Специфика реализации имманентных свойств в процессе развития человека
Характеризуя имманентность как некую совокупность внутренних свойств или присущих индивиду внутренних особенностей развития, следует иметь в виду, что человек, являясь существом саморегулирующимся, в процессе развития приобретает такие свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними воздействиями, ни внутренними природными данными. Это свойства есть результат взаимодействия внешнего (стимуляции) и внутреннего (мотивации), результат деятельности человека как единого и саморегулирующегося целого. Данный подход вполне согласуется с известным тезисом Л. И. Божович[1] о том, что развитие ребенка имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается[2].
В отечественной психологии тезис о внутренней логике развития длительное время подвергался гонению. Особое неприятие вызывало положение о наличии имманентных сил развития индивида. Современное представление об имманентности как особом интегральном свойстве личности довольно глубоко рассмотрено в трудах известного психолога В. Э. Чудновского.
Раскрытие внутренней логики развития предполагает осмысление феномена субъектной активности, опосредствующего как характер внешних воздействий, так и непосредственную реакцию на них. "Результатом субъектной активности выступает не только преобразование внешнего мира, но и формирование специфически целостного, относительно самостоятельного внутреннего мира человека"[3].
По мнению В. Э. Чудновского, субъективный мир людей иерархичен по степени внутренней активности. Ядро, средоточие внутренней активности, квинтэссенция субъективного мира человека, может включать в себя как проявления сознания и самосознания, так и неосознаваемые побуждения, генетически обусловленные комплексом базальных (т.е. основных) задатков и потребностей и направленные на раскрытие, реализацию собственных потенций субъекта. Становление ядра субъективности выражается в постепенном изменении соотношения между внешним и внутренним: от преимущественной направленности "внешнее через внутреннее" ко все большему доминированию тенденции "внутреннее через внешнее"[4].
Согласно С. Л. Рубинштейну[5], смысл принципа детерминизма заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему. Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту. Развитие личности, но С. Л. Рубинштейну, – это способность становиться субъектом, достигая в процессе такого становления высшего уровня субъективности.
Тем не менее в ряде работ[6] указывается на то, что до "сегодняшнего дня в отечественной психологии существует некоторая двойственность в понимании соотношения внешнего и внутреннего. С одной стороны, подчеркивается значимость внутренней детерминации деятельности субъекта: с другой стороны, имеет место отношение к субъекту в основном как к результату интериоризации общественного опыта". Но это вовсе не означает, что психическое развитие индивида "сводится лишь к интериоризации, “присвоению” общественного опыта (хотя это, несомненно, имеет место). Общественно-историческая обусловленность психического развития выражается в более сложном и тонком взаимодействии социального, психического и биологического. До последнего времени тезис о том, что источник активности субъекта коренится в нем самом, объявлялся идеалистическим"[7].
В этой связи требует дальнейшей конкретизации и такая категория, как преломление внешнего через внутреннее, широко используемая в отечественной психологи. Преломление нередко трактуется как: 1) безусловное доминирование внешнего; 2) "пассивная активность" внутреннего, которое подвергается воздействию. Однако в понятии "преломление" недостаточно отражены активность внутреннего, его произвольность, субъективность, действенное начало человека. Поэтому, по мнению В. Э. Чудновского, "вполне оправданным представляется введение понятия “малой среды”, которая, в отличие от “большой среды”, является скорее проявлением внутреннего, чем внешнего, т.е. постоянно воспроизводится самим человеком. Наличие малой среды – свидетельство активности субъективного начала, которое не только формирует внутренний мир человека, но и во многом ближайшую среду его общения и деятельности. Так, по мере взросления ребенка меняется не только характер окружающей его среды, но и особенности ее воздействия на становление внутреннего мира"[8].
Как замечает В. Э. Чудновский, проблема соотношения внешнего и внутреннего – это не просто сугубо теоретический вопрос, а проблема природы человеческой психики, тесно связанная с практикой жизни. Она касается, например, "мифа" о всемогуществе воспитания, в котором фактически постулировалась позиция абсолютного господства внешнего над внутренним. Да, воспитание может многое, но при условии, что оно не теряет чувства реальности, не уродует природу человека, а исходит из ее закономерностей[9]. Как показывает психологическая практика, добиться деятельностной эффективности можно лишь в том случае, если учитывается своеобразие внутреннего – природные особенности человека, а также возможность выполнения одной и той же деятельности психологически разными путями. Особого внимания в этом контексте заслуживает проблема коллективного и индивидуального. Одни исследователи делают акцент на всесилии внешнего, т.е. воспитания через коллектив, другие – на преимуществе внутреннего, т.е. природных особенностях, роли генотипа в психическом развитии.
По мнению В. Э. Чудновского, "коллективизм как социально-психологический феномен действительно скомпрометирован практикой нашей жизни, его односторонней трактовкой, упрощенным толкованием коллективистической личности либо как приспособленцев-конформистов, либо циников с двойной моралью. Вместе с тем есть основания утверждать, что воспитание подлинного коллективизма – необходимый элемент позитивного становления личности. Вместо коллективизма, стоящего над личностью, подлинный коллективизм должен стать средством оптимального становления личности, раскрытия ее индивидуального своеобразия"[10].
В этой связи уместно рассмотреть соотношение внешнего и имманентного (внутреннего) на разных стадиях онтогенетического развития, представленное В. Э. Чудновским. Так, в раннем возрасте отмечается преобладание внешнего, большая податливость воздействиям внешней среды – характерная черта детей дошкольного и младшего школьного возраста, что проявляется, в частности, в существовании сензитивных периодов, т.е. периодов особенной чувствительности ребенка к внешним воздействиям, которая в определенной мере утрачивается при переходе на другой возрастной этап.
Спецификой подросткового возраста является уже не доминирование внешнего, а, напротив, преобладание внутреннего, что существенно обусловливает своеобразие психического развития и становления личности на данном возрастном этапе. Прибывающие физические и интеллектуальные силы, пубертат, который можно охарактеризовать как "взрыв биологии, интенсивное формирование чувства взрослости при недостаточном жизненном опыте создают весьма сложную, противоречивую картину развития. Возникает острый диссонанс в соотношении внешнего и внутреннего, между кардинальными изменениями, происходящими во внутреннем мире подростка, и относительной инертностью внешней среды"[11].
Юношеский возраст характеризуется заметным смягчением диссонанса между внешним и внутренним. В основе их "примирения" – увеличивающиеся возможности преобразования внешних обстоятельств. Вместе с тем одна из основных проблем данного возраста – трудность ориентировки во внешнем, определения стратегии действия и поступков. Проблема обостряется тем парадоксальным фактом, что профессиональное самоопределение, а фактически и выбор всего жизненного пути, приходятся именно на этот период[12].
Зрелость представляет собой "жизненный пик их притязаний к своим возможностям, в котором наступает относительное равновесие в соотношении внешнего и внутреннего. Создаются оптимальные условия для преобразования внешних обстоятельств, их объективной оценки, а также более реалистического отношения к собственной личности, формирования адекватной самооценки, приближения уровня притязаний к своим возможностям"[13].
Старость отличает "господство внутреннего в том смысле, что особенности возраста (прежде всего природные, биологические) становятся ведущим фактором в жизни человека, существенно определяя его самочувствие и поведение. При этом внутренняя детерминация направлена в основном не на преобразование внешних обстоятельств (что в большей мере характерно для периода зрелости), а па приспособление как к внешним обстоятельствам, так и к состоянию собственного организма и особенностям психических функций на данном этапе"[14].
Таким образом, развитие имманентных свойств на каждом возрастном этапе осуществляется на фоне различного соотношения внешних, внутренних и биологических факторов. Развитие может быть продуктивным при учете сензитивных периодов ведущей деятельности, условий, источников и движущих сил развития.