Лекция 1. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Комплексная цель
знать
• определения художественной литературы как вида деятельности человека;
уметь
• формулировать признаки художественной литературы как вида искусства;
• формулировать черты художественного образа и образности как основной функции и качественном составе художественной литературы;
• различать тины художественного и научного мышления, которые воплощаются в понятийных категориях (в отличие от образных в художественном творчестве);
• отличать специфику литературного художественного творчества как искусства слова от других видов искусства – живописи, музыки;
владеть
• терминологией;
• понятийным аппаратом;
• научной литературой в сфере учения о художественном образе и его категориях.
Художественная литература как вид искусства
Литература, как и другие виды творческой деятельности, является способом познания и преобразования жизни. Античность философски обосновала основные категории художественной литературы как вида искусства. Платон, рассуждая о соотношении понятий "нравственное" и "эстетическое", предложил, но существу, первое определение художественного творчества, которое исходит из более общего представления о природе души.
В диалоге "Федр" тезис о бессмертии вечного самодвижения души иллюстрируется сказкой о превращениях идеи и переселении души. Идея ("эйдос" – слово, обозначающее форму, род, вид, образ), по Платону, – это воспоминание о божественном, о вечном в душе избранного, закабаленного заботами грешной земли: "Ведь человек должен познавать истину под формою так называемого рода, который составляется из многих чувственных представлений, приводимых рассудком воедино, – говорит Сократ в “Федре”, – а это делается через воспоминание о том, что душа знала, когда сопровождала Бога, и, презирая все, называемое ныне существующим, проникала мыслию к истинно-сущему". "Эйдос", таким образом, – общее представление рассудка, не лишенное конкретности чувственных определений. Его предоснова – идея как воспоминание или созерцание вечной истины.
Если философ, рассуждает Платон в "Республике", прямо соприкасается мыслью с надзвездным царством идей, а ремесленник или художник создают вещные воплощения "эйдосов", то поэт увлекает умы по совершенно иному пути. Он настолько прикован к вещам непосредственного опыта, что порождает лишь "тени теней", "подражания подражаний". Взгляд на поэта с точки зрения государственной пользы, им приносимой, требует убедительных доказательств. И Платон, призывая к ответу Гомера, вопрошает: почему Гомер, который так убедительно изобразил войну, законы и болезни, никогда не был во главе войска, никого нс вылечил, никаких законов не создал? Он рисовал лишь тени добродетелей и подвигов. Ригоризм философа распространяется на произведения трагиков, которые описывали "дурные" примеры и страсти. Их следовало бы, убежден Платон, изгнать из идеального государства.
Разработанное Платоном понятие "мимесис" – искусство подражает природе – предлагает первичную формулу художественного обобщения. Именно эта формула во многом определит понимание познавательных, нравственных и гражданско-эстетических функций искусства.
Платон видит в произведении искусства лишь эманацию сверхличностной духовной субстанции, а не образ действительности.
Идеи античного философа во многом определили специфику выяснения проблемы отношения искусства к действительности.
Искусство определяется Аристотелем как подражание человеческой природе, общественной жизни. Но это – подражание, а не зеркальное воспроизведение. Его цель – не фиксация "действительно случившегося" в его случайной единичности, а воплощение того, что "возможно по вероятности или необходимости".
Слово "катарсис" в философии Аристотеля отмечено неясностью и многозначностью, что в результате породило огромное количество теорий – религиозных, эстетических, эстетико-этических, медицинских. Причина неоднозначности трактовки понятия объяснима фрагментарностью дошедшего до нас текста "Поэтики", а также вполне очевидной сложностью моделями современного сознания реконструировать духовный облик "свободного гражданина" древности. В общем виде под "катарсисом" подразумевается "очищение через страдание и страх", т.е. речь идет об особом воздействии искусства на зрителя и о том художественном эффекте искусства, который свидетельствует о сто преобразующей воспитательной функции.
Категория катарсиса тесно связана с понятием "калокагатия" (от греческих слов "каллон" и "кагатон" – красота и добро), предполагающим единство истины, добра и красоты, моральных и эстетических оценок.
На основе мысли о миметическом характере искусства Г. В. Ф. Гегель, Г. Э. Лессинг, Д. Дидро, И. В. Гёте и И. Канг развивают основные положения эстетики – соотношение реальности и литературы и понятие "художественная правда".
Определение литературы как специфического творческого воспроизведения реальности имеет особое значение для понимания литературного творчества. Представить произведение словесности исключительно как субъективное намерение автора или как иррациональную способность духа, эстетическую игру – значит игнорировать связь художественного творчества с реальностью.
Задача литературы не сводится к соответствию образа единичному предмету, это рождение нового образа, его материализация в произведении. Литература является воплощением типичного, сущностей, закономерностей через их абстрагирование, обобщение, идеализацию или, напротив, посредством создания трагических картин. Это составляет основной момент в усилиях писателя философско-эстетически освоить реальность – познать, осмыслить, преобразить и художественно претворить.
Литература отмечена творческим, моделирующим, преобразующим характером.
Литература не регистрирует все стороны реальности, а лишь воспроизводит те, которые соответствуют ее возможностям, природе, предназначению. Нельзя предъявлять повышенных требований к художественному творчеству как к исчерпывающему отражению действительности, как энциклопедическому воспроизведению всех его сторон и особенностей жизни в художественном образе. Избирательность, единичность и индивидуализированность – характерные черты художественного изображения.
Понятие "художественное мышление" имеет сравнительно позднее происхождение и отделено значительной исторической дистанцией от обозначаемого им явления. Специфика художественной литературы чаще всего возводится к особенностям писательского мышления. Под творчеством подразумевается уникальный художественный опыт писателя, воплощающийся в создании произведения искусства, которое отражает определенные аспекты и закономерности индивидуально-духовного, социального и общечеловеческого развития, отвечает определенным философским и эстетическим потребностям читателя.
Свобода творчества несводима к демонстрации беспредельных возможностей поэта и писателя, и не следует возводить их в ранг выразителей истины. Художественное творчество, безусловно, содействует переосмыслению действительности с позиций высоких требований и бескомпромиссных рекомендаций. Автор моделирует реальность в соответствии со своим эстетическим идеалом, ужасается несовершенству мира, формирует в читателе определенную оценку реальности.
Литература является частью исторического процесса освоения действительности, однако это освоение часто связано и с сознательным обособлением автора от злободневных проблем, попыткой изобразить общие закономерности феномена человека. И в этом случае иллюзия присутствия в произведении узнаваемого читателем мира не только не нарушится, но и будет убедительна.
Многообразны определения литературного творчества: создание новых, общественно значимых художественных ценностей, самодельная игра человеческих сил и способностей, приводящая к возникновению новых завершенных систем или гипотетических проектов. Творчество есть преобразование природной и социальной действительности, создание новой реальности в соответствии с субъективными представлениями писателя о закономерностях мира, который изменяется и пересоздается. Это и мистическая способность человека извлекать феноменальное из эмпирики действительности, с помощью самых провокационных методик постигать случайные свойства человека и общие закономерности жизни.
Литературное творчество процессуально, оно фиксирует и познает динамику преобразования природной и общественной действительности, вскрывает противоречивую сущность явлений либо мистифицирует их, и тогда реальность существования становится проблемой, требующей поиска новых решений, в итоге расширяются представления человека о самом себе.
Художественная литература в этом смысле способствует пониманию жизни и общественных отношений, позволяет избегать волнений или, напротив, становится источником изменения окружающей физической и психической среды. Социальные и психологические метаморфозы персонажей, обнаруженные или подсказанные авторами, побуждают читателя к созданию новых связей с миром, расширяют диапазон читательского соучастия в жизни, возводят случайное в степень всеобщего, приобщают личность читателя к человеческой родословной.
Писатель высказывает свое отношение к окружающему – людям, нравам, обычаям, выражает взгляды определенной социальной среды, дает философские и этические оценки, он соотносит мораль, исповедуемую персонажами, с этическими нормами классических произведений и своей эпохи.
Ф. Феллини упрекали, что в одном из фильмов он вывел только отрицательных персонажей. Режиссер ответил: "Хватит того, что положителен я сам!".
Иными словами, позиция, с которой художник критикует общество, должна быть нравственна, и этого достаточно. Нередко положительным героем становится сам автор, его кредо, критическое отношение, нежелание равнодушно мириться с недостатками современности.
Навязывание литературе роли иллюстратора заранее сформулированных тезисов приводит к столкновению текста с динамикой самой жизни. Подлинное искусство всегда стремилось быть актуальным. Трудность заключается в том, что идеалы меняются слишком быстро и часто красивые ориентиры одной эпохи становятся непонятными и неживыми рекомендациями в другие времена.
При исследовании психологии художественного творчества необходимо учитывать не только внутренний субъективный процесс, но и особую структуру творческой личности, изучать отношения, закономерности, в силу которых автор спонтанно или осознанно воспринимает и создает эстетические ценности.
Главным героем произведения может быть странник, мать семейства, старик, юноша. Главный герой может страстно проповедовать идеи, бояться жизни, отличаться великодушием или низостью, смущаться громкого слова или быть звонким певцом перемен. Он может направить всю свою жизненную активность на любовь к женщине или исповедовать ригоризм и аскетизм.
Концепция положительного героя, как показывает литературная практика, отмечена противоречивостью. Высокий моральный статус ходульного образа, с одной стороны, минимизирует возможность критического взгляда, с другой – увеличивает разрыв между реальностью и идеалом.
Об этом писал В. А. Жуковский: "Вальтер Скотт изображал нравственное безобразие во всех его видах; но, читая его, я утешен им самим; в душе его – идеал прекрасного". Близкую мысль высказывал А. С. Пушкин: "...описывать слабости, заблуждения и страсти человеческие не есть безнравственность, так же как анатомия не есть убийство".
Эстетическое чувство вызывается и декларативным отстаиванием идеала, и антитетическим изображением величественного и ничтожного, возвышенного и лживого, героического и повседневного.
Одним из условий писательского труда является свобода творчества, под которой подразумевается открытое выражение критической мысли, восприятие мира сквозь призму определенных философско-эстетических взглядов.
Объект изображения (действительность) независим от сознания писателя и является материалом изображения. Субъективное (авторское) становится способом оценки в толковании реальности. Авторское начало выявляет позиции и интересы писателя, делается источником интерпретации тех или иных ситуаций действительности. Субъективное – это и сложившаяся форма ограничения искусства, и та атмосфера, которой пронизано раскрытие смысла вещей и хода событий.
Результат художественного акта, созданный писателем субъективный мир книги, предлагается читателю в виде объективного документа, претендующего на право быть безотносительной реальностью.
Художественное произведение становится своеобразной моделью социальных и межличностных отношений и вызывает переживания, которые были и остаются предметом изучения исторической поэтики.
Объективная реальность художественной литературы – эго произведение.
Объективность текста создается благодаря узнаваемости образов и ситуаций, наличию в них качеств, тождественных читательским представлениям о реальности собственных ценностных потребностей. Читательское сознание соотносит художественный образ с объектами реальности и своей художественной деятельностью объективирует вымысел. В результате художественная условность становится формой выявления жизненной правды в искусстве.
Художественная литература – это духовно-практический процесс, динамичная структура объяснения и изменения мира. Обобщение закономерностей и принципов литературного творчества позволяет сделать вывод о многообразии функций литературы.
Познавательная функция: литература помогает познать природу, человека, общество, придать им "человеческое измерение".
Другая функция литературы – коммуникативная. Художественный язык литературы, основываясь на исторически сложившейся системе знаков и символов, становится эффективнейшим средством общения между людьми, поколениями и народами.
Оценочная функция литературы заключается в том, что каждое произведение прямо или косвенно дает оценку современности, вскрывает негативные либо позитивные аспекты социальных отношений, событий, философских идей.
Эстетическая функция литературы состоит в ее способности воздействовать на взгляды людей, формировать эстетический вкус, активизировать творческие способности читателя и побуждать его к эстетическому самовыражению в каких бы областях деятельности и знаний они ни проявлялись. Литература, без принуждения и минуя утилитарность, предлагает читателю эстетический идеал, эталон прекрасного и образ низменного.
Эмоциональная функция. Литература оказывает воздействие на чувства читателя. Она облагораживает внутренний мир человека, вызывает переживания, становится источником эстетического наслаждения.
Одно из основных назначений литературы – воспитательное. Книга несет в себе бесценные духовные знания, формирует индивидуальное и общественное сознание человека, она воздействует на человека, не претендуя на то, чтобы ее ОГЛАВЛЕНИЕ воспринимали за действительность. Произведение отражает опыт самого писателя, других людей, оно открыто для соучастия и для соавторства в познании добра и зла.
Чтобы воспринимать текст, читатель должен обладать известной подготовкой. Сложно определить необходимый минимум, потребный для того чтобы заложенные в тексте идеи писателя были восприняты читателем адекватно.
ОГЛАВЛЕНИЕ произведения "воспроизводится", воссоздается самим читателем – по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя. Сотворчество автора и читателя становится возможным при соблюдении следующего условия: читатель не должен воспринимать изображенную действительность как непосредственную реальность и в то же время относиться к миру, воплощенному в литературном произведении, как к своеобразной действительности, развивающейся по своим законам, отличным от тех, которые определяют ход жизни.