Специфика интеллектуальной деятельности
Социально-экономическая определенность форм интеллектуального труда выражается во взаимосвязи материального производства и его социального результата. В самом общем виде эта связь состоит в том, что уровень материального производства определяет в конечном итоге и уровень состояния интеллектуального труда, и достигнутую ступень его организации и потребления. Развитие интеллектуального труда находится в известном соответствии с развитием материального производства: последним создаются и материально-техническая база, и технические аспекты его реализации, и многое другое — словом, все то, что определяет эволюцию интеллектуального труда. Материальное производство создает также соответствующий фонд жизненных средств для работников сферы интеллектуального труда и тем самым предопределяет как саму возможность заниматься данной деятельностью, так и структуру занятых в нем. В этом случае можно утверждать об экономико-социологическом подходе к воспроизводству интеллектуального труда, который приобретает форму социально-экономического результата развития общества.
В целом при раскрытии специфики социальности интеллектуального груда, его двойственности (амбивалентности), делается акцент на раскрытии содержания и результатов творческого труда как продукта определенной исторической эпохи. Само существование и уровень развития интеллектуального труда есть продукт развития материального производства, понимаемого не только как производство вещей, но и как воспроизводство социальных отношений.
Таким образом, существует социально-экономическая зависимость интеллектуальной деятельности от материальной и социальной поддержки со стороны общества. Характер этой зависимости прослеживается на протяжении шести этапов становления и развития интеллектуальной деятельности. Для формирования целостного взгляда на становление и развитие интеллектуального труда, для понимания его как составной части общественной жизни необходимо кратко рассмотреть исторический период с момента возникновения интеллектуального труда и до его современного состояния.
1. Прединституциональный этап. Экономические условия влияют на форму осуществления интеллектуального труда и, уже опосредованно, на сам предмет интеллектуальных изысканий, а также во многом определяют результаты интеллектуального труда. Главная особенность древнего общества (Древний Египет, Месопотамия и др.) заключалась в делегировании выполнения части функций интеллектуального труда определенному слою общества благодаря возрастающей эффективности сельскохозяйственного производства. Носителями (субъектами) интеллектуального труда стали жрецы, которые были высвобождены из материального производства и имели достаточный образовательный уровень. Социальными причинами появления таких субъектов явились потребность общества как эффективной организации в формировании особой касты организаторов-правителей, освобожденных от работы с материальными предметами, а также необходимость введения измерения в целях сравнения товаров и определенной стандартизации. Характерной чертой интеллектуального труда этого периода был его донаучный характер. Интеллектуальный труд ориентировался на решение практических задач (как поступать в ситуации данного рода), не предполагал выделения универсальных доказательств, поэтому основания для соответствующих решений были профессиональной тайной, приближающей науку к магическому действу. В качестве результата интеллектуального труда данного времени выступало знание как набор готовых рецептов деятельности, т.е. носившее узкоутилитарный, практикотехнологический характер, соответственно, интеллектуальный труд имел прикладной характер, отсутствовала фундаментальность и рациональность.
2. Этап начальной институциализации — интеллектуальный труд в развитой рабовладельческой экономике Древней Греции, Рима, Китая, Индии. Возросший экономический прибавочный продукт, способствующий социальному процветанию, позволяет направлять его для поддержки интеллектуальной деятельности. Формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности способствуют появлению пауки как формы интеллектуальной деятельности. Применение рабского труда позволяет высвободить из сферы материального производства не только верховную власть, но и более широкий социальный слой античного общества в Греции — свободных граждан. Носителями интеллектуального труда на Западе были философы, которые представляли собой свободных граждан античного общества, на Востоке — философы, принадлежавшие к какой-либо религиозной школе. Знание как результат интеллектуального труда характеризовалось не как продукт догматической веры, поддерживаемой авторитетом, а как продукт, имеющий рациональное основание, решение, доказательство. Из средства непосредственного осуществления политической и религиозной деятельности результат интеллектуального труда превращается в универсальный алгоритм продуцирования знания в целом, инструмент трансляции его от индивида в общество. Только на этом этапе возникают такие формы познавательной интеллектуальной деятельности, как систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, выступающие в качестве характерных черт классической науки.
Интеллектуальная деятельность не могла бы развиваться и претендовать на сколько-нибудь значимые результаты без поддержки заинтересованных лиц: императоров, высшей аристократии. Практика интеллектуального груда основывается на способности отделят!) фактическое и поддающееся проверке от эмоциональных и традиционных утверждений. Организационные формы рассматриваемой деятельности были следующие: государственные учреждения (школы и Александрийский мусейон), религиозные учреждения (монастыри). Характерной чертой было то, что результатом интеллектуального труда в науке стало истинное знание, воспринимаемое как продукт рационального доказательства, основанного на обосновании, а не на догматической вере, поддерживаемой авторитетом.
ОГЛАВЛЕНИЕ интеллектуального труда различается на Востоке и Западе по целям, которые перед ним ставились: на Западе интеллектуальный труд греков был направлен на космологические учения, рассматривалась природа богов, был начат поиск элементов, образующих физическую вселенную; на Востоке (Китай, Индия) на первом месте находились политические и этические вопросы. В это время внимание было уделено решению проблемы природы человека: является ли она эгоистической и асоциальной, благожелательной и социально ответственной или изначально злой и нуждающейся в контроле посредством ритуалов либо в принуждении с помощью законов.
3. Этап развития институциональных признаков. Интеллектуальный труд в Средние века на Западе приобретает религиозную окраску и во многом опирается на религиозную традицию. В экономике многократно возрастает эффективность труда в сельском хозяйстве, происходит рост городов как центров ремесла и торговли, технического изобретательства и новой науки; формируются товарно-денежные отношения и создаются сначала местные, а затем общегосударственные рынки.
Средневековый интеллектуальный труд была неразрывно связан с богословием, которое являлось фундаментом философских рассуждений всего мировоззрения средневекового человека, а собственно образовательная и исследовательская деятельность сосредоточивалась почти исключительно в стенах монастырей. Это было время свободной интеллектуальной деятельности, происходило количественное накопление информации и знаний, которое подготовило духовные достижения Возрождения. Носителями интеллектуального труда являлись церковнослужители. Организационными формами такого труда были религиозные учреждения, школы и университеты на базе монастырей, где появилось формальное образование.
Главной тенденцией в данный период становится формальная организация образования и на Востоке, и на Западе. Обучение в школе, которое обычно связывается с жизнью культуры, часто действует как умерщвление культуры, поскольку идеи прошлого сохраняются ценой подавления творчества в настоящем. В средневековой Европе университеты, будучи центрами творчества в ранние периоды, с середины XIV в. ассоциируются с застоем и догмами.
4. Этап профессиональной институциализации интеллектуальной деятельности. Условно данное историческое время можно ограничить XV— XVIII вв., т.е. периодами Возрождения, Нового времени и Просвещения. К концу данного периода завершается институциализация интеллектуального труда, который становится профессиональным и из него выделяется специфический вид — научная деятельность. В связи с этим складываются основания для преодоления исключительно индивидуального характера интеллектуальной (научной) деятельности посредством создания в Европе первых академий наук, которые в XVI в. возникли в Италии, затем на протяжении XVII в. — в Англии, Франции, позже в Германии и Швеции.
Всеобщая секуляризация общественной жизни сказывается и на углублении разделения труда в сферах интеллектуальной деятельности. Развивающийся капитализм актуализирует практическую ценность научных достижений того времени; физика, в особенности механика, оказывается наиболее востребованной областью знаний. Появляется множество изобретений, например, механические часы становятся предметом быта. Можно сказать, что XVIII в. становится веком механики. С этого периода наука приобретает тенденции, которые впоследствии будут только усиливаться и наиболее полное развитие получат в XX в.: преимущественно коллективный характер научной деятельности и в основном прагматическая направленность исследований.
5. Этап интеграции интеллектуального труда
{{науки) и экономического производства {{техники). В период XIX — середины XX в. интеллектуальный труд активно внедрялся в систему производительных сил общества, стал одним из важнейших экономических потенциалов развитых стран. Появляется понятие "научно-технический прогресс". Это означает, что техническому и технологическому развитию предшествуют научные (опытно-конструкторские, инженерные) исследования. Интеллектуальная мысль в этот период получила ярко выраженную военную направленность. Исследования, которые в перспективе могли выйти на эту проблематику, а также напрямую связанные с военной промышленностью, усиленно поощрялись государством.6. Современный этап в развитии интеллектуального труда начался во второй половине XX в. В условиях развития рынка и распространения рыночных отношений усиливается роль интеллектуального труда, им приобретаются новые формы и ОГЛАВЛЕНИЕ. Интеллектуальный труд в любом обществе направлен на благо всего социума, и его результаты адресованы всем людям. В процессе своей деятельности работник опирается на то, что достигнуто предшественниками и современниками, в результате происходит как обновление технологического процесса, так и изменение, развитие самого человека. Именно этот аспект является основным, если не ведущим тезисом при раскрытии главных характерных черт общества знания. В связи с этим при социологическом рассмотрении проблематики интеллектуального труда необходимо учитывать его социальную природу. Важнейшими задачами в современных обществах знания являются получение и распространение образовательных, научных и культурных сведений, качество обучения и образования. Доступ к информации и приобретение знаний и умений посредством образования приобретают в современный период огромное значение. В целях гармонизации своего воспроизводства общество должно использовать справедливость как конкретно-исторический способ актуализации гуманистических идеалов, внеисторичность которых очевидна. Критерием оптимизации — справедливости — является способность общества сохранить себя, пребывать в гармоничном динамическом равновесии. В современном обществе существует сложная проблема: с одной стороны, все более возрастающая роль сферы нематериального производства (прежде всего интеллектуальной деятельности в сфере образования и науки), с другой стороны, интеллектуальная собственность как ограничитель па пути движения к гармоничному развитию, как выразитель укрепления неравенства в сфере движения знаний, информации и образования. Становится все более очевидным, что наша способность приспосабливаться к быстрым изменениям будет становиться основной мерой успеха как на микро-, так и на макроуровне. В этом смысле информация и знания становятся главным фактором развития и процветания.
Важно понимать!
Тенденции развития производства таковы, что самым дефицитным сырьем для современных предприятий, фирм и корпораций сегодня становятся коммерческие ценные идеи, информация, знания, обеспеченные государственной защитой.
Большое значение приобретает институциональная структура, определяющая систему взаимоотношений на рынке и систему обязательств между контрагентами, в том числе систему отношений собственности. В новых условиях возникает необходимость усилить внимание государства к общественным благам, в частности, к тому интеллектуальному продукту, который вырабатывается в образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Интеллектуальный труд как разновидность конкретного, полезного труда состоит в познании законов развития природы и общества, при этом возникновение и развитие техники, технических систем, ведущие к созданию "второй" искусственной природы, все более расширяют объект научного познания. Понятие производительности связано с конкретным трудом. Каждый конкретный вид труда тем производительнее, чем полнее познание и использование лежащих в его основе объективных законов. В современную эпоху, когда технический прогресс происходит на научной основе, научные знания превращаются в источник экономии общественного труда, поэтому в той мере, в какой развивается наука и ее достижения сливаются со всем общественным трудом, можно говорить об уменьшении его затрат.
Все виды интеллектуального труда являются в значительной степени творческими, в целом интеллектуальный труд квалифицируется как всеобщий, который, как известно, отличается следующими чертами.
Во-первых, в процессе познания и освоения мира используется весь прошлый опыт человечества. Уровень развития и характер функционирования всеобщего труда зависит не только от его современных носителей, но и от накопленных в процессе исторического развития культурных предпосылок.
Во-вторых, всеобщий характер познавательной деятельности выражается в том, что все люди так или иначе участвуют в познании окружающего мира.
В-третьих, стоимость всеобщего общественного знания, полученные результаты оцениваются всегда занижено, ибо рабочее время, необходимое для их воспроизведения, гораздо меньше того рабочего времени, которое требуется, чтобы первоначально их произвести.
В-четвертых, в отличие от материального продукта знание не исчезает в процессе потребления и не требует воспроизводства (переоткрытия каких-либо закономерностей). Однажды открытый закон, технология (в том числе социальная) используются в дальнейшем как даровая сила. Однако эти достоинства интеллектуального труда, как труда всеобщего, и его результатов могут быть реализованы лишь благодаря овладению людьми в ходе образовательного процесса полученными знаниями, которые позволяет сохранить, освоить и распространить именно образование.
Итак, развитие форм интеллектуальной деятельности находится в зависимости от уровня экономического развития общества, его эффективность напрямую влияет на количество и структуру занятых в сфере интеллектуального труда: создаются материальная, техническая поддержка, фонд жизненных средств для работников этих профессий. Таким образом, можно говорить о взаимосвязи экономического (материального) производства и его социального результата. В самом общем виде эта связь состоит в том, что уровень материального производства определяет в конечном счете и уровень состояния интеллектуального труда, и достигнутую ступень сто организации и потребления. Разнообразие и наполненность сферы интеллектуального труда являются социально-экономическим результатом развития общества.