Специфика идентификации рисков в высокотехнологических венчурных проектах
При выявлении рисков в качестве основы для работы можно использовать следующие точки зрения на проект:
1. План-график проекта. С помощью плана-графика можно понять, когда ожидать наступления тех или иных рисков. Можно последовательно рассматривать с его помощью каждую работу и выдвигать предположения о том, что может воспрепятствовать ее нормальному исполнению.
2. Препятствия к осуществлению проекта. Они выявляются в ходе мозгового штурма и фокусируются на вопросе: "что может помешать успешно выполнить данный проект"?
3. Типовая схема процесса разработки нового продукта, принятая в компании. Рассматривая модель бизнес-процесса, можно обнаружить, какие практики в работе компании отработаны хуже других и могут быть сопряжены с ошибками.
4. Опорные списки или памятки. В отличие от контрольных списков, памятки не требуют полного следования каждому включенному в них пункту, а используются лишь для напоминания о возможных видах рисков, которые либо уже встречались, либо могут встретиться.
Первые две опорные точки дают специфичные конкретные результаты в случае конкретных проектов. Типовая схема процесса разработки нового продукта, по сути, представляет собой состав этапов высокотехнологического проекта: концепция, критические испытания, разработка, проверка, коммерциализация. В форме памяток информация о рисках может аккумулироваться и обобщаться от проекта к проекту.
Классификация рисков
Существует несколько обобщенных классификаций рисков, которые можно использовать как основу для составления таких памяток.
В подпараграфе 2.2.1 при обсуждении рисков высокотехнологичных проектов была приведена классификация Уоррена Шейнина.
Смит и Мерритт представляют свой список типовых источников риска в проектах по разработке новых продуктов, на которые предлагают опираться при составлении собственных специфичных для каждой организации памяток.
1. Определение продукта:
а) конфликты с существующими или запланированными продуктами;
б) недостаток ясности и стабильности в определении продукта;
в) неясность рыночного спроса, пользы для потребителя;
г) физическое окружение продукта;
д) эргономика, удобство использования;
е) издержки на производство.
2. Команда разработки:
а) наличие лидера, конфликты за лидерство;
б) доступность необходимых людей;
в) необходимость специфичных навыков;
г) географическая распределенность команды, культурные различия между ее членами;
д) недостаток навыков командной работы, обучения, оборудования и лабораторий, поддержки;
е) бюджет проекта.
3. Качество и юридические вопросы:
а) качество и надежность;
б) безопасность, возможность ответственности за продукт;
в) нарушения и защита патентов;
г) вмешательство регулирующих органов (в том числе экологических).
4. Производство и привлекаемые внешние ресурсы:
а) качество снабжения и доступность деталей, качество поставщиков;
б) производственные средства, помещения и навыки;
в) партнеры и союзы.
5. Технические риски:
а) готовность и наличие необходимой технологии;
б) проверка продукта и риски полевых испытаний;
в) конфликты программного обеспечения с аппаратным.
6. Продажи и дистрибуция:
а) выбор времени запуска продукта;
б) дистрибуция продукта, поддержка продавцов;
в) документация, обучение, обслуживание, ремонт.
Смит и Мерритт отмечают, что данный список может выступать лишь в качестве ориентировочного, и в конкретных организациях требуется детализировать его до конкретных рисков, поскольку приведенные примеры являются слишком абстрактными.
В ходе интервью с экспертами были выявлены следующие категории рисков (для большей иллюстративности, в каждой категории приведены примеры рисков).
1. Ошибки в научной концепции:
• отвергается исходная фундаментально-научная гипотеза, на которой основывается продукт;
• гипотеза не была отклонена на стадии критических испытаний, но при создании прототипов ожидаемый физический эффект проявляет себя в недостаточной мере.
2. Риски в определении продукта:
• неверно выявленные потребительские (функциональные) требования;
• ошибки в определении приоритетов потребительских (функциональных) требований;
• невостребованное сочетание функциональных характеристик;
• невозможность адаптировать продукт при получении обратной связи;
• отсутствие явного превосходства в потребительских характеристиках.
3. Риски технической реализации:
• проблемы с получением нового физического эффекта в прототипе;
• недостаточное качество исполнения прототипов для получения полезных физических эффектов;
• недостаточное качество производственной базы для запуска массового производства на стадии коммерциализации;
• недостаточная производительность производственной базы.
4. Риски интеграции:
• между компонентами, работавшими по отдельности, не удается создать достаточно качественные интерфейсы, связывающие их в целостный продукт;
• риски программной интеграции;
• риски аппаратной интеграции.
5. Риски интеллектуальной собственности:
• наличие патентной защиты конкурирующего продукта с подобным принципом на основных рынках;
• ошибки при подаче патентной заявки;
• намеренное или случайное раскрытие коммерческой тайны, промышленный шпионаж.
6. Риски продвижения на рынок:
• риски, связанные с выбором времени выхода на рынок;
• риски позиционирования продукта;
• ошибки выбора канала коммуникации.
7. Риски конкуренции:
• возникновение непредвиденных конкурирующих продуктов-заменителей;
• недобросовестная конкуренция.
8. Риски менеджмента и кадровые риски:
• болезни, травмы, гибель сотрудников;
• переманивание ключевых сотрудников (хедхантинг);
• психологическое, эмоциональное выгорание сотрудников;
• психологические конфликты, конфликты интересов;
• когнитивные искажения при принятии управленческих решений.
9. Экологические и иные регуляционные риски:
• риски выбросов излучения (звукового и электромагнитного), биологически активных, токсичных и (или) радиоактивных материалов в ходе экспериментов и на других стадиях разработки;
• риск, что продукт не пройдет экологическую, санитарную и иную обязательную сертификацию.
10. Прочие неидентифицированные риски.
В табл. 2.11 риски рассматриваются с использованием стандартной модели Смита и Мерритта. Риски, их последствия и факторы приводятся в обобщенном виде. В каждом частном случае необходимо детализировать описания факторов, событий и последствий с учетом конкретных обстоятельств проекта (конкретных членов команды, компонент продукта, экспериментов и т.п.). Также заметим, что в данном списке рисков наблюдается содержательный уклон в область приборостроения и микроэлектроники (потребительской и промышленной), что обусловлено опытом экспертов, с которыми проводились интервью.
Данная классификация не претендует на исчерпывающую полноту, однако она достаточно полезна как основа, от которой можно отталкиваться при выявлении рисков в проектах по разработке высокотехнологических продуктов. Следует отметить, что особенно сложными в идентификации являются риски научной концепции, а также технические и интеграционные. Это обусловлено сложностью предметной области фундаментально-научных исследований, к которой эти риски относятся. Для понимания содержания проводимых исследовательских работ и возникающих в них нежелательных факторов необходимо понимание тематики исследований, что требует либо дополнительных усилий по погружению в контекст от менеджера, либо привлечения экспертов, либо активного привлечения исполнителей работ к идентификации рисков (что само по себе песет угрозу смещенности и субъективизации оценок из-за заинтересованности исполнителей в продолжении научной работы безотносительно к коммерческой перспективности проекта).
Таблица 2.11
Анализ различных категорий рисков
Событие |
Последствия |
Факторы события |
Факторы последствий |
||||||
Категория: Ошибки в научной концепции (просчеты на ранних стадиях) |
|||||||||
Отвергается исходная фундаментально-научная гипотеза, на которой основывается продукт |
Продукт становится невозможно реализовать |
Фундаментально-научная неопределенность в области используемого в продукте научного феномена |
Продукт основан на эффекте, получение которого представлялось возможным исходя из гипотезы |
||||||
При создании прототипов ожидаемый физический эффект проявляет себя в недостаточной мере |
Существенно задерживается разработка продукта |
• Гипотеза не была отклонена на стадии критических испытаний • Вне лабораторных условий эффект сильно ослабляется |
Для поиска решения, при котором будет наблюдаться эффект, необходимо проводить дополнительные исследования и эксперименты, которые не входили в исходный план |
||||||
Категория: Риски в определении продукта |
|||||||||
Неверно выявленные потребительские (функциональные) требования |
• Низкий спрос на продукт • Низкая совокупная прибыль от продукта |
• Недостаток времени и внимания на стадии проектирования продукта • Ошибки при определении целевых групп пользователей •Отсутствие или недостаток коммуникации с конечным потребителем на стадии проектирования продукта • Отсутствие или низкий уровень компетенций по выявлению и разработке требований у разработчиков продукта |
Продукт, не отвечающий на актуальные требования пользователей, остается невостребованным |
||||||
Ошибки в определении приоритетов потребительских (функциональных) требований |
• Низкий спрос на продукт среди предполагаемой группы потребителей • Низкая совокупная прибыль от продукта |
• Ошибки при ранжировании функциональных характеристик по важности • Некорректная обработка обратной связи от потенциальных потребителей продукта • Отсутствие или недостаток работы с обратной связью от потенциальных потребителей |
Продукт, не отвечающий на актуальные требования пользователей, остается невостребованным |
||||||
Невостребованное сочетание функциональных характеристик |
• Низкий спрос на продукт • Низкая совокупная прибыль от продукта |
• Отсутствие или недостаток исследования потребностей конечных пользователей • Ошибочная интерпретация имеющихся знаний о потребностях конечных пользователей |
Продукт, не отвечающий на актуальные требования пользователей, остается невостребованным |
||||||
Невозможность адаптировать продукт при получении обратной связи |
Низкая совокупная прибыль от продукта |
• Высокая стоимость внесения изменений в потребительские (функциональные) требования • Использование затрудняющего внесения изменений метода проектирования и разработки продукта (например, водопадная модель разработки IIO) • Переусложнение технологической архитектуры продукта • Использование инструментальных средств разработки, не облегчающих быстрое внесение изменений в проект продукта • Отсутствие навыков и инструментов для контроля и управления конфигурациями продукта |
Продукт, не отвечающий на актуальные требования пользователей, остается невостребованным |
||||||
Отсутствие явного превосходства в потребительских характеристиках |
• Низкий спрос • Низкая совокупная прибыль |
• Отсутствие или недостаток работы по анализу конкурирующих продуктов (аналогов и заменителей) • Отсутствие волевого решения по достижению превосходящих уровней потребительских характеристики • Заведомо недостаточный технический уровень производства для достижения превосходящих потребительских характеристик |
• У потребителей нет оснований переходить на продукт, который не имеет преимуществ • Продукт имеет аналоги и заменители |
||||||
Категория: Риски технической реализации |
|||||||||
Невозможность получения нового физического эффекта в прототипе |
Невозможно выйти на требуемые технические и потребительские (функциональные) характеристики продукта |
• Недостаточная квалификация инженерного персонала • Использование недостаточно совершенного оборудования при создании прототипов • Использование недостаточно качественных материалов в прототипах |
• Продукт основан на эффекте, который удалось получить в лабораторных условиях • Неясно, как воспроизвести эффект в полевых условиях |
||||||
Недостаточное качество исполнения прототипов для получения полезных физических эффектов |
Не удается получить требуемые технические и функциональные характеристики продукта |
• Недостаточная квалификация инженерного персонала • Использование недостаточно совершенного оборудования при создании прототипов • Использование недостаточно качественных материалов в прототипах |
Проверка достижимости технических и функциональных характеристик производится за счет прототипирования |
||||||
Большой выход брака на серийном производстве |
Серийное производство не удается запустить в срок – выход продукта на рынок откладывается |
Недостаточное качество производственной базы (оборудования, помещений, персонала, организации работы) |
Серийное производство рентабельно только при достаточно низком уровне брака |
||||||
Объемы отгрузки конечной продукции меньше, чем спрос |
Объем продаж меньше возможного – падает кумулятивная прибыль от продукта |
• Недостаточная производительность производственной базы • Недостаток ресурсов • Ошибки в цепочках поставок и логистических сетях |
Неудовлетворенная часть спроса может частично или полностью покрываться за счет аналогов и заменителей |
||||||
Категория: Риски интеграции (между компонентами, работавшими по отдельности, не удается создать достаточно качественные интерфейсы, связывающие их в целостный продукт) |
|||||||||
Программное обеспечение не сочетается с аппаратным |
• Выпуск продукта задерживается • Тратятся дополнительные деньги на переделку программного и аппаратного обеспечения • Задержка выхода конечного продукта на время, необходимое для исправления ошибок |
• Неверная интерпретация требований к программному обеспечению, входящему в продукт • Недостаточно качественная проработка требований к ПО • Недостаточная квалификация разработчиков • Использование эмуляторов аппаратного обеспечения, не адекватно его представляющих |
Требуется время на исправление ошибок, устранение причин проблемы |
||||||
Взаимодействие компонент происходит с утратой интегральной характеристики |
• Невозможно выйти на требуемые технические и потребительские (функциональные) характеристики продукта • Задержка выхода конечного продукта на время, необходимое для исправления ошибок |
• Недостаточно согласованные проекты отдельных компонент • Недостаточно проработанный проект всего продукта • Несоответствие функциональных характеристик одних компонент другим • Параметры на выходе одних компонент не соответствуют требованиям на входе других компонент • Недостаток коммуникации между командами разработки различных компонент |
• Итоговые характеристики продукта зависят от совместной взаимодополняющей работы компонент • Необходимо перепроектирование и перестройка компонент для обеспечения интерфейса между ними |
||||||
Отдельные компоненты аппаратного обеспечения не могут взаимодействовать с другими |
Задержка выхода конечного продукта на время, необходимое для исправления ошибок |
• Недостаток коммуникации между разработчиками различных компонент • Команды разработки не выработали общие договоренности об интерфейсах между компонентами • Внутреннее устройство каждой из компонент сильно влияет на его внешние взаимодействия |
Необходимо перепроектирование и перестройка компонент для обеспечения интерфейса между ними |
||||||
Категория: Риски интеллектуальной собственности (всегда связаны с взаимодействием "нашей" компании и конкурента) |
|||||||||
Иски о патентной защите |
• Запрет на продажу "нашего" продукта • Выплата компенсаций истцу |
Наличие патентной защиты конкурирующего продукта с подобным принципом на основных рынках |
• "Наша" компания недостаточно хорошо представлена в суде • Не удалось заключить мировое соглашение |
||||||
Утечка информации о продукте в сторону конкурента |
Изменения в продукте конкурента, повышающие его конкурентоспособность по сравнению с "нашим" продуктом – потеря доли рынка |
• Утечка информации • Обратная разработка (реверс-инжиниринг) • Промышленный шпионаж |
Конкурент способен применить информацию, которую получит |
||||||
Появление на рынке нелицензионных продуктов-клонов |
Утрата доли рынка |
• Недостаточная патентная защищенность продукта • Ошибки при подаче патентной заявки |
Недостаточно развитая система защиты авторских прав в странах, где продаются или производятся продукты-клоны |
||||||
Категория: Риски продвижения на рынок |
|||||||||
Преждевременный выход на рынок |
Низкий спрос на продукт |
• Продукт не готов • Недостаточно проработан маркетинговый план • Ложное ощущение срочности |
• Рынок еще не готов к продукту • Продукт малоизвестен • Потребители не понимают пользы от продукта • Продукт недостаточно качественно проработан |
||||||
Опоздание с выходом на рынок |
Малая доля рынка, захват конкурентами существенной доли рынка |
• Задержки в разработке продукта • Ошибки в маркетинговом плане • Недостаточная проработка маркетингового плана |
Продукт конкурентов готов |
||||||
Ошибка в выборе целевой аудитории для маркетинговой коммуникации |
• Низкий спрос на продукт • Низкая предельная выручка от продаж |
Недостаточно внимания уделено исследованию рынка |
Выбранная целевая аудитория не способна предъявлять достаточный спрос на продукт |
||||||
Ошибка в выборе канала коммуникации |
Низкий спрос на продукт |
Недостаточная проработка маркетингового плана |
Низкая осведомленность целевой аудитории и о продукте |
||||||
Категория: Риски конкуренции |
|||||||||
Возникновение непредвиденных конкурирующих продуктов-заменителей |
Снижение продаж относительно прогнозов |
Недостаточно внимания уделено исследованию рынка |
Продукт-конкурент обладает coпоставимыми потребительскими характеристиками |
||||||
Недобросовестная конкуренция |
• Снижение продаж • Ухудшение репутации |
Низкий уровень этических норм на рынке или в отрасли |
• У "нашей" компании еще не выработана репутация • Компания – новичок на рынке |
||||||
Категория: Риски менеджмента и кадровые риски |
|||||||||
Выбывание сотрудников из строя из-за болезни, травмы или гибели |
Остановка или задержка работ по проекту |
Несоблюдение техники безопасности и правил охраны труда, переработки |
• Сотрудники не являются взаимозаменяемыми, так как существует высокая специализация знаний • Поиск новых высоко-квалифицированных кандидатов на замену требует длительного времени |
||||||
Переманивание ключевых сотрудников (хедхантинг) |
• Остановка или задержка работ по проекту • Утечка информации |
• Наличие конкурентов с лучшими условиям и работы • Низкая мотивация продолжать работать на текущем месте работы |
• Сотрудник может обладать уникальными компетенциями • Сотрудник может быть единственным в направлении работы и его работа может требовать длительного времени для передачи дел |
||||||
• Не существует эффективных механизмов (законодательных и иных) для обеспечения соблюдения коммерческой тайны после увольнения сотрудника |
|||||||||
Психологическое, эмоциональное выгорание сотрудников |
• Остановка или задержка работ по проекту • Ошибки в работе сотрудников |
• Переработки, напряженная работа в течение долгого времени • Недостаточно проработанная система мотивации • Личные или семейные причины |
Ограниченность ресурса человеческой психики |
||||||
Психологические конфликты, конфликты интересов |
• Выпадение сотрудников из работы • Задержки и срывы работ |
• Несовместимость психологических типов коллег в рамках коллектива • Расхождения по ценностям •Расхождения но жизненному опыту, образованию, привычкам • Недостаточно развитые коммуникативные навыки у сотрудников • Отсутствие в команде члена, способного выполнять посредническую роль |
• Падение мотивации в случае открытых и скрытых конфликтов • Избегание контактов одних сотрудников с другими, при необходимости этих контактов для продолжения рабочего процесса • Саботаж на почве личной неприязни • Отсутствие понимания общей цели |
||||||
Ошибки при принятии управленческих решений |
Сравнительные убытки из-за неверных выборов в различных ситуациях |
• Использование умозрительных критериев при принятии решений • Специфичность предметной области, в которой принимаются решения |
Существуют более выгодные альтернативные решения |
||||||
• Когнитивные искажения при оценке параметров, необходимых для принятия решений • Эмоциональная привязанность к идее продукта • Стресс |
|||||||||
Категория: Экологические и иные регуляционные риски |
|||||||||
Выбросы излучения (звукового и электромагнитного), биологически активных, токсичных и (или) радиоактивных материалов в ходе экспериментов и на других стадиях разработки |
• Ущерб здоровью людей, штрафные санкции со стороны надзорных и регулирующих органов • Ущерб окружающей среде • Ущерб оборудованию • Ущерб для репутации организации, допустившей выброс, и связанных с нею организаций |
• Несоблюдение техники безопасности • Проведение опасных работ в не оснащенных защитными средствами помещениях • Проведение опасных работ недостаточно квалифицированными работниками • Использование недостаточно надежного оборудования при работах |
• В зоне утечки присутствуют люди • Сведения об утечке становятся доступны надзорным и регулирующим органам и (или) общественности • Утечка затрагивает окружающую среду • Оборудование не устойчиво к воздействию разрушающих факторов, присутствующих при утечке |
||||||
Продукт не проходит экологическую, санитарную и (или) иную обязательную сертификацию |
• Возвращение продукта на доработку • Задержка выхода продукта на рынок |
• Недостаточная проработка продукта с точки зрения требований регулирующих органов • Изменения в законодательстве, происходящие после стадии проектирования • Недостаточный уровень работы с изменениями требований к продукту |
• Не соответствующий обязательным требованиям регуляторов продукт не может быть официально представлен на рынке • Доработка и изменение продукта требует времени |
||||||
Разрешение этой дилеммы следует искать в формальных методах экспертных оценок, подробно разработанных в ряде отечественных и зарубежных работ.