Специфика финансов ассоциаций и союзов

Объединение юридических лиц (ассоциация или союз) – представляет собой объединение различных юридических лиц, основанное на членстве его участников. Объединения создаются в целях координирования деятельности участников, представления и защиты их интересов. В качестве учредителей могут быть и коммерческие, и некоммерческие организации. Одна и та же организация, оставаясь самостоятельной, может одновременно являться членом нескольких ассоциаций и союзов.

ГК РФ не устанавливает различий между ассоциацией и союзом и употребляет в тексте ст. 121 указанные названия как синонимы. Однако для ассоциации определяющим признаком является состав участников, схожих по своей деятельности, а для союза – схожесть целей для объединения. Схожесть состава участников объединений может определяться их организационно-правовой формой (например, ассоциация профсоюзов, ассоциация акционерных обществ) или принадлежностью к определенной отрасли экономики (например, ассоциация предприятий легкой промышленности) и т.п. Схожесть целей для объединения участников может касаться их координационной, представительской, контрольной и других направлений деятельности, может быть также связана с интересами развития определенной территории (Сибири, Дальнего Востока) или вида деятельности (здравоохранения, туризма).

Большинство ассоциаций образуется но отраслевому признаку. Например, ассоциации авиаперевозчиков, вузов, медицинских учреждений. В наименовании ассоциации или союза содержится указание на основной вид деятельности ее участников. Например, Ассоциация региональных банков России, Ассоциация менеджеров, Ассоциация туроператоров, Ассоциация женщин-предпринимателей России, Международная Ассоциация Адвокатских Образований и др.

Общественные объединения всех организационно-правовых форм имеют право создавать ассоциации и союзы на основе их учредительных договоров и уставов, образуя новые общественные объединения.

Вопросы практики

Ассоциации являются одной из форм организации лоббистской деятельности. Лоббирование – институт политической системы, представляющий собой процесс но продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур и общественных организаций в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Характерным признаком ассоциаций (союзов), в отличие от других форм некоммерческих организаций, является запрет на осуществление предпринимательской деятельности. В этом случае ассоциация должна преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество. Ассоциация или союз для ведения предпринимательской деятельности может также создавать хозяйственное общество или участвовать в таких обществах.

Финансовые ресурсы ассоциации формируются в основном за счет взносов учредителей и регулярных членских взносов. Кроме того, в качестве источников формирования имущества ассоциации (союза) в денежной или в неденежной формах могут выступать:

– добровольные имущественные взносы и пожертвования;

– дивиденды, проценты, другие доходы, получаемые от инвестирования средств в акции, облигации, другие ценные бумаги и вклады;

– доходы, получаемые от имущества, находящегося в собственности ассоциации или союза;

– другие поступления, не запрещенные действующим законодательством.

Первоначально финансовые ресурсы ассоциации формируются за счет вступительных и членских взносов и добровольных пожертвований членов ассоциации. Приобретаемое имущество становится ее собственностью. В соответствии со ст. 48 ГК РФ учредители или участники ассоциации и союза при этом не приобретают на сформированное ими имущество никаких прав. Законом не установлены требования к минимальному размеру имущества ассоциации и союза или к взносам их участников.

Имущество ассоциации и союза принадлежит им на праве собственности и используется только для достижения целей, указанных в учредительных документах. При недостатке имущества ассоциации (союза) для покрытия обязательств перед кредиторами ее члены несут ограниченную ответственность своим имуществом. Размеры и порядок ответственности предусмотрены в учредительных документах ассоциации[1].

В связи с предусмотренной законодательством субсидиарной ответственностью членов ассоциации (союза) по их обязательствам такие некоммерческие организации не могут быть признаны банкротами.

Доходы от своей деятельности ассоциации и союзы не могут распределять между своими членами и должны использовать только на нужды объединений в соответствии с уставными целями. Остатки имущества объединений, образовавшиеся после завершения их ликвидации, передаются для использования на цели, которые определенны в их уставах, либо на другие цели, предусмотренные законодательством, и не могут распределяться между их учредителями (членами).

Объектом финансирования ассоциаций и союзов являются текущие расходы на оплату труда аппарата управления, на аренду помещений, премирование и материальное стимулирование работников, на приобретение и ремонт оргтехники, а также на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и т.п. При создании таких объединений их участники планируют основные направления расходов своих средств, в том числе на ОГЛАВЛЕНИЕ аппарата управления.

Члены ассоциаций и союзов имеют право безвозмездно пользоваться их услугами, по своему желанию по окончании финансового года выходить из ассоциации (союза). При этом член ассоциации или союза несет субсидиарную ответственность по обязательствам такой организации пропорционально своему взносу в течение двух лет после выхода. В ассоциацию или союз с согласия их членов могут войти новые участники.

Пример

Ассоциация организаций предпринимательства Республики Башкортостан объединяет в своих рядах G3 союза предпринимателей в городах и районах Республики Башкортостан, 50 отраслевых ассоциаций, более 90 ассоциированных членов. Ассоциация является площадкой для диалога власти и бизнеса, стремится ликвидировать еще имеющее место недоверие между обществом и предпринимательством.

Ассоциация является некоммерческой организацией – объединением юридических лиц – некоммерческих организаций – самостоятельным хозяйствующим субъектом. В Ассоциацию могут войти ассоциированные члены – индивидуальные предприниматели и юридические лица, – разделяющие цели Ассоциации.

Размер взносов в Ассоциацию для членов Ассоциации является единым. Размер взносов в Ассоциацию для ассоциированных членов Ассоциации устанавливается в зависимости от пакета сервисных услуг, выбранного членом Ассоциации в текущем году[2].

Некоммерческое партнерство – это организация, основанная на членстве физических и юридических лиц, создаваемая для содействия ее членам в реализации различных социальных проектов и достижения уставных целей (удовлетворение духовных потребностей, для развития культуры, науки, здравоохранения и т.д.).

Имущество, которое передается некоммерческому партнерству его участниками в момент создания, становится собственностью партнерства. Некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, а члены некоммерческого партнерства не отвечают по обязательствам партнерства.

В рамках осуществления уставных целей некоммерческие партнерства могут заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением случаев приобретения статуса саморегулируемой организации.

Члены некоммерческого партнерства имеют ряд законодательно установленных прав, а именно: возможность напрямую участвовать в управлении организацией, в любое время выходить из состава участников (приобретая право требования возврата стоимости внесенного ими имущества за исключением обязательных членских взносов), а также получить стоимость части имущества в случае ликвидации организации.

Примером некоммерческого партнерства является Союз благотворительных организаций России (СБОР), который был создан в ноябре 2000 г. Основным организатором СБОР стал Благотворительный Морской фонд, который активно занимался помощью людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. С 1998 по 2000 гг. фонду удалось собрать более 15 млн долл, пожертвований, а благополучателей насчитывалось около 20 тыс. человек. За короткое время в Союз вступили более 300 различных общественных и некоммерческих организаций, а также социально ориентированных компаний из 64 субъектов РФ. Миссия СБОР сформулирована как всемерное развитие благотворительности в Российской Федерации и создание оптимальной для страны системы благотворительной деятельности.

В форме некоммерческого партнерства зарегистрированы такие организации, как: саморегулируемая организация "Аудиторская палата России", "Гидроэнергетика России", "Объединение автопроизводителей России" и др.

В качестве своеобразного вида ассоциации (союза) интересно рассмотреть Торгово-промышленную палату Российской Федерации (ТПП РФ), которая представляет собой негосударственную некоммерческую организацию, основанную на членстве, созданную по инициативе торгово-промышленных палат, российских коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, объединяющую своих членов в целях развития предпринимательства, содействия взаимодействию предпринимателей, для защиты их интересов в органах власти[3].

Вопросы практики

Система Торгово-промышленной палаты Российской Федерации объединяет:

– 174 территориальные торгово-промышленные палаты;

– более 200 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральном и 500 бизнес-ассоциаций на региональном уровне, представляющих основные секторы российской экономики;

– около 50 тыс. предприятий и организаций различных форм собственности.

В системе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации работают 34 комитета по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства и более 1000 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований, созданных территориальными палатами.

Главной особенностью Торгово-промышленной палаты Российской Федерации является отсутствие дополнительной ответственности ее участников по обязательствам палаты. Торгово-промышленная палата (ТПП) создается по инициативе не менее 15 учредителей, ее единственным учредительным документом является устав. Торгово-промышленные палаты формируются по территориальному принципу: на одной территории или в регионе может функционировать только одна такая палата. Члены ТПП – это только российские коммерческие организации или индивидуальные предприниматели. Членами ТПП могут быть и объединения предпринимателей (союзы и ассоциации). В остальном их статус подобен обычным ассоциациям и союзам.

Источники формирования финансовых ресурсов ТПП РФ в денежной форме включают:

– регулярные и единовременные поступления от учредителей (членов);

– добровольные имущественные взносы и пожертвования;

– прибыль от хозяйственной деятельности;

– доходы, получаемые от собственности ТПП и др.

Порядок регулярных поступлений от учредителей (членов) определяется уставом и положением о членстве, утверждаемым Общим собранием. Полученная ТПП прибыль нс подлежит распределению между членами Палаты.

Торгово-промышленная палата способна сегодня оказать практическую помощь отечественным промышленным союзам и ассоциациям.

Крупнейшим объединением предпринимательских структур в России является Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) – общероссийская организация, представляющая интересы деловых кругов как в России, так и на международном уровне. Российский союз действует в двух юридических лицах – общероссийского объединения работодателей (OOP "РСПП") и общероссийской общественной организации (ООО "РСПП").

Казачьи общества – это формы самоорганизации граждан РФ, объединяющиеся на основе общности их интересов с целью возрождения и защиты прав российского казачества, сохранения его культуры, традиций, образа жизни. Казачьи общества могут создаваться в виде городских, районных (тортовых), окружных, хуторских, станичных или войсковых казачьих обществ. Их члены берут на себя обязательства нести государственную или другую службы.

Финансирование государственной службы российского казачества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Порядок финансирования российского казачества устанавливается Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований[4].

Формирование финансовых ресурсов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, осуществляется по трем основным направлениям:

– поступления от несения членами казачьих обществ государственной и иной службы, финансирование осуществляется из бюджетов РФ, субъектов РФ и местных бюджетов;

– поступления для реализации федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки казачества, его культурного и исторического наследия. Общий объем финансирования данных программ составил в 2011 г. 255 389 тыс. руб.[5];

– в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой казачьими обществами в уставных целях. Казачьи общества как некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность в уставных целях.

Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации – это также формы самоорганизации лиц, которые относятся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяются по кровнородственному или территориальному признакам для защиты территории и условий их проживания, сохранности и развития традиционного образа жизни и культуры, хозяйственной деятельности и промыслов[6].

Основными видами традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных пародов Российской Федерации, согласно распоряжению Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р, являются следующие:

– животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство);

– переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов; собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак);

– разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства;

– пчеловодство;

– рыболовство;

– промысловая охота;

– земледелие (огородничество), художественные промыслы и др.

Федеральными органами государственной власти принимаются федеральные целевые программы социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, решаются вопросы возмещения убытков и ущерба, причиненных исконной среде обитания малочисленных народов деятельностью организаций, находящихся в федеральной собственности. Осуществление таких программ обеспечивается за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. К реализации программ привлекаются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с передачей им необходимых материальных и финансовых средств.

Органы местного самоуправления принимают участие в реализации федеральных и региональных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с принятыми программами.

Малочисленные народы и их объединения имеют право получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления, от организаций всех форм собственности, от международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, а также получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных пародов.