Специфические познавательные процессы
После того как мы дали самые общие определения процессов ощущения и восприятия в предыдущем параграфе и отметили их тесное взаимодействие, необходимо все-таки попытаться развести эти два понятия более тщательным образом.
В классической психологии сознания понятие "ощущения" рассматривалось в качестве базового. Оно считалось тем элементом сознания, из которых строится весь наш психический опыт. Ощущения определялись как объективные элементы сознания, так как выделялись еще и субъективные элементы сознания – чувства. В объективных элементах сознания отражаются отдельные свойства предметов: цвет, запах, вкус и т.д. Считалось, что такие свойства могут быть первичными, т.е. характеризовать сам предмет, или вторичными, рождающимися в ходе самого процесса познания предмета (см. например, Локк, 1985). Поэтому они наделены лишь ограниченным набором свойств: качеством и протяженностью, понимаемой довольно широко (Титченер, 1914). Из отдельных ощущений складывается образ восприятия.
Такое разграничение просуществовало вплоть до начала XX в. Гештальтпсихология опрокинула классический тезис о соотношении ощущений и восприятия. Ощущения стали рассматриваться как результат рефлексии чувственного опыта. Первично целое, образ восприятия, перцепт. Ощущения вторичны. Именно такое понимание ощущений и восприятия в целом было характерно для психологии XX в., хотя в последние десятилетия наметилась тенденция к возвращению более традиционного взгляда на соотношение процессов ощущения и восприятия (см., например, Treisman, 1991; Treisman & Gelade, 1980).
Необходимо, однако, помнить, что для современной психологии не характерно тонкое разграничение этих двух видов процессов чувственного познания: различие терминов заключает в себе некоторую условность. Как указывает X. Шиффман, автор фундаментального труда по проблемам ощущения и восприятия, "определив эти различия, следует отметить, что они имеют скорее историческое, нежели практическое или функциональное значение. Говоря о многих значимых контактах с внешним миром, трудно, если вообще возможно, провести границу между ощущением и восприятием. Слушая музыку, мы разве отдаем себе отчет в том, каковы особенности отдельных нот, в частности какова их абсолютная высота и громкость? Беря в руки знакомый предмет, будь то книга или карандаш, можем ли мы почувствовать давление, оказываемое ими на наши пальцы или ладони, независимо от того, каков предмет на ощупь? В обоих случаях ответ отрицательный. В общем, ощущение и восприятие представляют собой взаимосвязанные и неразделимые процессы. Как правило, лишь в контролируемых лабораторных условиях можно инициировать изолированные ощущения, не имеющие ни смысловой, ни контекстуальной нагрузки и не связанные с предшествующим опытом испытуемого" (Шиффман, 2003).
То есть под ощущениями в современной психологии имеют в виду скорее результат научной абстракции, когда необходимо описать познание лишь отдельных свойств предмета. Например, исследователя могут интересовать яркость света или громкость звука сами по себе. Вот в этих случаях принято говорить об ощущениях. Как правило, при исследовании ощущений создаются специальные лабораторные условия и используются специально созданные искусственные стимулы, обладающие минимумом необходимых характеристик (так называемые точечные стимулы).
Определим основные проблемы психологии ощущений, понимаемой таким образом.
Во-первых, при исследовании ощущений возникает вопрос о том, насколько точно они воспроизводят качества самих предметов. И. Мюллер, исследуя в середине XIX в. свойства рецепторов, сформулировал принцип специфических энергий органов чувств, который является базовым для современной физиологии сенсорных систем. Согласно этому принципу ощущения отражают не свойства самих объектов, к которым они направлены, а лишь специфические энергии данного органа чувств. Например, при курении ментоловой сигареты во рту появляется ощущение холода, при сильном ударе в глаз возникает ощущение света (говорят: "из глаз посыпались искры"), тогда как при подобном ударе в ухо возникает ощущение глухого звука. При этом следует иметь в виду, что такой подход, безусловно, следует принимать лишь как теоретическую абстракцию, так как он выходит за пределы вопроса об адаптивном значении ощущений, рассматривая ощущения как данность (подробнее см. Леонтьев, 1965).
Во-вторых, на практике часто бывает необходимо оценить ощущение количественно. Этим занимается сенсорная психофизика, основателем которой был немецкий философ Густав Теодор Фехнер (1801–1887). В середине XIX в. он задумал создать науку, способную установить всеобщие соотношения между физическим и духовным мирами, переведя таким образом философские рассуждения о соотношении духовного и материального, известные как психофизическая проблема, в русло научных исследований. Тем не менее столь глобальную задумку ему не удалось реализовать до конца. В чем он действительно преуспел, так это в разработке методов количественного измерения ощущений. Этот раздел психофизики он назвал малой психофизикой. Сейчас же более распространенным является термин "сенсорная психофизика", хотя чаще говорят просто "психофизика", сужая первоначальный смысл этого понятия. Сенсорная психофизика (или просто психофизика) устанавливает количественные соотношения между энергией стимула и соответствующим ему ощущением. Эти проблемы остаются актуальными и для современной психологии познания. Мы будем обсуждать их в деталях в четвертой главе учебника.
В-третьих, ставится задача классификации ощущений. В этом случае, правда, более распространенным оказывается термин "рецепция", который специалисты по психологии познания заимствуют у физиологов, занимающихся изучением работы сенсорных систем. Поговорим об этой проблеме более подробно.
Сначала необходимо определить термины. Будем говорить о рецепторе как об органе ощущения. Процесс ощущения тогда можно определить как процесс рецепции. Таким образом, классифицируя рецепторы, мы строим классификацию ощущений. В настоящее время таких классификаций достаточно много.
Наиболее известной и наиболее древней является классификация знаменитого древнегреческого философа Аристотеля (384–322 до н.э). В трактате "О душе" (Аристотель, 1975) он выделил пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Наиболее важными, по мнению Аристотеля, являются последние три, так как в них органом ощущения является сама душа. Кроме того, Аристотель выделял еще шестое чувство, благодаря которому возможны общие ощущения, такие как ощущение формы, удаленности и т.п., т.е. те ощущения, которые возможны сразу в нескольких модальностях. В современной психологии эта классификация не рассматривается в качестве научно обоснованной, так как она не учитывает множество других модальностей ощущений, например температурных, болевых или ощущений от внутренних органов. Однако она часто используется просто для удобства изложения материала.
Значительно более распространена классификация ощущений (рецепторов) по виду воспринимаемой энергии. Так, разделяют ощущения света, которые возможны благодаря фоторецепторам, температуры, связанные с работой терморецепторов, прикосновения, возникающие вследствие возбуждения тангорецепторов. Кроме того, выделяют механорецепторы, реагирующие на механические воздействия, хеморецепторы, реагирующие на химические процессы, виброрецепторы и т.д. Такого рода классификации, как правило, строятся на сопоставлении фактов субъективных переживаний и фактов, полученных при анатомо-физиологических исследованиях, поэтому наибольшего распространения эти классификации получили в психофизиологии органов чувств.
Более интересным оказывается функциональный подход к классификации ощущений. В этом случае критерием классификации является не модальность ощущений, а те отличительные функции, которые реализует данный вид ощущений. Так, известный английский физиолог Ч. Шеррингтон (1857–1952) выдвинул предположение о том, что организм развивается из трех зародышевых тканей, которые он обозначил как эктодерма, мезодерма и эндодерма. По его мнению, из эктодермы развиваются покровы и нервная система, из мезодермы – опорно-двигательный аппарат, а из эндодермы – внутренние органы. В зависимости от того, где в организме локализованы рецепторы, их можно разделить на экстрацепторы, проприоцепторы и интрацепторы.
Экстрацепторы, или экстериоцепторы, локализованы на поверхности тела или в самой нервной системе. Они обеспечивают зрение, слух, обоняние, осязание, ощущение температуры (холодного и горячего) и т.п. Характерной особенностью таких ощущений является то, что в них в значительной степени представлена рациональная составляющая, тогда как аффективная (эмоциональная) составляющая таких ощущений, как правило, невелика, что особенно явно прослеживается при исследовании зрения и слуха.
Проприоцепторы обеспечивают двигательную координацию. Ощущения, имеющие отношение к проприочувствительности, интересны тем, что они вообще слабо представлены в сознании. Это так называемое темное чувство. Эти ощущения также принято именовать мышечными или кинестетическими.
Наконец, интрацепторы, или интериоцепторы, формируют ощущения от внутренних органов. Для этого вида ощущений характерна значительная аффективная составляющая, так что бывает трудно разделить эти ощущения и эмоциональные процессы.
Другой интересной классификацией, акцентирующей функциональные различия в ощущениях, является классификация английского физиолога Генри Хеда (1861–1940). Проводя опыты по восстановлению у себя чувствительности большого пальца руки, которую он предварительно устранил, перерезав себе чувствительный нерв, он обнаружил, что сначала восстанавливается очень грубая, предельно размытая и аффективно окрашенная чувствительность, которую он назвал протопа- тической. Затем она постепенно дополняется более расчлененными ощущениями, способными выражать различные оттенки. В ощущениях появляется множество градаций, что совершенно не характерно для протопатической чувствительности. Такой вид чувствительности он назвал эпикритической. Позже Хед выдвинул предположение о том, что протопатическая чувствительность является эволюционно более древним видом ощущений. Таким образом, классификацию Хеда можно рассматривать также и в качестве генетической классификации (см. Рубинштейн, 1946).
Определив основные проблемы психологии ощущений, обратимся к характеристике образа восприятия. Обычно выделяют следующие его свойства: объективированность, полимодальность, структурность, константность и осмысленность (см., например, Логвиненко, 1987).
Объективированность образа восприятия означает то, что он принадлежит не столько субъекту, сколько объекту. Скажем, зрительные образы в значительной степени слиты с объектом. Звук (за исключением очень низких звуков) мы способны соотнести с его источником в пространстве. В то же время необъективированные образы не связаны с каким-либо предметом, но возникают в самом органе чувств (мы говорим: "в ухе звенит", "из глаз посыпались искры").
Полимодальность образа восприятия означает его независимость от того, в какой модальности он нам представлен в данную минуту. Как правило, в образе восприятия присутствует множество модальностей. Предмет может быть нам представлен зрительно, тактильно, во вкусовых ощущениях. Необязательно, чтобы все эти модальности присутствовали одновременно. Мы можем спокойно переходить от одной модальности к другой. Другим доказательством полимодальности перцептивных образов является факт синестезий, когда одно ощущение оказывается представленным через другое. Так, например, мы говорим: "пронзительный звук", "теплый цвет", "кислый запах". Конечно, по большей части такого рода устойчивые обороты являются лишь метафорами. Тем не менее в литературе описаны факты, когда люди действительно воспринимали одну модальность предмета через другую. В связи с этим можно вспомнить идею цветомузыки выдающегося русского композитора и пианиста А. Н. Скрябина или зрительные образы известного мнемониста Ш., описывавшего, например, голос Л. С. Выготского как "желтый и рассыпчатый" (см. Лурия, 1968).
Структурность означает организованность перцептивного опыта. Факт структурности восприятия детально описан в работах гештальтпсихологов, сформулировавших многочисленные законы перцептивной организации. Структурность проявляет себя прежде всего в том, что в образе восприятия всегда присутствует более заметная "фигура" и размытый "фон", которые могут меняться местами. Наиболее характерной иллюстрацией здесь могут служить всякого рода двойственные фигуры, например крест Рубина.
Константность образа восприятия выражается в том факте, что сам образ восприятия является до определенных пределов независимым от непосредственного чувственного опыта, его сформировавшего. Иными словами, константность означает несоответствие между тем, что мы должны были бы воспринять, и тем, что мы реально воспринимаем при изменении условий восприятия. Например, константность может проявиться в несоответствии того, что мы увидели, тому, что удалось запечатлеть на фотоснимке.
Принято различать константность в широком и узком смыслах. В широком смысле слова константность означает стабильность (неизменность) воспринимаемого мира. Например, наши собственные движения (за исключением особых случаев) не мешают восприятию статичности мира, тогда как при видеосъемке такая стабильность нарушается. Мы более внимательно обсудим эту проблему в шестой главе учебника, посвященной восприятию движения.
В узком смысле слова принято выделять три вида константности: константность воспринимаемого размера, константность воспринимаемой формы и константность воспринимаемого цвета.
Эффект константности воспринимаемого размера состоит в том, что величина предмета, который мы воспринимаем, не зависит от удаленности этого предмета от нас. Так, рост человека в нашем восприятии остается неизменным независимо от того, на каком расстоянии от нас находится объект.
Аналогичным образом можно отметить, что и воспринимаемая форма предмета не зависит от того, под каким углом мы рассматриваем этот предмет. Так, тарелка всегда воспринимается круглой, незаисимо от того, смотрим ли мы на нее сверху или сбоку. В этом и заключается константность воспринимаемой формы.
Наконец, константность воспринимаемого цвета состоит в том, что цвет предмета оказывается неизменным независимо от условий восприятия. Так, черный бархат всегда воспринимается черным, а белый мел – белым, несмотря на то что в ясный солнечный день от поверхности черного бархата отражается значительно больше света, чем от поверхности белого мела в темноте.
Осмысленность восприятия означает тот факт, что восприятие не ограничивается описанием наблюдаемых свойств предметов и событий. Оно непременно предполагает также понимание того, что мы воспринимаем. Отсутствие такой возможности рождает, в частности, серьезную патологию, известную как зрительная агнозия. В этом случае человек внешне сохраняет способность чувственной переработки информации, но утрачивает способность воспринимать мир предметно.
В связи с этим многие авторы, и среди них известный советский психолог А. Н. Леонтьев (1903–1979), предлагали говорить о двойственности образа восприятия, выделяя в нем чувственную ткань, с одной стороны, и предметное ОГЛАВЛЕНИЕ – с другой (Леонтьев, 1977).