Специфика политических технологий
Политические технологии используются в управленческих процессах, где для достижения политических целей необходимо добиться определенных моделей поведения от объекта воздействия. При этом субъект управления ограничен в праве использования принудительных ресурсов. Он должен убеждать людей в привлекательности поставленных политических целей, формировать у них соответствующие этим целям ценностные ориентации, установки, побуждающие их изменять свое поведение при одновременном поддержании у них ощущения свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий.
Указанные свойства управленческих процессов определяют специфику используемых в них технологий (рис. 2.1). Во-первых, политические технологии являются технологиями воздействия на мотивацию тех людей, от которых зависит достижение поставленных политических целей. С их помощью меняется политическое поведение, но способ этого воздействия не носит принудительного характера. Именно мотивационная сфера личности становится основным объектом приложения усилий политических технологов. Поскольку мотивационная сфера является крайне сложным подвижным феноменом, то и способы воздействия на нее постоянно обновляются и совершенствуются.
Во-вторых, политические технологии по сути являются технологиями информационного влияния. Внешнее воздействие на мотивацию возможно только путем создания информационных стимулов, способных привлечь внимание человека, направить процессы восприятия в такое русло, которое приведет к активизации в его мотивационной сфере внутреннего побуждения к требуемому действию. Субъект политического управления должен уметь создавать и распространять такие виды информации, которые, будучи усвоенными массами, могли бы мотивировать их на участие в достижении поставленных политических целей. Поэтому политические технологии являются искусством управления коммуникационными процессами.
В-третьих, политические технологии очень подвижны, они никогда нс воспроизводятся в полном виде в новой исторической ситуации, и каждый вновь инициируемый управленческий процесс требует их критического переосмысления. Это связано с тем, что люди, являющиеся объектом управленческого воздействия, меняются, они пересматривают свои взгляды, у них появляются новые убеждения, формируются другие ценностные ориентации. Данное обстоятельство ведет к тому, что в каждой новой конкретной ситуации люди неизбежно будут по-разному реагировать на одни и те же информационные стимулы, создаваемые политическими технологами.
Сказанное не означает, что в политике нет некоторых устойчивых способов, или алгоритмов, решения задач. Речь идет о том, что эти алгоритмы – лишь своеобразный сосуд, который в каждой конкретной ситуации всякий раз надо наполнять новым вином. Например, для каждой избирательной кампании с целью придания ей целостности и акцентирования внимания на ее главной информационной теме целесообразно использовать технологию слогана, т.е. краткой емкой фразы, используемой в различных агитационных материалах. Однако сам слоган, его вербальное выражение приходится разрабатывать каждый раз заново с учетом тех реальных ожиданий, предпочтений и ценностей людей, которые сложились у них в конкретной ситуации.
Таким образом, политические технологии имеют две составляющие: во-первых, базовую, представляющую собой знание о том, что надо делать для достижения поставленной политической цели, какие предпринимать шаги, какие акции инициировать, каким образом выстраивать их последовательность и т.д.; во-вторых, креативную, вдыхающую в типичный алгоритм жизнь, заставляющую бездушную модель "работать" в конкретной ситуации. Можно относительно легко выучить основные технологические приемы, используемые для решения типичной политической проблемы, понять и усвоить основные принципы организации эффективной политической кампании, но при этом оказаться совершенно неспособным решать практические задачи, требующие демонстрации креативных способностей, обостренного чувства видения конкретной ситуации.
Рис. 2.1. Специфика политических технологий