Специфика региональных и местных выборов

Самые большие различия в электоральном поведении проявляются при сравнении итогов голосования в различных регионах России. Так, на региональных выборах, прошедших 13 марта 2011 г. в 12 субъектах РФ, наилучший итоговый результат "Единая Россия" получила в Тамбовской области (84%), наихудший – в Кировской (51%). Разрыв в полученных голосах составил 33%.

Различия в электоральном поведении в разных регионах РФ можно объяснить следующими факторами: 1) отсутствием единой электоральной культуры; 2) разной степенью использования административного ресурса. Остановимся на указанных факторах подробнее.

1. Электоральная культура является частью политической культуры граждан. В соответствии с классификацией, предложенной Г. Алмондом и С. Вербой, существуют следующие типы политической культуры: патриархальный, подданнический, активистский. От того, в каком соотношении представлены эти типы политической культуры в том или ином регионе РФ, во многом зависят политические предпочтения избирателей региона. Но можно предположить, что носителей активистского типа культуры больше в промышленно развитых регионах и культурных центрах России.

2. В результате того, что с 2004 г. главы администрации субъектов Федерации не избирались, а назначались Президентом РФ (с подачи партии, имеющей большинство голосов в региональном законодательном органе), в настоящее время (2011) абсолютное большинство региональных и местных руководителей являются представителями "Единой России". Относительная автономность российских регионов, характерная для 1990-х гг., уступила место политике подчинения федеральному центру. Поэтому успех партии власти на региональных и местных выборах во многом обеспечивается использованием административного ресурса. Так, анализируя итоги региональных выборов 13 марта 2011 г., А. Мухин приходит к выводу: "там, где глава региона по каким-то причинам помочь ЕР (“Единой России”) не смог (Н. Комарова в ХМАО), или не захотел (Н. Белых в Кировской области), там результат у единороссов и был низким" (Белых, 2011).

Но более явно административный ресурс используется в одномандатных округах. Так, в Республике Коми на региональных выборах 13 марта 2011 г. но партийным спискам "Единая Россия" получила 50,5% голосов (10 мандатов из 15 возможных), а по одномандатным округам – все 15 мандатов. В итоге партия власти получила 83% избранных депутатов в Государственном совете Республики Коми. Во многом схожая ситуация с итогами региональных выборов сложилась и в других регионах РФ.

Что касается специфики местных выборов, то она состоит в том, что подавляющее большинство избирательных участков возглавляют и контролируют представители местных органов власти, которые являются представителями "Единой России". Поэтому они нередко используют административный ресурс для получения необходимых результатов на выборах. Так, секретарь отделения "Единой России" Катав-Ивановского района Челябинской области Емельянова Ирина сообщает о планах на 13 марта: "Стратегия у нас такая: явка нам не нужна. Будет организован подвоз тех, кто нам нужен. Подвозить будем адресно, мы уже исследовали, где наиболее сильны протестные настроения" (Скандалы, 13 марта 2011). Значительные нарушения избирательного законодательства со стороны администрации и правоохранительных органов были зафиксированы на избирательных участках в Дагестане (Скандалы, 13 марта 2011).