Специфика делового общения представителей реактивного типа культуры
К реактивному типу культуры относят представителей стран Восточной и Юго-Восточной Азии, включая Японию, Китай, Тайвань и Сингапур, а также Турции и Финляндии. Для представителей данного культурного формата доминанта коммуникации – достижение гармонии в отношениях. Однако гармония в отношениях не всегда прямо пропорционально соотносится с многословностью. Например, финны как представители реактивного типа культуры в деловых отношениях немногословны и интровертированы. С одной стороны, в менталитете представителей этого типа культуры учитывается цикличность времени, с другой – прослеживается адаптивная тенденция, т.е. имеет место приспособление ко времени, а не распоряжение им. Бытует мнение, что с каждым новым витком времени человек становится мудрее. В организационной культуре присутствует система четких иерархических взаимоотношений. Но по сути своей она напоминает структуру семьи. Поведенческая модель в деловой коммуникации основывается на скромности, вежливости и профессионализме. Когнитивный дискурс функционирует по принципу "монолог – пауза – размышление – монолог". Паузы воспринимаются как очень важная часть деловой беседы. Невербалика не настолько обильна, как у полиактивисткого типа: она скорее носит несколько интровертированный, утонченный характер. Например, общепринятым считается избегание прямых взглядов на собеседника и открытых касаний во время бесед. Нередко можно отметить такой факт, как отсутствие называния по имени во время деловых бесед: это придает беседе некоторую безличность. У представителей данного типа культуры принято соблюдать ритуализированные формальности во время проведения деловых мероприятий. Как правило, все деловые мероприятия четко следуют протоколу и регламенту. Стиль их проведения часто бывает безличным и безэмоциональным.
Г. Миллер обнаружил, что при объяснении своих поступков жители США и Канады (представители индивидуалистских культур) преимущественно используют диспозиционные характеристики ("он поступил так, потому что он несчастный"), а представители азиатских (коллективистских) культур чаще апеллируют к контексту ("он поступил так, потому что был жаркий день").
Г. Хофстеде выделил несколько основополагающих индексов, характеризующих специфику коммуникации в разных культурах (табл. 5.3):
1) индекс индивидуализма / коллективизма, основанный на самоориентации личности;
2) индекс иерархической дистанцированности, отражающий ориентацию на власть и авторитет;
3) индекс степени избегания неопределенности, характеризующий уровень готовности к риску;
4) индекс мужского или женского стиля деловых взаимоотношений, фокусирующийся на ориентации на достижения;
5) индекс ориентации на краткосрочные / долгосрочные отношения;
6) индекс снисхождения к слабостям / сдержанности.
В индексе индивидуализма / коллективизма отражено отношение между индивидом и обществом. Совершенно очевидно, что высокий индекс индивидуализма означает концентрацию личности на себе и собственных достижениях, в то время как высокий индекс коллективизма указывает на подчинение индивида коллективу. В данном случае дифференциация основывается на базовых социокультурных ценностях.
Таблица 5.3
Измерения Г. Хофстеде на примере разных стран
Страна |
Индивидуализм / коллективизм |
Дистанцированность от власти |
Избегание определенности |
Мужественность |
Россия и страны СНГ |
Коллективизм |
Большая |
Высокое |
Высокая |
Австралия |
Индивидуализм |
Малая |
Среднее |
Высокая |
Канада |
Индивидуализм |
Умеренная |
Низкое |
Умеренная |
Англия |
Индивидуализм |
Малая |
Среднее |
Высокая |
Франция |
Индивидуализм |
Большая |
Высокое |
Слабая |
Греция |
Коллективизм |
Большая |
Высокое |
Умеренная |
Италия |
Индивидуализм |
Средняя |
Высокое |
Высокая |
Япония |
Коллективизм |
Средняя |
Высокое |
Высокая |
Мексика |
Коллективизм |
Большая |
Высокое |
Высокая |
Сингапур |
Коллективизм |
Большая |
Низкое |
Средняя |
Швеция |
Индивидуализм |
Малая |
Низкое |
Слабая |
США |
Индивидуализм |
Малая |
Низкое |
Высокая |
Венесуэла |
Коллективизм |
Большая |
Высокое |
Высокая |
Иерархическая дистанцированность – это статусное разделение между членами общества, находящимися на разных ступенях социальной лестницы. Индекс иерархической дистанцированности измеряет толерантность социума к неравноправию между вышестоящими и нижестоящими индивидуумами.
Степень избегания неопределенности – это степень избегания риска или стремления к нему. Индекс степени избегания неопределенности отражает терпимость и готовность членов общества к неопределенности ситуации, а также их стрессоустойчивость.
Мужской (жесткий) или женский (мягкий) тип поведения. Жесткая конкуренция, требовательность, стремление к достижениям, относятся к мужскому типу поведения. Общества с высоким индексом жесткого типа поведения характеризуются также стремлением к наживе и накоплению денег, отсутствием заботы об окружающих. В противоположность этому в странах с доминирующим поведением по женскому типу преобладающими ценностями являются участливость, скромность, акцент на эмоциональный комфорт, альтруизм. В странах с мужским типом поведения ценится работа, позволяющая добиться признания, сделать карьеру, в странах с женским типом – работа в приятном коллективе, взаимопомощь.
Ориентация на краткосрочные / долгосрочные отношения. Индекс ориентации на долгосрочные отношения отражает формирование свойств, направленных на вознаграждение в будущем (например, упорство и экономия). Индекс ориентации на краткосрочные отношения отмечает формирование других качеств, связанных с прошлым и настоящим, (например, уважение к традиции, сохранение своего "лица" и выполнение общественного долга).
Индекс снисхождения к слабостям / сдержанности. "Снисхождение к слабостям" свойственно обществу, в котором принято относительно свободно удовлетворять основные человеческие потребности, связанные с наслаждением жизнью и получением удовольствия (отдых, развлечения и т.п.). "Сдержанность" же соответствует обществу, которое строго относится к удовлетворению нужд и регулирует его с помощью жестких социальных норм. Сюда же Хофстеде относит свободу самовыражения: в "снисходительном обществе" она поощряется, в то время как в "сдержанном" считается излишней роскошью.
Э. Холл, описывая пространственно-временные доминанты в кросскультурной коммуникации, выделяет две системы восприятия времени: монохроническую и полихроническую. В основе "монохроничного" понимания времени лежит тенденция к разделению времени на небольшие отрезки и последовательному выполнению запланированных дел. "Монохроническое" время линейно, поэтому именно в этом контексте применимы выражения "потратить время", "сэкономить время" и т.д. Данный способ восприятия времени характерен для Северной Америки, Германии, Швейцарии. "Полихроническое" восприятие времени, с точки зрения Э. Холла, характерно для высококонтекстных культур, где доминантой является гармония человеческих отношений. Для данного типа времявосприятия совершенно нехарактерно четкое соблюдение временных норм и рамок, пунктуальность. Особенно это заметно у представителей арабских культур и латиноамериканцев. Разумеется, знание данной специфики позволяет максимально эффективно выбирать и использовать коммуникативные стратегии в деловой коммуникации с представителями разных культур.
В модели Клукона – Стродберга представлено шесть критериев оценки культур.
1. Отношение к окружению. Этот критерий может быть рассмотрен с трех позиций: "подчинение окружению", "гармония с ним" или "попытка доминировать".
2. Отношение ко времени. Время неодинаково воспринимается в разных культурах, данный факт отмечен практически в каждой из классификаций. Как правило, все исследователи, по сути, делят время па "линейное" и "цикличное".
3. Природа человека. В зависимости от восприятия природы человека в каждой из культур используется преимущественно автократический или доверительный подход.
4. Ориентация деятельности. В разных культурах деятельность может быть ориентирована на действие, собственно бытие и результат (контроль). Для жителей США характерна направленность на действие. Они много работают в надежде на карьерный рост и финансовое благосостояние. Латиноамериканцы по своему мироощущению ориентированы на бытие. Французы, англичане, немцы ориентированы на контроль, рационализм, логику жизни.
5. Направленность ответственности. Существуют культуры где доминирует "индивидуальная" ответственность (США), и культуры, где доминирует "коллективная" ответственность (Китай).
6. Концепция пространства. Существуют культуры с "открытыми" и "закрытыми" офисными пространствами.
Т. Парсонз выделил пять факторов, определяющих коммуникативную компетентность с представителями других культур.
1. Эмоциональность – нейтральность (дихотомия между эмоциональной и рациональной доминантами).
2. Интересы личности – интересы коллектива.
3. Универсализм – партикуляризм (дихотомия общих и индивидуальных стандартов).
4. Специфичность – диффузорность.
5. Авторитетность – результативность (дихотомия статуса и собственно результативности личности).
В типологии Ч. Хэмпден-Тернера и Ф. Тромпенаарс рассматриваются несколько культурных пространств (США, Западная Европа, Азия, Латинская Америка, Ближний Восток) с точки зрения отношений к таким параметрам, как окружающая среда (контроль – гармония), время (фиксированное время – текучее время), действие (деятельность – существование), коммуникация (низкоконтекстная – высококонтекстная; прямая – непрямая; эмоциональная – действенная; неформальная – формальная), пространство (личное – публичное), власть (равноправие – иерархия), индивидуализм (индивидуализм – коллективизм), структура (гибкость – порядок), мышление (индуктивное – дедуктивное; линейное – системное). С точки зрения вышеперечисленных дихотомий аспект "деятельность" присущ, например, в большинстве своем США и западноевропейским государствам, а аспект "существование" наиболее полно отражен в культуре Латинской Америки. В Северной Америке время "фиксировано", в то время как на Ближнем Востоке его воспринимают как величину "текучую" и т.д.
С точки зрения методологии нейролингвистического программирования существует понятие предпочитаемого стиля мышления, т.е. стиля переработки информации. Исходя из данной концепции, можно выделить три основных стиля репрезентации мира не только в сознании отдельного индивида, но и в рамках целых культурных пластов: визуальный (восприятие мира в картинках, зрительных образах), аудиальный (звуковая доминанта), кинестетический (доминанта эмоций и ощущений). Можно предположить, что это напрямую связано с языком и когнитивными схемами конкретной социокультурной реальности. Например, в США так или иначе преобладает визуальный стиль (50% населения воспринимают мир глазами), во Франции господствует аудиальная система репрезентации информации, Великобритания представляет собой нечто среднее с преобладанием визуальной доминанты, а страны Востока (особенно арабский мир), Индия, Юго-Восточная Азия имеют однозначную кинестетическую доминанту.
В своей книге "Кросскультурное поведение в бизнесе" Ричард Гестланд выделяет четыре основные особенности социокультурного делового поведения, которые могут привести к коммуникативным неудачам. Данные особенности вытекают из некоторых вышеуказанных когнитивных констант и могут быть представлены в виде дихотомий:
1) внимание на сделке / внимание на взаимоотношениях;
2) неформальный стиль общения / формализованный стиль общения;
3) культуры с жесткими временными рамками / культуры с гибкими временными рамками;
4) эмоционально-экспрессивные / эмоционально-сдержанные культуры.
Если опираться на модель Колба – Фрая, то в деятельностной основе дифференциации культур лежат четыре звена, а именно: действие – опыт – рефлексия – знание. Южные культуры преимущественно ориентированы на действие; северные – на опыт; восточные – на рефлексию; западные – на знание.
По мнению ряда авторов, при дифференциации культур можно учитывать еще некоторые параметры дихотомического плана (такие как рациональность – эмоциональность; оптимизм – пессимизм; открытость – закрытость).
Что касается дихотомии "рациональность – эмоциональность", то, например, рационализм как поведенческая доминанта присущ французам. Следует отметить, что часто французский рационализм находит отражение в скепсисе и недоверии по отношению к партнерам по коммуникации. Американцы – рационалисты с большой буквы. Россияне – эмоциональны. Многие представители арабского, латиноамериканского мира также будут иметь эмоциональную доминанту в коммуникации.
Если говорить о дихотомии "оптимизм – пессимизм", то жители США в большинстве своем оптимистичны. Это выражено и в ментальности, и в дискурсивных стратегиях. Многие представители Центральной и Западной Европы оптимистичны. Россияне в целом – пессимистичный народ. Это обусловлено историческими, социально-экономическими и климатическими причинами.
Если рассматривать дихотомию "открытость – закрытость", то, по мнению Η. М. Лебедевой, в закрытых культурах поведение индивида лежит в плоскости принятых норм и моделей поведения. Нарушение и выход за рамки норм строго осуждается и карается. В открытых культурах, для того чтобы добиться какого-либо результата, необходимо, наоборот, во многом выходить за рамки и отступать от общепринятых норм и моделей поведения. Представители закрытой культуры – японцы. Открытой – жители США.