Специфика российского федерализма: взаимодействие федерального центра и регионов
Итак, каковы же основные особенности Российской Федерации с точки зрения организации государственного управления?
Прежде всего необходимо подчеркнуть что наша федерация является территориально-национальной, т.е. относится к смешанному типу: в ее основу положены и территориальный, и национальный принципы формирования субъектов федерации. Согласно Конституции, в составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область, четыре автономных округа.
В ведении Российской Федерации находятся (ст. 71 Конституции РФ):
а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся (ст. 72 Конституции РФ):
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Все приведенные выше положения Конституции РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Во всем остальном субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Таким образом, в Конституции РФ реализован мягкий характер разграничения предметов ведения и властных полномочий между федерацией и ее субъектами. Согласно ст. 78 Конституции РФ, федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. Со своей стороны, органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти также могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Несомненно, отмеченная мягкость разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ, а также предоставленная Конституцией возможность взаимной передачи части полномочий – свидетельство компромиссного характера указанных положений, что во многом обусловлено переходным периодом в развитии российского государства. Процесс формирования российского федерализма еще не завершен, и это нашло свое отражение в Основном законе страны. К сожалению, такое положение способно порождать конституционные конфликты, расшатывающие российскую государственность. Напомним, к примеру, о конфликте, возникшем в 1990-е гг. между Российской Федерацией и Татарстаном, объявившим себя суверенным государством, "субъектом международного права". Этот конфликт был в определенной мере разрешен договором о разграничении предметов ведения и полномочий, в результате чего статус Татарстана был приближен к статусу субъекта конфедерации.
Несмотря на то что Конституция РФ не сняла всех противоречий, связанных со становлением новой модели федерализма, она заложила правовую базу для дальнейшего его совершенствования и обеспечения управления государством как единым целым. На практике сегодня действуют три уровня управления: федеральный, региональный (субъекты РФ) и местный. Согласно Конституции РФ, местный уровень управления нс входит в систему органов государственной власти (ст. 12), а представляет собой политическую местную власть, местное самоуправление.