Специфика этнического самосознания
Как и любой вид самосознания этническое отличается своей спецификой. Отмечается, что для определенного числа индивидов вопрос об их этнической принадлежности безразличен, и они "внеэтничны" (что не следует отождествлять в безэтничностью).
Этническое самосознание отсутствует у детей раннего возраста, оно формируется у человека довольно поздно, особенно, если его социализация протекает в моноэтничной среде. В ослабленном виде оно выступает у групп населения, которые не имеют контактов с представителями других этнических общностей, на первый план у них выходит локальное, топонимическое самосознание. В первую очередь, это характерно для крупных, компактно проживающих этносов, особенно докапиталистических формаций. В частности, такая ситуация отмечена для русских начала XX в., у которых на территории основного массива их расселения противопоставление "мы – они" имело региональный характер – "пензенские", "саратовские" и др., иногда проявляясь в насмешливых названиях – "вологодские телята", "брянские волки". На окраинах же этнической территории на первый план выходило, конечно, этническое противопоставление, имея, нередко, тот же самый характер выражения "чудь белоглазая".
Сложности с определением этнической самоидентичности возникают у потомков межэтнических браков. Здесь, правда, существуют правила их принадлежности: в большинстве случаев она должна идти по линии отца. Но зачастую при такой дилемме действуют и другие факторы. Например, в России, поскольку принадлежность к так называемым "малочисленным народам Севера" дает определенные материальные и другие преимущества, то дети семей, в которых один из родителей принадлежит к "малочисленному народу", как правило, при определении своей этнической идентичности относят себя именно к нему. То же самое наблюдается в национально-государственных образованиях Российской Федерации – предпочтение индивида позиционировать себя, как представителя "титульного" этноса. Более того, довольно типичны случаи, когда потомки этнически смешанных браков, где ни один из родителей не принадлежит к представителям этнического большинства, тем не менее, больше склонны идентифицировать себя именно с ним, особенно если оно имеет статус "титульного".
Особое состояние этнического самосознания характерно для представителей этноса, когда происходит постепенное изменение их этнической самоидентификации в ходе формирования новой этнической общности или вхождения в состав другого этноса. Оно занимает довольно длительный период, и по мере смены поколений представление о принадлежности к прежнему этносу ослабевает, а к другому, возникающему или ассимилирующему, – усиливается. Нетрудно видеть, что такие виды этничности, как мульти, сдвоенная, квази, формируются в условиях, когда в ходе межэтнического взаимодействия происходит интеграция этносов. Под межэтнической интеграцией (сближением) понимается появление определенной культурной общности (при сохранении основных этнических черт) у народов, существенно различающихся но своим языково-культурным параметрам, в результате их взаимодействия. С такого рода процессами связывается формирование в рамках многонациональных государств метаэтнических общностей (Ю. В. Бромлей).
Одна из его характерных черт этнического самосознания – этноцентризм, под которым понимается представление о своем народе как носителе лучших, сугубо человеческих качеств – мужества, благородства, самоотверженности, интеллектуальности, красоты и др. Культура других народов оценивается через призму традиций и ценностей своего этноса, при несовпадении свои ценности имеют для индивида более высокий статус. Проявление этноцентризма можно видеть, в частности, в акценте на положительную сторону черт национального характера "своего" народа – щедрость, но не расточительность, экономность, но не скупость, твердость характера, но не упрямство, самоотверженность, но не безрассудство и т.п. Сам этноцентризм не является негативным явлением, представляя собой один из видов патриотизма.
Однако в случае приобретения им гипертрофированной формы, он трансформируется в национализм – идеологию, утверждающую исключительную высокостатусность собственного этноса и его превосходство над всеми остальными народами. Разновидностью национализма является шовинизм – представление об обязательном превосходстве большего этноса над меньшим, более социально-экономически развитого – над менее развитым и т.п., что получило ироничное название "старшего брата".
Как и любой вид сознания, этническое существует в двух видах – индивидуальном и коллективном, выделенных еще в конце XIX в. французским социологом Э. Дюркгеймом при несводимости второго к сумме первых, поскольку целое больше суммы его частей.
Коллективное этническое сознание требует от своих членов следования характерным для данного этноса стереотипам поведения (проявляющимся, в том числе в хозяйственной деятельности, материальной сфере и т.д.) и безусловной лояльности к своему этносу. Именно оно "ответственно" за сохранность этнических традиций и, тем самым, этноса, поскольку стоит на страже приоритета группы, а не личности, которая может быть принесена в жертву или сама пойдет на самопожертвование. Этнос является как бы единым "телом", информация об ущемлении одних членов этноса, особенно в случае притеснения их по этому признаку, вызывает дискомфорт у остальных его представителей, желание защитить своих соплеменников. В то же время каждый представитель этнической общности несет "коллективную ответственность" за их деяния, в том числе и предков – героические и неблаговидные, впрочем, для "своего" этноса неблаговидных деяний быть не может (по крайней мере, не должно). В целом, можно сказать, что в определенной степени этнос "пожирает" своих членов, требуя от них следования не личным устремлениям, а общеэтническим нормам, что, впрочем, характерно для сознания любой общности.