Лекция 26. Специфика образования взрослых

В результате изучения главы студент должен:

знать

общие характеристики психологии взрослости;

• особенности учения взрослого человека;

• историю и предмет изучения андрагогики;

• основные положения обучения взрослых с точки зрения андрагогики;

• особенности методов обучения взрослых;

• цели системы образования взрослых;

• факторы, определяющие специфику обучения взрослых;

• критерии эффективности процесса обучения взрослых;

• основные принципы образования взрослых;

• возрастные категории обеспечения дифференцированного образования взрослых;

• особенности информационно-просветительской деятельности в образовании взрослых;

• сущность концепции обучающегося общества;

уметь

• учитывать специфику процесса учения взрослого человека в соответствии с логикой его познавательно-психологического развития;

• выделять и описывать основные разновидности стилей учебной работы взрослых;

• находить индивидуальный подход к организации обучения взрослых;

• выделять различные группы взрослых, в зависимости от мотивации обучения;

• применять основные принципы обучения взрослых в логике обеспечения непрерывного образования;

владеть

• дидактическим представлением о специфике и содержании обучения взрослых;

• основными положениями андрагогики в обеспечении образовательного процесса взрослых.

Образование взрослых трактуется в Российской педагогической энциклопедии как направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью.

Взрослость представляет собой один из этапов возрастной эволюции человека, который длится около 40 лет и характеризуется наивысшими достижениями личности. В социально-психологическом смысле взрослость наступает в процессе формирования человека как субъекта общественно-трудовой деятельности.

Позиция взрослого человека как субъекта различных видов социальной деятельности определяется рядом особенностей. Н. И. Мицкевич выделяет следующие: вовлеченность взрослого человека в сферу профессионального труда; динамическое изменение мира с его глобальными проблемами; наличие у взрослого человека целостной непротиворечивой позиции, которая имеет инерционный характер.

Н. И. Мицкевич называет особенности учения взрослого человека: наличие внутреннего побуждения к учению, помогающее самому ставить себе задачу, строить план ее решения и осуществлять его; самостоятельность как умение организовать процесс решения задачи и управлять им в соответствии с этой задачей; зависимость степени включенности человека в процесс обучения от автономности мышления, способности к нововведениям, к сотрудничеству, способности учиться и передавать другим приобретенные знания; мобильность; постоянное стремление человека строить свою профессиональную деятельность на основе новой информации как способ его самовыражения и саморазвития.

Учебная деятельность для взрослого является, как правило, не основным, а вспомогательным видом деятельности.

Как отрицательное явление ученые отмечают, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения, например, использование мнемонических приемов запоминания.

Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный для него как индивидуума опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в противоречие с общими (корпоративными) целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только "привитие" нового, но и "удаление" старого, изжившего себя.

Было выявлено, что с возрастом различные функции становятся более взаимосвязанными, скоординированными, интегрированными в некоторый целостный ансамбль, что позволяет человеку компенсировать недостатки в развитии одной функции (например, памяти) за счет более высокого развития другой (например, мышления).

Первая ученая степень доктора философии в области образования взрослых в США присуждена Колумбийским университетом. Наряду с термином "образование взрослых" в настоящее время используется понятие "андрагогика" (от гр. aner, andros – взрослый мужчина, зрелый муж + ago – веду). Андрагогика – это отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.

В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности.

Впервые термин "андрагогика" был введен в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения А. Каппом. Однако у его подхода непрерывного обучения было много противников, так как не все признавали необходимость и возможность организации такого обучения. Так, немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Г. И. Фридрих выразил свое несогласие с "узаконенным вечным несовершеннолетием" человека.

С середины XX в. образование взрослых чаще всего рассматривается как элемент непрерывного образования. Если первоначально непрерывное образование трактовалось как компенсаторное, ликвидирующее недостатки образования взрослых, связанные либо с устарением ранее полученных знаний, либо с недостатками в работе существующих систем образования, то в дальнейшем оно стало просматриваться в связи с проблемой повышения квалификации.

В 1970 г. М. Ш. Ноулз издал фундаментальный труд по андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики". В нем он сформулировал основные положения обучения взрослых.

1. Взрослому человеку, который обучается, – обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения.

2. Взрослый, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению.

3. Взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения.

4. Взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям.

5. Процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему.

6. Процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения. Андрагогика вместо лекционных преимущественно предусматривает практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например, управление проектами.

Все те новые знания и умения, которые взрослый человек получает из разных источников информации и осваивает в конкретных формах образовательной деятельности, активно привлекая знания, приобретенные ранее, в совокупности представляют, по определению Г. С. Сухобской, феномен образованности взрослого человека.

Основной целью системы образования взрослых, как отмечает В. И. Побед, является оказание социальнообразовательной помощи личности в адаптации к новым условиям существования, в определении его участия в производственной, социальной и культурной жизни общества, в выработке социального иммунитета, адекватного поведения в экстремальных условиях.

Е. П. Тонконогая выделяет как негативные, так и позитивные тенденции развития образования взрослых в настоящее время. К негативным относятся: значительное уменьшение количества обучающихся; заметное свертывание некоторых направлений постбазового образования; сокращение сроков обучения; коммерциализация многих форм образования взрослых; регионализация образования.

В качестве позитивных выделяются следующие: появление новых структур, предлагающих взрослым разнообразные образовательные услуги по новым дефицитным и престижным профессиям; трансформация прежних структур образования взрослых в другие, более гибкие и отвечающие современным потребностям; расширение целей и направлений образования; предоставление взрослым полной свободы выбора направлений и проблематики образования; осуществление отбора и структурирования содержания образования с учетом личностных интересов и потребностей взрослых; стремление использовать образование взрослых как фактор социальной адаптации и социальной защиты некоторых социально-демографических групп населения (безработных, инвалидов, беженцев, демобилизованных из Вооруженных Сил РФ и др.); использование современных информационных технологий в образовании взрослых.

С. Г. Вершловский выделяет следующие ориентации взрослых в сфере образования. Так, если актуальным для человека выступает непосредственная польза образования (для работы, статуса и т.д.), то этот человек ориентирован на его практическую ценность. Другой тип ориентации связан с признанием самостоятельной ценности образования; в этом случае учебная деятельность выступает в качестве самодеятельности. Третий тип связан с ориентацией таким образом, что общее образование вообще не входит в систему его ценностей, незначимо; в этом случае не осознано то, ради чего совершается выбор.

В зависимости от мотивационной ориентации Η. Ф. Федорова разделяет учащихся взрослых на следующие три группы.

К первой группе лиц, ориентированных на цель деятельности, относятся те, кто использует получаемое образование для достижения четко поставленных целей. Ко второй группе лиц, социально ориентированных, относятся те, для кого условия обучения имеют определенный смысл и значение, хотя само обучение может и не быть связанным с ОГЛАВЛЕНИЕм их деятельности. И, наконец, к третьей группе относятся лица, ориентированные на учение, те, кто стремится получить знания ради знаний.

Интересной является классификация взрослых учащихся в соответствии с их способами научения. Η. Ф. Федорова выделяет четыре стиля учебной работы взрослых.

К первой группе относятся те, кто придерживается принципа конкретной логической последовательности. Такие учащиеся получают информацию из непосредственного опыта, они ценят порядок и логическую последовательность, следуют прямым указаниям и любят четко организованную презентацию материала, спокойную обстановку.

Ко второй группе относятся учащиеся, следующие принципу так называемой абстрактной хаотичности. Такие учащиеся ценят обучение в целом, но предпочитают получать информацию в неорганизованном, хаотичном виде.

К третьей группе относятся учащиеся, следующие принципу абстрактной логической последовательности. Они имеют, как правило, блестящие способности к декодированию письменных, устных и образных символов, имеют в своем воображении обилие различных концептуальных представлений, на фоне которых выстраивают то, что читают, видят или слышат в графической или образной форме.

К четвертой группе относятся учащиеся, следующие принципу так называемой конкретной хаотичности, демонстрирующие склонность к экспериментированию. Они быстро схватывают идеи и делают интуитивные шаги в решении нечетко просматриваемых проблем; учатся путем проб и ошибок, успешно работают в малых группах, демонстрируя высокую степень самостоятельности, не следуя за инструкциями в точности, а внося что-то свое.

0. В. Эрлих выделяет следующие факторы, определяющие специфику обучения взрослых.

1. Смещение акцентов с передачи знаний в содержании образования на обеспечение условий, необходимых для овладения способами самостоятельного взаимодействия с различными аспектами реальности.

2. Постепенное "снятие" преподавания как одной из составляющих процесса обучения и переход субъекта андрагогического процесса в "режим саморазвития".

3. Моделирование "сжатых временных рамок" прохождения каждой "учебной" роли в процессе формирования характера познавательной деятельности.

4. Практико-ориентированный характер учебного процесса.

5. Ориентация учебного процесса на удовлетворение потребности взрослых учащихся в профессиональном и неформальном общении.

Названные особенности позволяют говорить о следующих критериях эффективности этого процесса.

1. Создание в процессе обучения условий для ценностного самоопределения и согласования ценностей субъектов образовательного процесса.

2. Выявление и осознание в процессе обучения ценностей "развитие", "субъективная" активность как фактора в позитивной самореализации личности.

3. Овладение в процессе обучения умением создавать проекты (программы) своей профессиональной, образовательной деятельности, жизнедеятельности в целом.

4. Сформированность в процессе обучения уровня коммуникативной культуры, достаточного для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия и др.

Обобщая данные современной дидактики, В. А. Дресвян- ников выделяет следующие основные принципы образования взрослых.

1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Для того чтобы практически использовать этот принцип, необходима значительная предварительная подготовка – составление программ обучения, подбор и тиражирование учебного материала, приобретение и создание обучающих компьютерных программ. Здесь недостаточно составления списка литературы. Этот принцип обеспечивает для взрослого человека возможность неспешного ознакомления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения. Значительную помощь в этом оказывает современное дистанционное обучение.

2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения. Отправной точкой процесса обучения является выявление потребностей обучающихся и производственных потребностей. Интервью обучающего (аналитика, когнитолога), групповые обсуждения позволяют выявить эти потребности. Причем необходимо выяснение четырех точек зрения на предмет обучения: самого обучающегося (или нескольких обучающихся при групповой учебе), его руководителя, подчиненного и партнера (того, с кем связан обучающийся внутрифирменными производственными связями).

3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу обучающихся. С другой стороны, внимание должно уделяться и индивидуальной работе – написанию работ типа рефератов, кейсов (по некоторому заданному шаблону), созданию методических схем и описаний, которые затем могут быть проработаны до стандарта предприятия. Индивидуальная работа заключается и в диалоге обучающегося с преподавателем (аналитиком, когнитологом), направленном на взаимную передачу информации и знаний. При этом осуществляется формализация эмпирических знаний.

4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными целями. Например, высококвалифицированный специалист может быть настроен на индивидуальную работу, на скрытие личностных знаний, неприятие новых перспективных работников, видя в них угрозу для своего личного благополучия. В таких случаях необходимы беседы, убеждение в несостоятельности привычного, формирование новых точек зрения, раскрытие новых перспектив и пр., т.е. воспитательные мероприятия.

5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социальнопсихологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. В основе индивидуального подхода находится оценка личности обучающегося, анализ его профессиональной деятельности, социального статуса и характера взаимоотношений в коллективе. Предварительные интервью, анкетирование, тестирование позволяют построить социально-психологический портрет обучающегося.

6. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.

7. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации обучающегося.

8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося. Прежде всего, это востребованность приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков хозяйственной, производственной деятельности предприятия. Исходя из этого принципа, перед планированием и организацией обучения необходимы исследование и анализ деятельности, что позволит сформулировать цели и задачи обучения.

9. Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов. Системность можно понимать и как систематичность, т.е. непрерывность или регулярность обучения, причем с учетом результатов предыдущей учебы и новых потребностей в обучении.

10. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике). Исполнение этого принципа обеспечивается предыдущими принципами – системности, практической востребованности результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.

11. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности человека.

Как отмечает В. А. Дресвянников, для максимально эффективного достижения целей обучения необходимо деление взрослых по различным возрастным категориям обеспечения дифференцированного образования взрослых (по поколениям). Социальная наука выделяет три возрастных категории: до 25 лет, от 25 до 45 лет, свыше 45 лет.

Первая категория делится на две группы – имеющие и не имеющие профессионального образования. Соответственно, первым необходимо дать это образование с тем, чтобы они включились в профессиональную деятельность, организовав производственные учебные классы.

Вторым следует создать условия для повышения профессионального уровня.

Вторая категория имеет профессиональное образование и опыт работы, для нее актуально профессиональное развитие, реализация потенциала.

Третья категория взрослых, несмотря на то что она достигла определенного социального и профессионального статуса, также требует постоянного, адаптивного по характеру обучения, но это обучение во многих случаях невозможно без взаимодействия с первой и второй категорией, в ходе которого осуществляется взаимообучение.

Для каждой категории необходимо установить требуемые цели, подходы, методы обучения, определить взаимодействие работников, относящихся к различным категориям, установив, например, отношения наставничества.

Одним из важнейших компонентов системы образования взрослых является информационно-просветительская деятельность, которая имеет свою специфику: непрофессиональную направленность, ориентацию на духовные интересы различных групп населения; многомерную дифференциацию реальной аудитории по социально-демографическим, профессиональным и другим признакам; функционирование на основе добровольности, неформального общения и самодеятельности участников образовательного процесса. Как отмечает Л. В. Полагутина, значимость информационно-просветительской деятельности в системе образования взрослых отражают выполняемые ею функции:

а) креативная, способствующая реализации творческого потенциала личности через развитие как познавательной, так и социальной активности, так как, включаясь в систему информационно-просветительской деятельности, человек становится не только объектом образовательного процесса, но и его активным субъектом;

б) компенсаторная, восполняющая, дополняющая базовое образование;

в) интегрирующая – объединяющая непрерывность приобретения и накопления систематических знаний, поскольку информационно-просветительская деятельность является всеохватывающей по направленности и назначению, содержанию и уровням, всеобщей по социальным слоям, категориям и группам населения, возрастным градациям и формам реализации, включающим как систематизированные, так и несистематизированные образовательные процессы, где каждый человек получает возможность выстраивать собственную систему пролонгированного образования.

Образование для взрослых выступает на современном этапе как органический элемент концепции обучающегося общества. Суть этого общества, по мнению Б. Н. Волкова и Е. И. Огарева, состоит в создании необходимых предпосылок и возможностей для активного участия населения в различных видах учебно-познавательной деятельности с целью повышения качества жизни как отдельного индивида, так и различных социальных групп и общества в целом. Идея обучающегося общества возникла в результате осознания неспособности традиционного общества адекватно отреагировать на многообразные и динамично изменяющиеся образовательные потребности значительной части взрослого населения. Признаки обучающегося общества: учебная деятельность – это пожизненный процесс: между периодом учебы и периодом работы нет отчетливой временной границы; учебная деятельность совершается во всех социальных институтах; все образовательные институты интегрированы в единую систему; успех или неуспех учебной деятельности на каком-то из ее этапов не является решающим фактором для жизнедеятельности человека.

Признаки традиционного общества: жизнь человека четко подразделена на периоды учебы и период работы; учебная деятельность главным образом сосредоточена в системе формального образования; центральное место занимает система регулярного образования (школоцентризм); наличие диплома является решающим фактором, определяющим возможность трудоустройства, а также продолжения образования на более высоком уровне.