Специфика делопроизводства общественных объединений

Общественными объединениями, согласно действующему законодательству РФ (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"), является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Они могут создаваться в форме общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности и политических партий.

Можно согласиться с Л. В. Борисовой в том, что документы КПСС, как и документы других политических, профессиональных, творческих организации но своим характеристикам вписываются в рамки делопроизводственных источников как вида, а значит, к ним применимы аналогичные приемы источниковедческой критики.

Документы, излагающие основные принципы, задачи, цели, тактику, организационное построение политических партий и других общественных объединений, называются программными.

В программах отражаются особенности развития общественного объединения в конкретный исторический период, устанавливаются основные цели и задачи. Обычно программные документы рассчитаны на длительный срок.

В уставных документах освещаются процессы разработки политической линии партии и другого общественного объединения, обсуждения и принятия решений. Устав намечает те организационные формы, которые должны обеспечить выполнение стоящих перед членами общественного объединения задач, права и обязанности членов, организационное строение, полномочия руководящих органов. Уставам присуща строгая форма (с разбивкой на параграфы и разделы), четкость организационных норм, обязательность для всех членов данной организации.

Считается, что появление программ и уставов как особой разновидности партийных документов с определенным формуляром связано с деятельностью народнических организаций ("Земля и воля", "Народная воля", "Черный передел"),

На основе директивных документов (резолюции, решения съездов, конференций, материалов пленумов партийных организаций; постановления, письма и обращения руководящих органов партии и других общественных объединений) осуществляется руководство низовыми ячейками.

При работе с документами политических партий и других общественных объединений необходимо собрать сведения об условиях их деятельности: о правовом статусе (легальный или нелегальный), отношении к власти (проправительственное, оппозиционное и др.), численности, социальном составе. Важно выяснить, насколько широко был распространен той или иной документ в партийных кругах, поддерживался ли он членами партии.

Источниковедческий анализ предполагает выяснение вопросов, связанных с установлением места, времени составления документа, его авторства, особенностей процесса обсуждения и утверждения. Сопоставление партийных документов с их проектами должно проводиться с учетом всех возможных изменений и редакционных правок. Специфика документа может быть обусловлена общим положением в партии, наличием в ней группировок и течений, обстоятельствами и условиями созыва и проведения каждого партийного форума. Необходимо обращать внимание на деятельность комиссий, создаваемых съездами для подготовки проектов решений, записки с предложениями делегатов и пр. В случае нелегального положения партии ее члены могли выступать под партийными кличками и псевдонимами, что отражалось в протоколах и стенограммах съездов, конференций, поэтому необходима их расшифровка.

Делопроизводственная документация РКП(б), ВКП(б), КПСС разных уровней позволяет получить информацию о механизмах власти в СССР. Советское источниковедение придерживалось того взгляда, что резолюции и решения, принятые на партийных съездах, становились законом, обязательным для членов партии (имелись в виду, конечно, документы правящей партии). Однако издание руководящим органом директивы, принятие резолюции не обязательно означает, что соответствующая работа была в действительности проделана. В связи с этим для уяснения исторической действительности требуется привлечение других источников: документов госучреждений, переписки, мемуаров. Для полного освещения картины партийного строительства необходимо изучение как материалов руководящих партийных органов, так и местных парторганизаций.

Важнейшие источники по истории российской социал-демократии в советские годы публиковались выборочно. Например, научно выверенные тексты протоколов V Всероссийской конференции РСДРП увидели свет только в 1994 г., с указанием действительного количества делегатов, их фракционной принадлежности (информация отличалась от той, которая приводились составителями сборника "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК"). Принцип партийности исторических исследований существенно повлиял на разработку истории небольшевистских политических организаций, которые были объявлены контрреволюционными.

Научная публикация источников, освещающих деятельность других политических партий, началась только в последние годы. Упразднение цензуры, рассекречивание архивных фондов, политический плюрализм, а также падение "железного занавеса" способствовали формированию крупных издательских проектов, над которыми работают международные группы исследователей. В их числе многотомное издание "Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Документальное наследие", которое предполагает публикацию источников по истории всех крупнейших российских небольшевистских партий.

После подписания указа Президента РСФСР от 24 августа 1991 г. № 83 "О партийных архивах" документы бывших партийных архивов подлежали передаче на государственное хранение. Специфика их в том, что значительное число партийных и комсомольских документов имели грифы секретности. Основная масса партийных документов содержала "тайну идеологической и организационной партийной работы с населением". Однако перечень составляющих государственную тайну сведений, утвержденный Указом Президента РФ 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", отличается от аналогичных перечней, по которым до 1991 г. работали органы цензуры Управления по охране государственный тайн в печати. Тем не менее доступ к партийным документам исследователей серьезно ограничен до сих пор.

При работе с документами общественных объединений необходимо знать требования Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", предусматривающие ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливаемые на срок 75 лет со дня создания указанных документов.