Специфика деятельности средств массовой информации в условиях цензуры

Проблема свободы информации остается актуальной во все исторические времена. В любом государстве информационное поле в той или иной степени контролируется с помощью такого важнейшего инструмента власти, как цензура.

Цензура – государственный надзор за ОГЛАВЛЕНИЕм выпускаемой в свет массовой информации с целью ограничения распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными или вредными.

Исторически сложились две формы цензуры:

1) предварительная, которая осуществляется на стадии подготовки продукции СМИ к выпуску и заключается в необходимости получить на это разрешение;

2) поВперед, заключающаяся в оценке уже опубликованной продукции СМИ и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении конкретного издания или произведения.

Справка

Словом "ценз" (от лат. census – ценз) в Древнем Риме обозначалась периодическая оценка имущества граждан для разделения их на податные разряды. Цензором являлось должностное лицо, ведавшее проведением ценза и следившее за поведением и политической благонадежностью граждан.

Считается, что становление цензуры как института произошло еще в эпоху Античности. В Средние века функции цензуры закрепились за двумя господствовавшими силами: церковью и государством. В XVIII в. цензурой официально назывались учреждения, создаваемые властью для контроля над соответствием печатных произведений догматам религии и установленному государственному порядку. Светская (гражданская) цензура развивалась параллельно с духовной. В 1796 г. Екатерина II учредила первый официальный светский цензурный орган в России. Первый цензурный устав, провозглашавший задачей изъятие сочинений, противных нравственности, был принят в 1804 г. Цензурная реформа 1826 г. определяла должность цензора как самостоятельную профессию, "многотрудную и важную". Изданный в 1828 г. новый цензурный устав просуществовал до 1865 г., когда руководящим цензурным органом стало Главное управление по делам печати в составе Министерства внутренних дел и появились Временные правила о цензуре и печати (с изменениями просуществовавшие до 1905 г.). Внимание к проблемам цензуры (и правовому положению журналистики вообще) усилилось в связи с отмечавшимся в 1903 г. 200-летием русской печати, когда соответствующие материалы поместили почти все российские газеты. С 1906 г. предварительная цензура отменялась, а любое произведение печати могло быть запрещено только в судебном порядке. По сведениям А. Блюма, суд присяжных примерно в половине случаев оправдывал книгу и ее издателя. Однако параллельно в отдельных регионах, в которых вводилось чрезвычайное положение, существовала военная цензура под контролем губернаторов.

По сведениям Г. В. Жиркова, в связи с действием чрезвычайной или усиленной охраны к 1912 г. было:

– наложено на прессу 372 штрафа на сумму около 140 тыс. руб.;

– конфисковано 216 номеров;

– арестовано 63 редактора;

– закрыто 20 газет.

Постановление Временного правительства от 27 апреля 1917 г. "О печати" провозглашало свободу печати. Каждый желавший выпускать периодическое издание должен был уведомить местного представителя Временного правительства. Этим же постановлением упразднялось Главное управление по делам печати, но в конце августа были введены новые Временные правила о специальной военной цензуре и положение "О военной цензуре печати".

Советское правительство уже 28 октября (10 ноября) 1917 г. опубликовало Декрет "О печати", направленный против "контрреволюционных" изданий, а в январе 1918 г. был создан Ревтрибунал печати. Действия власти по отношению к политическим противникам носили чрезвычайный характер. С октября 1917 по июнь 1918 г. было закрыто свыше 470 оппозиционных газет (многие из них, менявшие название, закрывались неоднократно). В годы Гражданской войны в структуре Реввоенсовета действовал отдел военной цензуры с широкими полномочиями: с его помощью дозировалась информация, публикуемая в газетах и передаваемая в радиосводках. Установленные дисциплинарные санкции предусматривали закрытие газет и журналов, арест редакторов и их имущества.

Цензура (как политическая, так и военная) действовала и на территории, контролируемой антибольшевистскими правительствами, в составе органов региональной власти создавались специальные подразделения с надзорными функциями.

Например, в июне 1918 г. командование Донской армии ввело инструкции по контролю над газетами, согласно которым редакторы были обязаны предъявлять на проверку гранки номеров утренних газет не позднее, чем за пять часов до выпуска, и вечерних – не позднее, чем за три часа до выпуска. Военному контролю подвергались и информационные сообщения, поступавшие в редакции по телеграфу. За невыполнение требований цензуры журналисты могли быть подвергнуты денежному взысканию в размере до 1 тыс. руб. или тюремному заключению до одного года. За повторное нарушение издание газеты приостанавливалось. Перечень сведений, подлежавших задержанию военной цензурой, содержал 15 пунктов.

Декретом СНК РСФСР 6 июня 1922 г. было образовано Главное управление по делам литературы и издательств Народного комиссариата просвещения РСФСР (далее – Главлит) для контроля над всеми видами печатных произведений, радиовещания, зрелищных искусств. Главлит и его местные органы осуществляли все виды цензуры: военную, политическую, идеологическую (в 1925 г. функции военной цензуры передавались политотделам Красной армии). С 1940 г. в ряде отраслей, в частности в радиовещании, вводились специальные военные отделы, а критерии запрета на обнародование информации в военные годы стали более четкими: любое сомнение решалось "в пользу отрицания".

В СССР состав и ОГЛАВЛЕНИЕ сведений, не подлежавших оглашению, определяли перечни сведений, составляющих государственную и военную тайну, постановления партии и правительства, приказы, циркуляры и инструкции Главлита. Осуществляя предварительную цензуру, цензор заполнял карточку с указанием того, что изымалось из текста; на гранках и рукописях проставлялась виза в двух экземплярах. Только имея разрешительные визы на карточке и рукописи, издательства имели право печатать продукцию. На местах ежедекадно делались сводки важнейших вычерков и задержаний, обобщавшиеся Главлитом; они позволяют понять суть принятых цензурными органами мер (заменено, вычеркнуто, не допущено к печати, внесено исправление и пр.).

В 1954 г. Главлит был переименован в Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати при Совете министров СССР, а его местные органы – в краевые (областные) управления при исполкомах Советов. С 1964 г. они стали называться управлениями по охране государственных тайн в печати. В послевоенный период и телевизионные трансляции охватил цензурный контроль, затрудненный на первых порах режимом прямого эфира. Помимо официального цензора на телестудиях контролирующие функции выполняли "сотрудники доэфирного контроля". Одной из наиболее эффективных форм политической цензуры в этот период были совещания в ЦК с участием представителей органов печати, радио, телевидения по вопросам дальнейшего усиления политической бдительности.

С середины XX в. все активнее цензорские функции начинают выполнять редакторы изданий. В постановлении ЦК КПСС от 13 сентября 1958 г. подчеркивалось, что сами работники редакций должны заниматься охраной военных и государственных тайн. Закрытое постановление ЦК от 7 января 1969 г. фактически устанавливало персональную ответственность авторского и редакторского состава за ОГЛАВЛЕНИЕ публикуемых произведений. Это ставит перед исследователем вопрос о необходимости изучения проблемы так называемой "самоцензуры".

Приказом Министерства печати и массовой информации 22 ноября 1991 г. были упразднены Главное управление по охране государственных тайн в печати и других СМИ при Совете министров СССР и его региональные органы. Отмена цензуры зафиксирована в ст. 29 Конституции РФ.

Способы обхода цензурных ограничений вырабатывались сотрудниками СМИ по мере ужесточения идеологического контроля. Так, уже в конце XVIII – начале XIX в. в газетах помещались материалы, написанные "эзоповым языком": критиковались отечественные нравы под видом сатиры на порядки в других странах (по замечанию А. Блюма, в лексике советских цензоров это получило название "неконтролируемых ассоциаций"). Авторы и редакторы порой могли печатать материалы, пользуясь неосведомленностью или недостаточной квалификацией цензоров, особенно это касалось провинциальной прессы. Оппозиционные издания (даже легальные) часто меняли название, например, со дня основания (5 мая 1912 г.) до начала Первой мировой войны газета "Правда" закрывалась восемь раз и выходила под названиями "Рабочая правда", "Северная правда", "Правда труда", "За правду", "Пролетарская правда", "Путь правды", "Рабочий", "Трудовая правда". Существование некоторых периодических изданий обрывалось на первых же номерах; так, в 1905–1907 гг., сменяя друг друга, выходили еженедельники "Тернии труда" (три номера), "Простые речи" (три номера), "Зрение" (два номера). В связи с этим необходимо тщательно выяснять все выходные данные газеты или журнала, чтобы не подменять один печатный орган другим, а также скорректировать сведения (например, о месте, дате издания), указанные недостоверно из конспиративных соображений.

Несмотря на преемственность советской цензуры от царской в качестве главных ее особенностей можно выделить отсутствие гласности и размытость административных норм.

Источниковедческий анализ продукции СМИ, выходившей в условиях цензурных ограничений, должен иметь окончательной целью воссоздание искусственно искаженной картины прошлого.

Источниковедческому анализу подлежат:

– источники, создаваемые органами контроля и цензуры;

– сами объекты цензурного воздействия (в том числе СМИ).

Этому способствует использование делопроизводственных материалов административных и судебных органов, касавшихся цензурных ограничений, наложения штрафов, закрытия журналов и газет, изъятия их тиражей из печати.

Среди материалов цензурных ведомств необходимо исследовать приказы, циркуляры, оперативные указания по вопросам цензорского контроля; перечни сведений, составлявших военную и государственную тайну; инструкции о порядке контроля. В качестве источников могут быть использованы документы с цензорскими вычерками; аннотированные и глухие списки произведений, подлежащих изъятию из широкого обращения; списки печатной продукции и пластинок, запрещенных к ввозу на территорию страны; докладные записки и справки-заключения цензоров с обоснованием "идеологической неблагонадежности" изданий. Дополнительную информацию о судьбе того или иного документа могут дать разного рода пометы, резолюции, грифы на делопроизводственной документации. Наиболее сложная проблема – установление авторства документа, исходящего из цензурного учреждения (если на них нс стоят специальные делопроизводственные отметки). По наблюдениям Т. М. Горяевой, основу обобщающих справок, отчетов, записок готовили руководители профильных структурных подразделений.

Важнейшим источником служат документы самих редакций, издательств, телерадиовещательных компаний. В них получали отражения различные способы приспособления творческих коллективов к действиям цензуры. Путем сравнения текстов, письменных вариантов радио- и телевизионных программ с их изобразительной и звуковой формой выявляются разночтения между ними.

Методика сравнительного анализа включает в себя:

– выявление всех вариантов текста;

– установление редакторской, авторской и цензорской правки;

– определение схемы монтажа путем сравнительного анализа исходных материалов, вырезок и вычерков с окончательным результатом.

Для понимания специфики работы цензурного ведомства следует привлекать как воспоминания цензоров (А. В. Никитенко, E. М. Феоктистова,

О. Литовского, В. Соколова и др.), так и журналистов и деятелей культуры (И. И. Ясинского, А. Е. Кауфмана, И. Я. Эренбурга, Б. Н. Никольского и др.). Немаловажно также изучать ведомственную периодику, в которой публиковались основные документы, касавшиеся цензурных установлений.

Спецификой обладает анализ проблемы идеологического контроля над содержательной частью радиосообщений. По сравнению с периодикой, которая уже с 1922 г. подвергалась тотальной цензуре, Отдел агитации и пропаганды при ЦК партии подвергал реальному цензурному контролю лишь тексты пропагандистских радиопередач. Только в 1927 г . был установлен обязательный порядок прохождения всех эфирных материалов через органы Главлита.

В рамках источниковедческого анализа прежде всего должна быть определена структура вещания ("эфирная сетка" или программа вещания), затем изучена организация предварительного и последующего контроля микрофонных материалов. Организация радиовещания регулировалась инструкциями и положениями о контроле всех видов и жанров радиовещания: радиогазет, радиобюллетеней, непериодических изданий. Вторичной разрешительной визе подлежали все изменения, введенные непосредственно перед эфиром. Для организации предварительного и последующего контроля в структуре облгорлитов организовались специальные группы радиовещания, материалы которых должны анализироваться.