Специфика источниковедческого анализа конституционных актов
Конституция (от лат. constitutio – устройство) в любом государстве считается основным законом, имеющим высшую юридическую силу. В ней формулируются принципы общественного и государственного устройства.
По способу изменения конституции подразделяются на жесткие и гибкие. Жесткие изменяются в особом, усложненном порядке. Так, Конституция США в основе своей действительна в изначальной версии 1787 г. Гибкие конституции изменяются в том же порядке, что и обычные законы. Считается, что советские конституции относились ко второму типу. Поправки и изменения в них вносились путем издания декретов, постановлений, наказов. Так, в Конституцию РСФСР 1978 г. в 1988–1993 гг. было внесено более 300 поправок.
Законы, касающиеся вопросов развития положений конституции и ее изменения, носят название конституционных, которые обычно принимаются в особом порядке, а для их принятия требуется квалифицированное большинство законодательных палат.
В конституционных документах закрепляются: а) общественный строй государства; б) система государственной власти; в) свобода политической деятельности и общественных объединений; г) общие основы положения всех граждан (а не отдельных их групп), в том числе их личной и политической свободы.
Общепризнано, что потребность в основном законе, закрепляющем пределы власти государственных органов, с одной стороны, и определяющем статус личности – с другой, появилась у общества в связи с переходом от традиционных ценностей к либеральным.
Ряд исследователей считают первой российской Конституцией "Основные государственные законы", утвержденные императором 23 апреля 1906 г., поскольку их ОГЛАВЛЕНИЕ включало в себя ключевые нормы, характеризующие государственное устройство России: законодательно устанавливались пределы власти императора, определялось устройство Государственной думы и Государственного совета как законодательных учреждений, назначался порядок издания законов и запрещалась практика секретного законодательства, гарантировались политические права граждан – свобода слова, передвижения, союзов.
Необходимо отметить дискуссионность этого вопроса. В литературе встречаются мнения о том, что конституционный характер носил Манифест 17 октября 1905 г., о котором спустя два дня после его подписания Николай II писал матери: "...предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенности личности... обязательство проводить всякий законопроект через Государственную Думу – это, в сущности, и есть конституция". Так, А. Н. Медушевский полагает, что Манифест 17 октября являлся типичной октроированной (от фр. octroyer – даровать) конституцией, по содержанию близкой к ее германской разновидности. Современный исследователь С. В. Макаров считает, что конституционный характер носили три акта: 17 октября 1905 г., 20 февраля 1906 г. и 23 апреля 1906 г., поскольку они определили "исторические рамки этапов конституционного процесса в России".
Каждая конституция имеет структуру, в которой отражается господствующая идеология и сказывается уровень правовой культуры авторов. Даже компактный текст несет политическую, экономическую, идеологическую нагрузку, которая должна подвергаться анализу. В советские годы считалось, что структура республиканской конституции должна воспроизводить структуру союзной. Так, Конституции РСФСР 1937 и 1978 гг. совпадали по структуре с соответствующими основными законами СССР 1936 и 1977 гг.
Внимания заслуживает группировка норм. В первых советских конституциях полностью отсутствовал раздел о правах человека, в Конституции 1937 г. правам и обязанностям граждан посвящалась одна из последних глав. В Конституции 1978 г. раздел "Государство и личность" был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя, что во многом было обусловлено участием СССР в ряде конвенций, в том числе Международном пакте о гражданских и политических правах, который Президиум Верховного Совета СССР ратифицировал в сентябре 1973 г.
Принятие конституции обусловлено историческими условиями. Как правило, она соответствует определенному уровню развития государства и общества и фиксирует сложившееся на практике соотношение политических сил. Так, в 1959 г., на XXI съезде КПСС, в контексте вывода о "полной и окончательной победе социализма" в СССР был поднят вопрос о необходимости изменения Конституции 1936 г. Однако разработка проекта растянулась на полтора десятилетия, пока не сформировалась концепция "развитого социализма", согласно которой Советское государство, возникшее как государство диктатуры пролетариата, переросло в общенародное.
По свидетельству Г. Шахназарова, участвовавшего в работе над проектом Конституции СССР 1977 г., общая идея была "хотя бы на бумаге создать образцовую демократию".
Конституция закрепляет систему власти, формы собственности, статус личности, являясь, наряду с этим, особым политическим документом, своеобразной программой будущего развития. Выяснение соотношения между декларативностью норм и жизненными реалиями является важнейшей задачей источниковедческого анализа конституции.
Чрезвычайно информативна риторика основного закона. В ходе конституционной реформы конца 1980-х гг. из текстов исключались социалистический понятийный аппарат и лексика. Из статей об основных правах и свободах граждан убирались так называемые идеологизмы, т.е. указания на служение этих нрав и свобод "интересам народа", целям "укрепления и развития социалистического строя", "коммунистического строительства".
Профессор университета Санкт-Галлен Ульрих Шмид провел литературоведческий анализ текстов российских конституций XX в. Он считает, что эти тексты можно читать как литературные произведения (за текстом стоят характерные "ключевые сюжеты", получившие в преамбулах и главах основных законов нарративное оформление), поэтому конституции не просто отражают действительность, а представляют ее авторскую интерпретацию. Хотя конституции создавались в разные исторические эпохи, в них используется одна и та же лексика. Преамбулы разных конституций обозначают "семантическое пространство, в котором разворачивается действие, соответственно, драмы, сказки, Евангелия или перформанса".
Немаловажное значение имеет изучение существовавших конституционных проектов, авторами которых являлись различные общественные движения, группы специалистов. Так, при Временном правительстве проект конституции разрабатывался в Особой комиссии Юридического совещания по составлению проекта Основных государственных законов под председательством Н. И. Лазаревского, позднее В. М. Гессена. Она работала с 11 по 24 октября 1917 г., в ее состав входили известные правоведы Μ. М. Винавер, С. А. Котляревский, В. Д. Набоков, Б. Э. Нольде. Комиссия прекратила существование после Октябрьской революции, но ее члены продолжили свою деятельность в эмиграции. Представляется перспективным сравнительный анализ конституционных проектов белоэмиграции, а также Белого движения с Конституцией РСФСР 1918 г.
Важно привлекать к исследованию материалы, свидетельствующие о реакции общественности на изменение основных законов. Например, после опубликования проекта Конституции 1936 г. в течение пяти месяцев шло его обсуждение, в котором, по официальным данным, приняло участие более 50 млн человек. Орготдел Президиума ЦИК СССР вел учет предложений и дополнений (к ноябрю 1936 г. их оказалось 43 427). В обсуждении проекта Конституции 1977 г., но официальным данным, приняли участие свыше 140 млн человек, т.е. более 4/5 взрослого населения страны. Поступило около 400 тыс. поправок, направленных на уточнение, улучшение и дополнение формулировок проекта.
Разносторонне осветить проблему конституционного строительства помогает ознакомление с работами профессиональных юристов, политологов, социологов. Известно, например, что дискуссии по поводу ряда положений Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. не стихают до сих пор, как в научной, так и в политической среде.