Специфика российского рынка труда молодежи
Молодежный рынок труда имеет свои особенности. Это связано как с общей тенденцией модификации на российском рынке труда, так и с особенностями молодежи как особой социальной группы со своим стандартами поведения, установками.
Российский рынок в силу определенных социально-экономических, политических и других причин, а также перестройки всей административно-экономической системы привел к резкому падению производства и, соответственно, существенно повлиял на занятость и безработицу, разбалансировал существующую ранее пропорцию между рабочими местами и количеством и качеством рабочей силы.
Большинство государственных предприятий перешло в руки частных собственников или стали акционерными, многие из них обанкротились. Из-за сокращения общего количества предприятий собственники оставшихся организаций в связи со сравнительно достаточным объемом рабочей силы значительно ужесточили требования к профессионализму работающих в связи с появлением возможности выбора. Предприятия в настоящее время в основном создаются в торговой сфере, сфере услуг и финансово-кредитной системе. В результате чего вновь созданные рабочие места из-за их сравнительно небольшого количества характеризуются более жесткими условиями найма и более высокими требованиями к профессионализму и подготовке кадров, которые не всегда отвечают требованиям рынка. Анализируя современный рынок труда, необходимо также отметить, что пока еще продолжающийся спад производства, снижение уровня жизни большей части населения России, рост цен на необходимые продукты и товары, нестабильность всей экономики, очень высокие проценты в финансово-кредитной системе, рост безработицы, отчужденность большей части работников от собственности и от участия в управлении производством сопровождаются одновременно и значительным обогащением небольшой группы людей, т.е. ситуация, складывающаяся на рынке труда, остается напряженной, растет общее количество безработных.
Численность безработных в 2011 г. в России составила 5020 тыс. чел., численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года), составила 1286 тыс. чел., из них 5,7% – молодежь до 20 лет, 20,9% – молодые люди в возрасте 20–24 года, 15,5% – молодые люди в возрасте 25–29 лет. Уровень безработицы в процентах от экономически активного населения соответствующей возрастной группы составил 31,9% (молодые люди до 20 лет) и 11,2% (молодежь в возрасте 20–29 лет).
В январе 2013 г. уровень безработицы оставался по-прежнему высоким. Численность безработных составила 4,5 млн чел. (6,0%) (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,1 млн чел. Средний возраст безработных в 2013 г. составил 35,5 года.
На февраль 2014 г. среди безработных молодежь в возрасте до 25 лет составляла 22,5%.
Высок уровень средней продолжительности поиска работы. В 2011 г. он составил 7,9 месяца. У 29,9% безработных продолжительность поиска работы составила больше года. Среди молодежи в возрасте до 20 лет в 2011 г. продолжительность поиска работы составила 4,8 месяца. Среди молодежи в возрасте от 20 до 24 лет – 6,8 месяца. Среди молодежи в возрасте 25–29 лет – 8,1 месяца. Среднее время поиска работы среди учащихся и студентов составило 8 месяцев.
Как видим, срок поиска работы увеличивается с возрастом. В случае длительной безработицы (более 8 месяцев) наступают необратимые изменения по отношению к трудовой деятельности, в частности возникает трудовая пассивность, т.е. снижается самостоятельность поиска работы, ярко выраженная дисквалификация, потеря профессиональных навыков, упадок моральных устоев. Многие впадают в глубокую депрессию, теряют самоуважение, проявляют склонность к общественным беспорядкам.
Иногда наблюдается явное разрушение личности, приводящее в большей степени к негативным последствиям и характеризуемое криминальным поведением.
Такое положение российской безработицы определяется следующими причинами: 1) спадом производства; 2) нестабильностью финансово-кредитной системы; 3) существующей разбалансированностью между спросом и предложением рабочей силы; 4) притоком беженцев из бывших республик СССР, готовых работать в тяжелых и вредных условиях за низкую оплату своего труда, тем самым вытесняя российских работников; 5) психологическими особенностями значительной части людей, в частности социальным пессимизмом и нежеланием прикладывать какие-либо усилия к поиску работы; 6) обесцениванием и недоиспользованием трудового, человеческого потенциала; 7) существующей дискриминацией со стороны работодателей к отдельным категориям граждан, в частности к выпускникам учебных заведений, не имеющим опыта работы по специальности, и др.
Как видим, несмотря на то что молодежный ресурс труда изобилует физической энергией, стремлением к скорейшей самореализации, самоутверждению, самоопределению, все же молодежь является одной из уязвимых социальных групп. Об этом говорит масштаб регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, связанный как с более низкой конкурентоспособностью, ужесточением требований к профессионализму работников, наличию трудового стажа, так и неумением найти свою нишу в обществе.
Современная молодежь имеет плохое представление о дефицитных профессиях, особенно связанных с рыночной экономикой, также имеет место низкий уровень информированности о состоянии рынка труда, спросе на конкретные специальности, возможностях профессионального обучения и переобучения. Недостаточным является и общий уровень правовой грамотности, а также знание основ трудового законодательства.
Новые рабочие места характеризуются более жесткими условиями найма, а система подготовки и переподготовки кадров не отвечает новым требованием, а в отдельных отраслях вообще отсутствует. Безработица охватывает в первую очередь выпускников учебных заведений. Выпускники, оказавшиеся без опыта и достаточной практико-профессиональной подготовки на рынке труда, представляют собой явно неконкурентную рабочую силу. Кроме того, такие цели, как "деньги любым путем", "все средства хороши для достижения материальных целей", надолго укоренились в их сознании. Именно материальный вирус захватил большую часть молодежи. Молодые люди стараются занять ниши, где наиболее полно удовлетворяются их материальные потребности, а такие сферы экономики, как наука, здравоохранение, образование, остаются в стороне их интересов. Приоритет отдается не столько творческому, содержательному, интеллектуальному труду, а труду хоть с низкой или средней квалификацией, но удовлетворяющему их экономические интересы. Ценность "отличной работы" определяется суммой денег, а не ОГЛАВЛЕНИЕм труда. Значение нематериальных сторон труда, таких как гарантии сохранения рабочего места, творческий, интеллектуальный подход, самореализация в профессиональном плане, интересная и перспективная работа, неуклонно снижается. Мотивационная установка в конечном счете определяется "выгодностью" и "прибыльностью". Поэтому заметно расхождение в сфере потребностей работника и предложений рынка труда. Такое положение особенно усугубляется, поскольку заметен разрыв между приоритетом образования, подготовки кадров и предложением определенных рабочих мест в сфере занятости.
Большая часть молодых людей находит работу, минуя официальные службы занятости, и в основном это самозанятость – торговля, работа в теневом секторе экономики, разовые заработки в разных организациях. Контроль за занятостью молодежной части населения сложен, и возникает опасность увеличения асоциального потенциала общества. Молодежь в возрасте 25–29 лет в основном знает, чего она хочет. В этом возрасте она уже имеет определенную квалификацию, жизненный и профессиональный опыт и чаще всего имеет свое представление о будущем, кое-кто имеет свою семью и, соответственно, предъявляет более высокие требования к предлагаемой работе. В то же время понимание, что профессиональная стабильность зависит от образования, привело молодых людей еще в процессе обучения к сверхзанятости. А это сказывается и на учебном процессе при получении первого базового образования.
Положение молодежи на рынке труда усугубляет отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, что также способствует возникновению определенных трудностей в вопросе занятости. Молодежь поставлена в условия, которые освобождают ее от обязательного труда в общественном производстве. Меняются взгляды на понятие престижности того или иного занятия, оно соотносится с высоким доходом. Ну а высокий доход, как известно, сопрягается с определенным риском, чаще всего заставляет балансировать между законом и преступлением. Уважение к производительному труду среди молодежи слабеет, и ее больше привлекают полулегальные, а то и нелегальные, но крупные заработки.
Такое положение среди молодежи можно объяснить существенным снижением в системе ценностных ориентаций значимости такой базовой социальной ценности, как общественная значимость труда. В последнее время наблюдается невостребованность многих специалистов.
Молодежь по сравнению со старшими возрастными группами работников имеет и значительные преимущества. Она быстрее адаптируется к новым условиям труда. Не реализовав свою активность в одном направлении, она пытается реализоваться в других сферах деятельности, не переносит рутину и склонна к новациям. В то же время среди молодежи распространена "скрытая безработица", охватывающая почти четверть работающей молодежи. Молодые люди, получая небольшую заработную плату и занимая положение временно занятых, оказываются ничуть не в лучшей ситуации, чем взрослые безработные, поскольку не имеют постоянного дохода на предприятии и находятся за пределами системы социальной защиты и помощи. Такая скрытая безработица, с одной стороны, не только деморализует молодого человека, но и приобщает его к вынужденному безделью, тем самым сближая молодежь с преступностью. Невостребованность в молодежной среде порождает асоциальные действия, агрессивность, участие в межнациональных конфликтах и других негативных явлениях и процессах. С другой стороны, скрытая безработица подводит к определенной саморегуляции, выражающейся в том, что работник, оказавшийся в такой ситуации, пытается найти работу по совместительству или в малом бизнесе либо поменять свою специальность, квалификацию.
Молодежь довольно рано выходит на рынок труда. Это связано с вопросами финансового характера: желанием быть материально независимым, оплачивать учебу, иметь деньги на личные расходы, а иногда даже и помогать родителями. Но не у всех еще сформировался менталитет по отношению к профессиональной подготовке и трудовой мотивации, в связи с чем их конкурентоспособность на рынке труда находится на минимальном уровне. У молодежи, особенно в возрасте до 20 лет, в связи с неполной занятостью отсутствуют социальные гарантии, часто возникают проблемы, связанные с трудовой адаптацией.
Кроме того, молодежь чаще проявляет независимость и инициативность в трудовой жизни в раннем возрасте, порой забывая получить даже законченное среднее образование, что значительно предполагает снижение стартового уровня квалификации и, соответственно, трудности с трудоустройством. Многие современные производственные структуры используют труд подростков, не заботятся об их будущем и о будущем трудовых ресурсов. В результате происходит деградация трудового потенциала.
Молодежь порой испытывает трудности в выборе профессии, работы и особенно в первичном трудоустройстве. Многие работают не по приобретенной специальности. Это ведет к большим потерям времени, интеллектуальных сил и средств. В связи с этим имеет значение развитие профессиональной ориентации молодежи. Соответствие профессиональной квалификации подготовке, характеру и содержанию выполняемой работы говорит о позитивной включенности молодежи в производственный процесс. Решить проблему профессионального самоопределения, профессиональной подготовки и ориентации во многом призваны различные консультационные центры. На российском рынке труда формирование системы профессиональной ориентации слабо развито. Наблюдается вроде бы значительное расширение свободы выбора трудовой деятельности, но также отмечается рассогласование интересов личности и общества.
В последние годы профессиональная ориентация как инструмент формирования эффективной занятости молодежи практически не используется в школах, профессиональных учебных заведениях, трудовых организациях, хотя качественно проведенная профессиональная ориентация влияет не только на формирование трудового потенциала, но и на становление личности, ее гармоничное развитие, развитие общества, экономики, что способствует динамичности структуризации рынка труда. Профессиональная ориентация, обеспечивая эффективное использование трудового, творческого потенциала, способствует социальной мобильности, стимулирует поиск человеком наиболее эффективных средств повышения своего профессионально-квалификационного уровня, развитие интеллектуальной трудовой независимости, что сказывается на системе жизненных ценностей и интересов.
В системе образования наблюдаются следующие тенденции. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. число государственных и муниципальных образовательных учреждений уменьшилось на 25, а негосударственных – на 9. В то же время прием в государственные высшие учебные заведения вырос на 5%, а в негосударственные – на четверть за тот же период.
По данным Министерства образования и науки РФ, в 2013 г. число очных общеобразовательных организаций сократилось на 4,4%. Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, количество студентов в них уменьшилось на 381,8 тыс. чел. Число частных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 46 единиц, соответственно, количество студентов в них – на 45,4 тыс. чел.
Современное образование все реже отвечает современным рыночным требованиям. Профессиональная подготовка молодежи не всегда осуществляется по тому кругу профессий, в которых действительно заинтересованы работодатели и общество. Профессиональная подготовка не ориентирована на социально значимые и перспективные профессии. Наблюдается большой разрыв между вузами и предприятиями. Разрушена система закрепления специалистов на предприятии, не развиты контакты вузов с трудовыми организациями, и наоборот.
Для большинства людей получение полноценного образования является необходимым условием достижения желаемого статуса, высокого материального положения и некой гарантией от безработицы. Поэтому учебные заведения в рамках образовательного процесса должны согласовывать свой учебный процесс, профессиональную подготовку молодых специалистов с потребностями и требованиями экономического развития общества, при этом учитывая существующие мировые тенденции. Отмена практики распределения выпускников высших и средних учебных специальных заведений привела к массовым отказам в приеме на работу выпускников. Работодатели естественно стремятся заполнить существующие вакансии наиболее грамотными и квалифицированными работниками, имеющими уже определенные навыки и опыт.
Рыночные отношения как паутина охватили все сектора экономики. Еще не так давно большим спросом пользовались такие базовые отрасли, как машиностроение, металлургия, авиационная, химическая промышленность. Сейчас лидирующую позицию занимает торговля. В 2012 г. общее количество предприятий и организаций составило 4886,4 тыс., 36,5% из них принадлежат торговле, ремонту транспортных средств и бытовых изделий. Естественно, эта тенденция влияет на формирование рыночных отношений. Трудоспособное население активно включается в процесс перераспределения трудовых ресурсов между различными сферами экономики, но приоритет остается за торговлей и посреднической деятельностью.
Большинство молодежи легко относится к смене характера деятельности и не чурается поменять специальность после небольшого опыта работы, а многие готовы сразу же после окончания учебного заведения осваивать другую специальность. И по-прежнему большинство молодежи предпочитает частный сектор экономики. При этом приоритет отдают иностранным фирмам, частным российским предприятиям, занятию предпринимательством. В государственном секторе экономики невольно остаются те, кто в силу приобретенной специальности вынужден там работать.
Многие молодые люди, пытаясь улучшить свое материальное положение, устраиваются на вторую работу (вторичная занятость). Вторичная занятость имеет положительные стороны – решение вопросов материального обеспечения, определенное прогрессивное влияние на формирование рынка труда, структуру занятости во многих отраслях и предприятиях. Однако нельзя не учитывать отрицательные особенности этого процесса, связанные с тем, что вторичная занятость в основном редко помогает повысить квалификацию, не всегда связана с достижением желаемого профессионального статуса, тем самым откладывая решение вопроса о профессиональной карьере на неопределенное время.
В условиях новых рыночных отношений от молодежи требуется, прежде всего, гибкость мышления и умение адаптироваться к частым переменам в производственно-технологическом процессе, способность к предприимчивости и предпринимательству, к саморекламе и становлению личных контактов. Значительная часть современной молодежи имеет слабую трудовую мотивацию. В последние годы получило сильное распространение среди молодежи желание жить за счет родителей или иных спонсоров и при этом испытывать хорошее социальное самочувствие при отсутствии работы.
В целом трудовая мотивация современной молодежи носит противоречивый характер.
С одной стороны, у большинства молодых людей труд занимает ведущее место в жизненных ориентациях и измеряется уровнем мастерства, профессионализма, количеством заработка. С другой стороны, наблюдается девальвация этических ориентаций в труде, выражающаяся, в частности, в нежелании работать при условии материальной обеспеченности. При этом отмечается наличие довольно представительной социальной группы молодых людей, для которых труд не является способом жизненного самоопределения.
Можно выделить следующие особенности молодежного рынка труда:
• высокий уровень безработицы, приобретающий хронический характер из-за нехватки вакантных рабочих мест, а также недостаточного жизненного опыта, навыков и компетенций в сфере труда;
• низкая конкурентная способность юношей и девушек по сравнению с более возрастной группой населения в силу ее слабой профессиональной подготовки, уровня квалификации и недостаточного трудового опыта;
• ограниченность спроса на выпускников учебных заведений, связанная с рассогласованием существующей системы профессионального образования и потребностями рынка труда;
• трудности самоопределения молодых людей из-за отсутствия комплексной системы социальных институтов, призванных решать вопросы профессиональной ориентации;
• деградация трудовых ценностей из-за несоответствия жизненных ценностных ориентаций сегодняшним реалиям, в результате чего имеет распространение среди молодежи нелегальная занятость;
• трансформация отношения к труду в восприятии молодежи носит прагматический характер и связана с рационализацией сознания в сторону материальных ценностей;
• высокая трудовая мобильность, связанная с легкой сменой трудовой деятельности.
Анализ российского рынка труда показал, что необходимо разрабатывать активную политику по его функционированию. Она должна строиться на общих закономерностях его организации и на учете социально-экономических, политических, культурных особенностей развития страны. В рамках социальных гарантий занятости необходимо дать возможность развитию малого предпринимательства.