что коррупционные выплаты идут исключительно из теневого оборота и, более того, теневой оборот необходим, чтобы выплачивать взятки.
Конечно, нельзя не учитывать возможные позитивные эффекты теневой экономики: удешевление товаров и услуг, сохранение возможности вести бизнес, а значит, занятость, доходы населения, поддержка покупательной способности. Но при этом не анализируются негативные эффекты, которые нужно сопоставлять с позитивными. К негативным эффектам следует отнести сокращение бюджетных доходов и коррупцию, которая неизбежно сопровождает теневую экономическую деятельность. Очевидно, что теневая экономика и коррупция не просто взаимосвязаны, но образуют своеобразный контур с положительной обратной связью, взаимно усиливая друг друга. Есть основания полагать, что по этой причине теневая экономика не может быть стабильной частью экономики. Она разрастается, снижая эффективность экономики в целом, создавая угрозу экономической безопасности государства.