Специфика рекламных продаж в наружной рекламе
Рассматривая возможности наружной рекламы в одной из предыдущих глав, мы отмечали, что существует огромное количество носителей и предложений. Но в системе продаж и ценообразования наружная реклама считается вполне технологичной. Система основана на взаимодействии владельцев (операторов) рекламоносителей и их связи с рекламными агентствами, которые, собственно, и предлагают возможности оператора рекламодателю. При этом финансовое владение может быть распределено между несколькими инвесторами. Однако с точки зрения организации продаж и предоставления возможностей размещения рекламные поверхности могут принадлежать какой-то одной компании, которая также может иметь долю акций и в рамках финансовой собственности. В дальнейшем будем называть эти компании операторами.
Основные операторы и предлагаемые форматы
Рынок наружной рекламы - один из наиболее крупных сегментов российского рекламного рынка. До кризиса 2008 г. наблюдался его стабильный рост как в финансовом, так и в плане расширения объема рекламоносителей и предложений. Но, несмотря на большое количество компаний, занимающихся наружной рекламой в России, лидеры определились. И именно они делают погоду на рынке и устанавливают правила игры (табл. 8.3).
Таблица 8.3. 10 крупнейших операторов наружной рекламы
Как видно из табл. 8.3, крупнейшим игроком на рынке наружной рекламы является компания News Outdoor Russia, входящая в группу американской News Corp. Руперта Мердока. Американская News Corp. еще в 2007 г. объявила, что намерена привлечь в состав действующих акционеров News Outdoor новых партнеров. Позже, в августе 2008 г., основатель корпорации Руперт Мердок в беседе с Financial Times высказался более прямолинейно: "Чем большего успеха мы добьемся, тем больше шансов, что у нас его (российский бизнес) украдут. Лучше мы сейчас его продадим". В сентябре того же года News Corp. сообщила, что намерена продать News Outdoor французской группе JCDecaux. Но уже в октябре, в разгар мирового финансового кризиса, изменившаяся конъюнктура заставила стороны прекратить переговоры. После этого News Corp. в каждом своем квартальном отчете уточняла, что пока не смогла ни с кем договориться о сделке.
Однако уже осенью 2010 г. сделка о продаже российского бизнеса Руперта Мердока вышла на финишную прямую, хотя покупатели все еще не называются, но это российские компании. Нет сомнений, что и после продажи компания останется сильнейшим игроком в наружной рекламе. В России у News Outdoor 36,5 тыс. рекламных поверхностей общей площадью 485,6 тыс. кв. м. News Corp. владеет 79% News Outdoor Group, управляющей бизнесом как в России, так и в Украине, Румынии и Чехии: российский бизнес обеспечивает большую часть выручки.
Все другие участники рынка значительно уступают позиции. Так, ближайший конкурент News Outdoor компания Gallery в три с лишним раза проигрывает по количеству рекламоносителей и в два с липшим раза по объему предлагаемых к продаже поверхностей. Хотя, несомненно, и Gallery - крупный игрок рынка наружной рекламы России. Основанная в 1994 г., компания предлагает более чем 30 видов носителей, включая биллборды, уличную мебель, крупный формат, нестандартные носители и уличные указатели. Сильной позицией Gallery можно считать тот момент, что она - эксклюзивный партнер Правительства Москвы в реализации социального проекта по установке уличных указателей. Филиалы компании находятся в 32 городах России. В 2006 г. Gallery поглотила компанию "Вестдиа-медиа".
Холдинг BigBoard Group - один из лидирующих операторов наружной рекламы в Центральной и Восточной Европе. Основанная в 1992 г., компания управляет наружными сетями в крупнейших городах Чешской Республики, России, Украины и Белоруссии. Холдинг предлагает магистральные щиты, настенные панно, городскую мебель, транзитную и городскую рекламу. В августе 2006 г. BigBoard Group создал совместное предприятие с международной компаниейJCDecaux для развития бизнеса в России и в Украине. В 2007 г. компания BigBoard в России приобрела активы компании Wall в Москве.
НИКЭ - один из крупнейших операторов наружной рекламы в России, была основана в 1991 г. В активе компании более 7000 рекламных поверхностей в 15 регионах России и Крыму. Кроме того, компания - крупнейший владелец сети рекламных конструкций на территории Московской области. По данным ЭСПАР-Аналитик, НИКЭ занимает пятое место в Российской Федерации по суммарной площади рекламных поверхностей.
Вера & Олимп - один из крупнейших российских операторов наружной рекламы. Основана в 1991 г. Наибольшее количество ее объемов - в метро. Сети собственных рекламных конструкций различных форматов сконцентрированы в Москве и Московской области. На настоящий момент компания занимает одно из ведущих мест в Москве по количеству рекламных поверхностей.
Разнообразие форматов в наружной рекламе нами уже отмечалось ранее. Но все же основными предлагаемыми к продаже форматами по-прежнему остаются биллборды (формат 6x3 м) и сити-форматы (1,2 х 1,8 м). На долю всех остальных видов приходится чуть более 10% (табл. 8.4).
Таблица 8.4. Форматы наружной рекламы на российском рынке
Предложения |
% |
Биллборды |
67 |
Сити-формат |
21 |
Другие форматы |
12 |
Как видно из табл. 8.4, на основные форматы наружной рекламы - биллборды и сити-формат - приходится 88% объема конструкций. Связано это прежде всего с тем, что данные форматы являются сетевыми и их легче всего использовать как при продаже, так и при планировании рекламной кампании. Эксперты подчеркивают, что за последние пять лет значительно увеличилось количество неформатных предложений из рынке наружной рекламы, а также динамической рекламы. Однако процентные показатели данных видов рекламы по отношению к традиционным форматам по-прежнему остаются невысокими. Сказывается, конечно, и высокая цена па зги носители.