Специфика этических принципов законности, справедливости и гуманизма в сфере государственного и муниципального управления
• Законность – политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные и муниципальные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и в первую очередь законы.
В предыдущем параграфе мы попытались показать, какое значение для государственной и муниципальной службы имеет соблюдение принципа нейтральности (беспристрастности) и принципа обеспечения государственного интереса. Эти принципы составляют основу и одновременно специфику административной этики, являются тем нравственным императивом, которому должна быть подчинена деятельность аппарата государственной и муниципальной власти и его работников. Однако осуществить эти принципы возможно только при условии последовательного соблюдения ряда других принципов и норм прежде всего таких, как строгое соблюдение закона, социальная справедливость, гуманизм, неподкупность и ответственность служащих государственного аппарата. В сфере государственного и муниципального управления их роль особенно велика. Они являются одновременно и высшими этическими ценностями государственного и муниципального управления, и основным критерием оценки деятельности государственной и муниципальной власти, и в то же время своеобразной методологической основой принятия государственных решений.
Ни одно общество не может быть стабильным и гармонично развивающимся, если в нем бездействует и нарушается закон, господствует несправедливость, не уважается и не защищена личность, царствует произвол. Без соблюдения принципов законности, справедливости и гуманизма невозможны никакие гражданское согласие, консолидирующая роль государственной и муниципальной службы или эффективное государственное и муниципальное управление. Нарушение этих принципов неизбежно влечет за собой проявления бюрократизма, несправедливости, произвола и безнравственности. В реальной жизни эти негативные явления, связанные с деформацией морального сознания служащих аппарата государственной и муниципальной власти, сплошь и рядом обнаруживаются в безразличии чиновников к социальному назначению и социальным последствиям своей служебной деятельности, в безответственности, преследовании узко корпоративных целей и интересов.
Одним из приоритетных для государственной и муниципальной службы, бесспорно, является принцип законности в деятельности государственных и муниципальных служащих. С точки зрения современного демократического правового государства, законность означает установленный государством порядок и принцип жизнедеятельности, в соответствии с которыми все правоотношения и действия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных институтов и граждан осуществляются в рамках закона. Последнее обстоятельство особенно важно иметь в виду, когда речь идет о России, для большинства населения которой были всегда характерны правовой нигилизм, противопоставление морали праву (на Западе – "право", у нас – "правда").
Принцип законности включает в себя целый ряд исходных положений, которые лежат в основе требований к поведению субъектов правовых отношений в первую очередь таких как:
1) верховенство закона (что обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконные правовые акты не противоречат закону);
2) единство законности (предполагает ее действие на всей территории государства);
3) всеобщность законности (подразумевает ее действие на всех лиц);
4) целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, законе);
5) равенство перед законом (предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);
6) гарантированность основных прав и свобод граждан (означает всеобщую защиту индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);
7) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение (что характеризует юридическую природу законности);
8) взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности, в соответствии с которой без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).
Для государственных и муниципальных служащих необходимость соблюдения принципа законности диктуется множеством обстоятельств. Как служащие аппарата государственных и муниципальных органов, они осуществляют многогранную исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляют правоприменение, распоряжаются материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами. Кроме того, органы исполнительной власти, их должностные лица вправе осуществлять внесудебное принуждение, юрисдикционную деятельность, они наделены дискреционными полномочиями, свободой усмотрения, служащей одним из средств выполнения государственными и муниципальными органами возложенных на них задач и полномочий. Поэтому мы полагаем, что стоит согласиться с теми учеными, которые считают, что состояние законности в государстве зависит в первую очередь от уровня законности в государственно-административном управлении, в системе государственной и муниципальной службы. Самая совершенная правовая система, правосудие и прокурорский надзор не изменят положения, если государственные и муниципальные служащие берут взятки за лицензирование, за предоставление квартир, работники милиции незаконно задерживают граждан, изымают у них имущество, если правит протекционизм и ориентация на личную преданность, если государственные и муниципальные должности становятся предметом распределения и средством усиления личной власти.
Не может быть никакого сомнения, что деятельность государственной и муниципальной службы должна базироваться на идеях правопорядка и уважения к закону.
В основе такого правопорядка лежат выработанные мировой общественной мыслью и практикой положения, к которым следует отнести:
1) рациональный подход к вопросам государственного устройства, признание права власти и права народа величинами одного порядка;
2) естественные права человека доминируют над законами государства, служат основой для их выработки; законы государства создаются властями при наличии согласия между людьми относительно их соответствия естественному праву;
3) главенство закона; власть основана на законе, а не закон "даруется" властью; все граждане равны перед законом;
4) ограничение власти, правительства принятым в обществе основным сводом правил и законов, которые способны предотвратить произвол власти, а также обезопасить общество от меняющегося настроения большинства, способного привести к непродуманным действиям;
5) ответственность должностных лиц государства перед народом, закрепленная законодательно; цель власти – служить обществу, его процветанию.
Как видно из содержания приведенных выше положений, которые и сегодня составляют основу правового государства, основополагающей здесь является идея равного уважения к закону как со стороны населения, так и со стороны самой власти. С этой точки зрения, правовое государство – не только политико-правовое, но и этическое понятие, напрямую связанное с понятием справедливости, ставящее личность вровень с власть предержащими.
Принцип законности, отражая уровень правовой культуры государственных и муниципальных служащих, требует от работников аппарата государственной муниципальной власти строгого соблюдения Конституции и законов государства. В Законе о реформе гражданской службы США говорится, что государственные чиновники обязаны "защищать Конституцию, законы и постановления США и всех правительственных органов и никогда не нарушать их и не уклоняться от их выполнения".
Это положение закреплено и в федеральных законах "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации" и в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-Φ3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", выдвигающих в качестве основы деятельности служащих государственных и муниципальных органов принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами. При этом речь в данном случае, по мнению ученых, должна идти не только о том, чтобы в государстве существовали законы, и они исполнялись, а прежде всего о том, чтобы они соответствовали праву, императивам свободной жизнедеятельности общества, гуманизму общественных отношений, социальной справедливости.
Характерно, что наряду с разрешением моральных коллизий в органах государственной и муниципальной власти и этическим обучением персонала, одной из главных задач этических комитетов и комиссий, действующих сегодня в большинстве стран, является также наблюдение за тем, как осуществляется экспертиза принимаемых в государстве законов с точки зрения возможных конфликтов интересов.
Принцип справедливости является еще одним фундаментальным принципом этики государственной и муниципальной службы, поскольку он прямо связан с проблемой уважения населения к государственной и муниципальной власти, к служащим государственного аппарата. Всякая несправедливость, допускаемая чиновниками, наносит моральный ущерб авторитету власти в целом. С точки зрения задач государственной и муниципальной службы принцип справедливости означает законное и рациональное использование властных полномочий, защиту прав и законных интересов граждан, удовлетворение их социальных ожиданий. Этический принцип справедливости в государственной и муниципальной службе конкретизируется в ряде этических норм: никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот другим, не допускать субъективизма в оценке личностно-деловых качеств людей и др.
Федеральные законы "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и "О муниципальной службе в Российской Федерации" в качестве приоритетного принципа ставят на первое место приоритет прав и свобод человека и гражданина.
• Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – система мировоззрения и мировосприятия, в основе которой лежит признание ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
В ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и ст. 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в качестве одной из основных обязанностей государственного и муниципального служащего определяется требование "соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций".
Третьим важнейшим принципом административной этики является принцип гуманизма, который во многих странах составляет основу современной деловой этики. Этот принцип вытекает из главного требования к государственной и муниципальной службе (служить людям, заботиться об их благе) и конкретизируется в таких этических нормах, как: 1) доброжелательность, чуткость, отзывчивость, уважение к каждому человеку; 2) внимание к проблемам людей; 3) признание суверенитета личности и ее достоинства.
Требование заботы о реальных людях, внимательного отношения к их проблемам, нуждам и интересам лежит в основе кодексов поведения должностных лиц, их соответствия должностному и профессиональному статусу.