Специфика банковского менеджмента

Менеджмент – это рыночная модель управления экономикой, ориентированная на извлечение максимальной прибыли при наиболее полном удовлетворении потребительского спроса.

Поскольку банки – структурообразующий элемент рыночной экономики, эффективное управление ими – основа устойчивости всей кредитно-финансовой системы.

Банковский менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации.

Специфика функционирования кредитной организации определяет особенности управления банком. Эта специфика состоит в следующем:

• содействие движению финансовых резервов;

• извлечение прибыли за счет использования преимущественно привлеченного капитала;

• высокий уровень конкуренции на финансовых рынках;

• своеобразие банковского продукта;

• высокие риски всех банковских операций;

• наличие внешнего регулирования и надзора за текущей деятельностью со стороны Центрального банка.

• использование передовых информационных технологий.

Функции банковского менеджмента:

• выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;

• координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;

• организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).

Принципы банковского менеджмента:

• учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;

• учет нормативных требований ЦБ;

• ориентация деятельности на рыночный спрос, на услуги кредитных организаций;

• оптимизация доходности и рисков банковских операций;

• сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.

Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности, каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую свои особенности.

Процесс управления кредитной организацией включает:

• постановку целей;

• анализ управленческой деятельности;

• планирование;

• прогнозирование;

• организацию и регулирование деятельности всех подразделений банка;

• мотивацию деятельности персонала;

• мониторинг[1] (слежение), контроль и учет.

Виды банковского менеджмента:

• стратегический (общий);

• финансовый;

• менеджмент персонала.

В литературе по банковскому делу встречаются разные подходы к определению видов банковского менеджмента. Существует точка зрения, согласно которой управление банком осуществляется в двух аспектах: финансовый менеджмент и управление персоналом[2].

Стратегический (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации его эффективной деятельности (рис. 10.9).

Рис. 10.9. Схема процесса стратегического планирования

Типовая схема стратегического планирования представлена на рис. 10.10. Выбор стратегии и качество стратегического планирования имеют определяющее значение для развития банка и его конкурентных позиций на рынке.

Рис. 10.10. Структура стратегического управления

Конкурентоспособность кредитной организации – это способность конкурировать со своими соперниками, предоставляющими на тех же рынках аналогичные услуги или стремящиеся проникнуть на рынки. В конкурентной борьбе за овладение рынками, привлечение покупателей широко используются реклама, снижение процентных ставок, повышение качества и удобства предоставляемых услуг, удовлетворение спроса отдельных групп клиентов и другие инструменты маркетинга. Основными показателями конкурентоспособности банка являются:

• экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, доля на рынке, прибыль);

• уровень управления (формы организации и опыт функционирования элементов хозяйственного механизма с позиции нововведений и ответственности);

• научно-исследовательский потенциал (организация и направление научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, область патентоведения, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения);

• финансовое положение (состояние ликвидности, платежеспособность, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала, его нормативное значение);

• репутация кредитной организации, ее рыночная стратегия, доля на рынке, инновационная деятельность;

• ресурсный потенциал, указывающий на возможность предоставлять те или иные услуги;

• состояние и квалификация трудовых ресурсов.

Стратегия финансового менеджмента – приоритетное

направление стратегии кредитной организации, определяющее ключевые цели его финансовой деятельности и пути их практической реализации. Приоритетный характер данной стратегии определяется тем, что финансовая деятельность является основным направлением работы любых типов кредитных организаций.

Менеджмент персонала – управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка.

Кредитные организации традиционно ориентированы на персоналоемкие виды деятельности. Их эффективность в значительной степени определяется количеством и качеством услуг, оказываемых клиентам. На современном этапе качественный уровень обслуживания обеспечивают информационные технологии и внедрение эффективных операционных и управленческих технологий, что ведет к сокращению количества занятых. Профессионализм сотрудников имеет первостепенное значение.

Управление персоналом включает:

• планирование потребности в квалифицированных сотрудниках;

• составление штатного расписания и подготовка должностных инструкций;

• подбор персонала и формирование коллектива сотрудников;

• анализ качества работы и контроль;

• разработка программ профессиональной подготовки и повышения квалификации;

• аттестация сотрудников: критерии, методики, оценки;

• мотивация: заработная плата, премии, льготы, продвижения по службе.

Цели развития персонала:

• повышение квалификации;

• повышение эффективности труда;

• снижение текучести кадров;

• подготовка необходимых руководящих кадров;

• воспитание молодых способных сотрудников;

• достижение большей независимости от рынка труда;

• адаптация к новым технологиям;

• рост социальных качеств сотрудников и их удовлетворенности трудом.

Этапы развития персонала:

• повышение квалификации;

• планирование карьеры;

• структурирование труда (включает как расширение направлений деятельности, так и углубление профессиональных знаний в целом).

Меры по развитию персонала:

• сохранение работоспособности;

• адаптация персонала к изменяющимся условиям;

• подготовка сотрудников к выполнению более сложных задач;

• организация психологической помощи сотрудникам, работающим в условиях повышенных рисков.

К факторам эффективного менеджмента можно отнести:

1) профессиональный рост:

• обязательное специальное образование;

• открытость информации о перспективах профессионального роста;

• обеспечение возможности роста;

2) мотивацию (материальную):

• материальное вознаграждение (достаточно высокий уровень заработной платы);

• соответствие оплаты труда его результатам;

• престижность работы;

• социальные привилегии за счет фонда социального развития;

3) стиль руководства – справедливость требований и доброжелательный микроклимат в коллективе.

Современный уровень банковского менеджмента предполагает создание системы управления персоналом, основанной на кадровой стратегии, учитывающей все многообразие факторов функционирования банка.

Управление безопасностью банка представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий эффективной работы кредитной организации. Система безопасности банка включает:

• экономическую безопасность;

• информационную безопасность;

• безопасность объектов банковской собственности;

• безопасность персонала.

Экономическая безопасность предполагает организацию деятельности банка, обеспечивающую его стабильность, выполнение требований банковского законодательства, защиту интересов клиентов и финансовую устойчивость.

Информационная безопасность призвана защищать информационные ресурсы. Она включает технические и организационно-административные меры достижения конфиденциальности, достоверности, целостности и доступности определенным пользователям. В современных условиях это направление банковского менеджмента развивается в соответствии с международными стандартами в области информационной безопасности и IТ-технологий и разработанного на их основе стандарта Банка России "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации".

Безопасность объектов собственности охватывает защиту ценностей, помещений, оборудования, территории и т.п. Здесь большую роль играют технические средства защиты: охрана, сигнализация, сейфы, видеонаблюдение и проч.

Безопасность персонала обеспечивается организацией особого режима деятельности (пропускного и внутриобъектового), отбором персонала и системой внутреннего контроля над его работой.