Специфика оценки характеристик персонала
Организации стремятся регулярно оценивать своих сотрудников с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей в профессиональном развитии.
Как правило, в рамках организационно-кадрового аудита оценке подвергаются качественные и количественные характеристики персонала.
В этой связи предметом оценки деятельности персонала могут быть:
• особенности поведения – требуется предварительный анализ содержания работы и установление определенных стандартов поведения, отклонение от которых негативно влияет на эффективность работы. Особенности поведения оцениваются чаще всего у персонала, имеющего непосредственный контакт с клиентами (работники сферы услуг);
• эффективность деятельности – анализ индивидуальных особенностей выполнения работы принятых сотрудником решений, используемых приемом и методов. Эффективность деятельности оценивается у персонала, выполняющего рутинные операции, или у руководителей, если имеются четкие критерии эффективности;
• выполнение должностных обязанностей – системы, построенные на основе этого фактора мониторинга, встречаются довольно часто. Они применяются для оценки сотрудников, деятельность которых жестко регламентирована должностной инструкцией;
• уровень достижения целей – предполагается совместное обсуждение с работником целей на определенный период деятельности и контроль достижения заданного уровня. При этом составляется план мероприятий по поддержке сотрудника и план индивидуального обучения и развития. Оценка уровня достижений используется для сотрудников или менеджеров, самостоятельно выполняющих функции или задания;
• уровень компетентности – сравниваются реальный и идеальный профиль компетенций работников любого уровня. Предварительно в организации разрабатываются "идеальные профили компетенций (профили успеха)" для соответствующих должностей.
Оценка направлена на обсуждение способов повышения компетенции, па обучение, повышение квалификации, индивидуальное развитие;
• особенности личности – представляется руководству наиболее понятным видом оценки. Тем не менее, кроме традиционного тестирования здесь применяются assessment- технологии и другие методы оценки психологических особенностей личности. Такая оценка больше подходит для отбора при приеме на работу или при назначении на должность;
• мониторит социально-психологической ситуации внутри предприятия – показывает уровень социальной напряженности в коллективе, особенности коммуникативных процессов, корпоративной культуры, выявляет формальных/ неформальных лидеров и т.п.
Критерии оценки должны соответствовать целям организации, содержанию работы и удовлетворять стремление сотрудников к успеху. Критерии могут быть выражены в виде количественных, временных, финансовых показателей, соблюдения процедур, качественной оценки.
Поскольку успешность сотрудников часто зависит от нескольких факторов, наиболее целесообразно использовать комплексную систему критериев оценки и разные виды наблюдений за деятельностью сотрудников.
Виды оценки можно также классифицировать по цели проведения. При этом оценка персонала подразделяется на оценку:
– кадрового потенциала при планировании персонала;
– претендующих па заполнение вакантных должностей организации в процессе отбора персонала;
– адаптантов (вновь принятых работников);
– работников (результативности их труда) при стимулировании;
– персонала (его потребностью) в процессе создания благоприятных условий труда;
– работников (их возможности) в целях развития персонала;
– работников, связанную с необходимостью трудовых перемещений и карьерного продвижения (например, оценка резервистов);
– персонала, вызванную необходимостью прекращения трудовых отношений.
Косвенно с целью проведения процедуры оценки персонала связана периодичность ее осуществления, которая в свою очередь представляет собой основание для квалификации видов оценки.
По периодичности проведения выделяют следующие виды оценки персонала:
• аттестация персонала один раз в три-пять лет: определение соответствия работников занимаемым должностям;
• ежегодная оценка: применяется при использовании метода "управление по целям". Основная задача такой оценки – определение достигнутых результатов, причин невыполнения запланированных показателей, путей повышения эффективности труда, постановка планов на следующий период;
• ежеквартальная и ежемесячная оценка: в основном применяется в целях определения величины переменного материального или нематериального вознаграждения по результатам работы за отчетный период;
• непрерывная (постоянная, текущая) оценка: как правило, осуществляется непосредственным руководителем работника и носит неформализованный характер. Цель – текущая корректировка результатов труда и проявлений трудового поведения подчиненного;
• оценка работника за время работы в организации, подразделении, данной должности. Такая оценка применяется в период адаптации вновь принятого сотрудника, а также в целях развития и карьерного продвижения персонала.
По мнению специалистов, оценка персонала преследует следующие особо важные цели:
• улучшение качества управления, которое достигается путем периодических и систематических персональных оценок;
• единство действий в управлении, так как единая система оценки позволяет ожидать, что действия по управлению будут соответствовать результатам оценки и будут более эффективными;
• более эффективное использование потенциала. Коллектив предприятия обладает потенциалом, который должен быть использован по возможности лучшим образом;
• повышение производительности, так как персональные оценки – стимул для оцениваемых. Длительность повышения производительности существенно зависит от правильности персональной оценки.
Выполнение целей оценки обеспечивается решением множества задач (табл. 7.2). К числу наиболее часто встречающихся на практике, относится оценка:
1) кандидатов при приемке на работу;
2) соответствия работников требованиям рабочего места, должности;
3) эффективности груда работников для установления уровня оплаты и форм стимулирования;
4) сотрудников для формирования кадрового резерва и планирования профессионально-квалифицированного продвижения, карьеры;
5) лидерских и профессиональных качеств при подборе людей на ключевые позиции в управлении предприятием;
6) профессиональных знаний и навыков сотрудников для организации системы внутрифирменного обучения;
7)качеств работников при необходимости смены вида деятельности, профессии в связи с состоянием здоровья, переориентацией предприятия и освобождения персонала.
Таблица 7.2
Цели и характеристики применения оценки работников по МакГрегору
Цели |
Контроль и управление |
Руководство и развитие |
Выявление потенциала |
Оценка по критериям |
Что оценивается |
Результаты |
Реальное поведение |
Личностные черты и способности |
Исполнительское поведение |
Точка зрения |
Отношение к целям и средствам |
Качественный аспект |
Предсказательный аспект |
Количественный аспект |
Временная ориентация |
Предыдущий период |
Прошлое и ближайшее будущее |
Отдаленное будущее |
Настоящее |
Акцентирование |
Позитивные аспекты |
Позитивные и негативные аспекты |
Ожидаемый рост |
Нейтральные показатели |
Требования |
Всесторонность и объективность |
Специфичность и ясность для участвующих |
Достоверность прогноза |
Объективность и надежность |
В табл. 7.3 приведены данные по частоте использования оценки в связи с разными задачами (исследования Института социальных исследований, Гауглер, Германия).
Таблица 7.3
Персональная оценка персонала
Задачи персональной оценки |
Частота использования персональной оценки, % |
Использование сотрудника |
66 |
Инструмент управления |
62 |
Определение размеров вознаграждения |
56 |
База для развития сотрудника |
53 |
Трудовая мотивация |
43 |
Необходимо обобщить основные требования, которым должна удовлетворять система оценки. Оценочные технологии должны быть построены так, чтобы персонал был оценен следующим образом:
• объективно – вне зависимости от чьего-либо частного мнения или отдельного суждения,
• надежно – относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов или неудач и т.д.);
• достоверно в отношении деятельности – оцениваться должен реальный уровень владения навыками и компетенциями (насколько успешно человек справляется со своим делом);
• прогнозно – оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности, и на каком уроне сотрудник потенциально способен;
• комплексно – оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и внутри нее, а также возможности организации в целом;
• доступно – цели процедуры оценки и критерии оценки должны быть доступны не только узкому кругу специалистов, а понятны и самим оцениваемым.
При оценке одного и того же или разных работников часто возникает ситуация, когда в ходе сопоставления требуется объединить в один интегральный показатель разнородные оценки, например, оценку личных качеств, труда и результатов.
Если бы удалось вместо трех оценок получить одну комплексную, то оценка управленческих кадров стала бы более полной. Она объединила бы положительные аспекты трех оценок и тем самым сгладила их недостатки.
В принципе комплексная оценка требует, чтобы вначале были получены три интегрированные оценки – результатов труда, сложности труда, качеств работника. Но уже при анализе личных качеств оказалось, что, например, единую оценку итогов деятельности предприятия получить не удается без потери ряда существенных моментов и без ограничения ее полноты. Поэтому пришлось использовать набор показателей оценок – по нормативно-чистой продукции, выполнению обязательств перед основными потребителями, качеству продукции и т.д.
Однако если трудно обобщить относительно общие показатели (выпуск продукции, ее качество и т.д.), то еще сложнее объединить разнокачественные характеристики. Не возникает ли здесь та степень условности комплексной оценки, которая превращает ее в бессодержательный показатель, в бесполезную забаву?
Поэтому, как ни соблазнительно получить один показатель комплексной оценки (сумму баллов, коэффициентов и т.д.), следует признать, что он окажется абсолютно условным, судить на основании его о работнике трудно.
Существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком – субъективностью, решение во многом зависит от того, правильно ли выбран метод, или того, кого привлекают в качестве оценщика.
Процедура оценки должна строго соответствовать трудовому законодательству России. Оценочные мероприятия должны проводиться на таком качественном уровне, чтобы органично включиться в общую систему кадровой работы в организации, способствовать ее развитию и совершенствованию. Они не должны вести к возникновению конфликтных ситуаций в коллективе и т.д.
Одним из ключевых принципов, на котором формируется система оценки, является демократичность, т.е. объективное, одинаково беспристрастное отношение ко всем оцениваемым работникам, благодаря чему результаты оценки, а также принятые на их основе кадровые решения воспринимаются персоналом как справедливые. Этому принципу система соответствует при следующих условиях:
• процедура оценки применяется ко всему персоналу, а не к отдельным категориям и тем более конкретным лицам; руководители и сотрудники выступают как в роли оцениваемых, так и в роли оценщиков;
• проведение оценки регламентировано установленными правилами (периодичность, порядок, процедуры, оценочная документация);
• оценка проводится на соответствие определенным нормам и стандартам, которые доводятся до работников не к моменту осуществления оценочных мероприятий, а заранее – к началу того периода, за который проводится оценка;
• оценочные мероприятия проводятся не как "карательная операция" (при таком настрое очень трудно получить объективные данные), а как диалог, в котором заинтересованы и сам работник, и администрация;
• методы оценки адекватны тем задачам, которые решаются с их помощью, обеспечивают необходимую достоверность, ими умеют грамотно пользоваться все участники оценочного процесса;
• для различных категорий персонала, функциональных и квалификационно-должностных групп формируется свой, специфический набор критериев и оценочных показателей, наиболее значимых для соответствующего вида деятельности.
В зависимости от принятой на предприятии кадровой политики и общей концепции управления персоналом можно говорить о двух принципиально разных концепциях в характере оценки и применяемых при этом технологий. Первая соответствует "японской" модели, основанной на принципе пожизненного найма. В рамках этой модели уже на первом этапе – при найме работника – проводится тщательная и всесторонняя оценка кандидата. Основное внимание обращается на его личные качества и способности (исполнительность, сообразительность, ответственное отношение к поручаемым заданиям, умение находить общий язык с разными людьми, способность к обучению и др.). Цель работодателя – отобрать из имеющихся кандидатов наиболее надежного человека с достаточным интеллектуальным потенциалом и высокими моральными качествами. Овладение конкретными профессиональными навыками осуществляется после приема на работу в соответствии с принятыми на фирме программами развития персонала, рассчитанными на формирование квалифицированных и разносторонних по профилю работников, которые будут трудиться на фирме в течение длительного времени.
Вторая концепция отражает "американскую" модель, предполагающую высокую мобильность рабочей силы, открытость фирмы для пополнения потребности в кадрах за счет внешнего рынка труда. В этом случае при оценке кандидатов первостепенным считаются требования рабочего места, на которое целенаправленно подбирается сотрудник. При таком подходе основное внимание в процессе оценки сосредоточено на профессиональных и деловых качествах претендента: специализация и уровень профессионального образования, имеющиеся навыки, опыт, а также отдельные дополнительные требования, например, умение водить автомобиль, знать определенные компьютерные программы, владеть иностранным языком и др. Оценка личных качеств, способностей кандидата при приеме на работу в этом случае играет второстепенную роль. Фирма стремится подыскать "готового" специалиста, отвечающего конкретным требованиям. Для принятия в компанию работников действует система оценки, ориентирующая их на высокую трудовую отдачу и дальнейший профессиональный рост.
В российских условиях применяются оба подхода (даже в рамках одной фирмы). Так, для профессий, относящихся к массовым видам деятельности, мобильность которых, как правило, высока, используется второй ("американский") вариант. Для тех видов деятельности и сотрудников, из которых формируется кадровое "ядро", предпочтительным является первый ("японский") вариант.
В качестве примера приведем еще одну из классификаций типов организационной культуры и соответствующие им критерии личностных особенностей сотрудников.
Если во главе фирмы одного типа стоит сильный руководитель, обладающий абсолютной властью, то контроль всегда проводится из центра (директором), носит выборочный, случайный характер и осуществляется по индивидуальным субъективным критериям. По классификации Хэнди, который использует для названий мифологических героев Древней Греции, организационную культуру такой компании называют культурой Зевса (культура власти). В таких фирмах поощряется сверхурочная работа, не в почете работа в команде, все внутрифирменные коммуникации построены на личном доверии. В охарактеризованной компании отбор персонала происходит по схожести образа мыслей у кандидата с директором.
В фирмах другого типа есть четкая специализация, хорошо прописаны отдельные функции, job description (описание позиции), должностные инструкции, выполняемые работниками и группами в организации. Это – характеристики культуры Аполлона (ролевой культуры или храма). Основная черта компании этого типа: роль (функция, позиция, должность, рабочее место) важнее человека, который ее играет (выполняет, заменяет). Отбор персонала в этих компаниях производится по принципу соответствия качеств кандидата требованиям должностной позиции. Поэтому существуют жесткие требования к персоналу.
В фирмах третьего типа отмечается наиболее высокий статус у экспертов. Под каждую задачу создается рабочая группа. Такую организационную культуру называют культурой Афины (иначе – культурой целей или культурой команд). Ее главный принцип: правильный человек на правильном месте. По таким правилам действуют те компании, па рынке которых высока конкуренция и жизненный цикл продукта невелик, например, в области высоких технологий.
Бывают ситуации, когда группа людей решает, что в их собственных интересах собраться вместе, а офис, оборудование, секретарь и другой наемный персонал будут им помогать. Это – организация четвертого типа, с культурой Диониса (иначе – культура личностей). По такой схеме действуют различные консультанты (организационные, по рекламе и PR, юристы, аудиторы). Соответственно, при подборе персонала кроме профессиональной компетенции следует учитывать склонность людей к деятельности "свободного художника".