Лекция 2. Специфика применения знаний клинической психологии в различных учреждениях
Профессия практического психолога, обладающего багажом клинической психологии, справедливо считается одной из наиболее сложных. Раскрывающиеся перспективы для работы психолога данного направления часто не имеют не только правового подкрепления, но и нормативных и методических документов. Эффективная реализация социального заказа на должность специалиста, имеющего образование клинического психолога, затрудняется именно этими причинами. Следует отметить, что узкая специализация клинического психолога немедицинского образования не получает, к сожалению, в настоящее время должного внимания и со стороны научных деятелей, что, безусловно, затрудняет разработку теоретических и практических рекомендаций.
Вопрос подготовки и переподготовки клинических психологов немедицинского образования требует комплексного научно обоснованного теоретико-методологического и практического решения.
Акмеограмма практического клинического психолога представляет собой объективные и субъективные характеристики (профессионально важные качества) труда.
Объективные характеристики включают задачи, функции (профессиональные действия) социально-психологических задач, результаты деятельности клинического психолога.
Субъективные характеристики делятся на ролевые характеристики, включающие знания в области теории и практики, навыки, умения и субъективные качества, подразделяющиеся на индивидуальные и профессиональные качества клинического психолога и акмеологические инварианты (подробная акмеограмма практического клинического психолога представлена в приложении).
На рис. 1 представлена общая акмеограмма деятельности практического психолога, раскрывающая характер взаимосвязей, взаимозависимостей, субординации объективных и субъективных характеристик повседневного труда психолога. В структуре акмеограммы выделен аспект, раскрывающий сущность феномена "практический психолог как субъект профессиональной деятельности", а также указывается на объективные условия и факторы, воздействующие на деятельность специалистов-психологов в различных сферах применения знаний психологии.
Рассмотрим некоторые определения и понятия, входящие в акмеограмму деятельности практического психолога.
Профессиональные знания — это объективно необходимые сведения о всех сторонах (блоках) труда практического психолога, складывающиеся из востребованных практикой общих и частных компонентов.
Профессиональные умения — действия и "техники" психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности.
Профессиональные навыки — приобретенная способность практического психолога выполнять профессиональные действия, приемы, конкретные должностные функции.
Специфические психологические особенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала — психических процессов, свойств, состояний, образований, позволяющих ему заниматься избранной деятельностью.
Профессиональные позиции, т.е. целостное психическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (не реализуемые, частично реализуемые) в избранном труде.
Акмеологические инварианты — формируемые и используемые компоненты структуры профессионализма, которые обусловливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность труда независимо от действия внешних условий и факторов.
Данная схема представляет собой стержень разработки акмеограммы деятельности психолога в разных направлениях различных сфер применения психологических знаний в зависимости от социального заказа.
Рис. 1. Характер взаимосвязей профессиональной деятельности психолога МСЭ
Для примера использования схемы построим схему, позволяющую выделить основные направления деятельности психолога медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) (рис. 2).
Рис. 2. Объективные характеристики деятельности психолога Бюро МСЭ
Перечислим основные принципы профессиональной деятельности психолога, а также правила, без которых их соблюдение невозможно.
1. Принцип профессиональной компетентности:
— сотрудничество психолога и клиента па заинтересованной и компетентной основе;
- профессиональное общение и взаимодействие с клиентом;
- научно обоснованная профессиональная деятельность психолога для достижения желаемого результата.
2. Принцип ненанесения ущерба клиенту:
- взаимоуважение психолога и клиента;
- безопасность для клиента применяемых модели, алгоритма, технологии и непосредственных методик, техник, приемов;
- предупреждение неправильных действий пациента.
3. Принцип беспристрастности:
- адекватность психологического инструментария целям, условиям и особенностям конкретного клиента;
- объективность и научная обоснованность результатов;
- целесообразность и взвешенность сведений, передаваемых психологом клиенту.
4. Принцип конфиденциальности'.
- строгий учет получаемой информации, вплоть до применения системы ее кодирования;
- постоянный контроль за результатами психологической работы и ограниченный доступ к ним клиента и иных третьих лиц;
- корректное использование сведений психологического характера.
5. Принцип позитивно ориентированной активности:
- целенаправленное участие психолога во всех сторонах жизни и деятельности клиента;
- действенное влияние па весь комплекс психологических составляющих жизни и деятельности клиента.
Анализ теоретической и прикладной литературы но проблеме деятельности психологов в различных сферах применения психологических знаний позволил разработать таблицу общей системы трудозатрат по гипотезе оптимальности. В табл. 1 представлены основные направления деятельности клинического психолога немедицинского образования и процентное соотношение трудозатрат на каждый из них. Также предложено пропорциональное соотношение трудозатрат по каждому направлению с деятельностью других специалистов-психологов.
Таблица 1. Соотношение основных направлений деятельности психолога
Направления деятельности практического психолога |
Соотношение (в %) |
|
клинический психолог |
психолог |
|
Психодиагностика |
30 |
22 |
Психологическое консультирование |
6 |
2 |
Психокоррекция |
2 |
2 |
Психологическое сопровождение |
5 |
5 |
Психопрофилактика |
2 |
|
Психологическое просвещение |
10 |
16 |
Психогигиена |
2 |
6 |
Психологическая реабилитация |
15 |
5 |
Работа с клиентами (родственниками, членами семьи или лицами, заменяющих их, людьми, ухаживающими за инвалидами) |
23 |
15 |
Организация рабочего места психолога |
2 |
2 |
Иные виды деятельности |
3 |
10 |
Согласно данным таблицы наибольшее количество времени должно отводиться на психодиагностическое исследование — 46%. Основные задачи психодиагностики представлены на рис. 3.
Рис. 3. Основные психодиагностические задачи деятельности практического психолога
Данные таблицы во многом продиктованы должностными инструкциями, которые разрабатываются в соответствии с целями и задачами, решаемыми психологом в тех или иных учреждениях.