Специфические направления аудиторских проверок в торговых организациях
Цель аудита торговых организаций определена как MCA 200, так и Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 "Цель и основные принципы аудита". Целью аудиторской деятельности является конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора. Она определяется законодательством РФ, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. Целью собственно аудита коммерческих организаций согласно Закону № 307-ФЗ в Российской Федерации является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемой торговой организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:
а) соответствия бухгалтерского учета торговой организации документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности торговой организации.
Согласно стандартам аудиторской деятельности аудиторская организация, осуществляющая аудит, должна спланировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с проверяемой организацией. Планирование состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.
Основной целью аудита товарных операций на предприятиях торговли является выражение мнения о достоверности отражения в бухгалтерском учете и состояние внутреннего контроля за наличием, состоянием и движением товаров на проверяемом торговом предприятии. На основании этой оценки составляется программа аудита, в которой намечаются основные направления проверки.
При аудите реализации и прочего выбытия товаров задачами аудитора являются: проверка выполнения целей бухгалтерского учета и налогообложения; подтверждение правильности отражения операций по приобретению и выбытию товаров в бухгалтерской отчетности предприятия.
При проведении аудиторской проверки учета товарных операций целесообразно применять следующие методы аудиторских доказательств:
• инвентаризация товарно-материальных ценностей и денежной наличности;
• устный опрос персонала и руководства экономического субъекта;
• проверка документов;
• проверка арифметических расчетов.
На основном этапе аудита проводится натуральная и документальная проверка. Производятся подсчет, взвешивание, обмеривание, поиск документов, подтверждающих данные бухгалтерского учета о наличии имущественных прав, и составляются сличительные ведомости.
Методом устного опроса сотрудников предприятия аудитор при проверке учета реализации товаров должен выяснить следующие вопросы:
1) кому предоставлено право подписи денежных документов в качестве руководителя и главного бухгалтера предприятия;
2) за наличный или безналичный расчет осуществляется продажа товаров;
3) имеются ли на предприятии контрольно-кассовые машины;
4) ведутся ли журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж;
5) установлены ли руководителем предприятия комиссия и сроки инвентаризации товарно-материальных ценностей приказом по предприятию.
С помощью перечисленных вопросов аудитор определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты ведения учета на предприятии.
Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в документах. Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. Аудитор проверяет некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в бухгалтерском учете.
В ходе контроля за соблюдением законов, правил, инструкций, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных товарно-материальных ценностей осуществляется проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, служебных действий должностных лиц, документов, записей.
Одной из задач аудита и контроля является снижение вероятности ухудшения экономических показателей. В этой связи аудиторы обязаны выявлять зарождающиеся отрицательные тенденции, которые могут повлиять на эффективность хозяйственной деятельности организаций торговли. Следовательно, лица, осуществляющие аудит, проверяют все участки хозяйственно-финансовой деятельности организации.
При проверке договоров, которые заключаются розничными торговыми организациями с предприятиями оптовой торговли или непосредственно с изготовителями продукции, устанавливают по каждому договору наличие всех реквизитов, подписей должностных лиц, которые должны проверять соответствие заключенных договоров действующим положениям. Отпуск или отгрузка товаров торговым организациям сопровождается оформлением документов поставщиком. Виды, форма таких документов, порядок и сроки их представления покупателю устанавливаются условиями заключенного договора. Основными документами при таких операциях являются товаротранспортные накладные, счета-фактуры, спецификации и др. Поэтому аудитор проверяет регистрацию поступивших счетов и соответствие их заключенным договорам. Вообще, в розничной торговле особенно велико количество товарных документов, вероятность нарушений в которых наибольшая. Подавляющую массу этих документов целесообразно проверять выборочно. По результатам проверки составляют рабочий документ аудитора "Проверка сопроводительных документов поставщиков".
При проверке документации особое внимание уделяется первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет и которые составляются в организации при приемке и реализации товара.
Аудитор устанавливает:
• соответствие применяемых в организации форм первичной учетной документации унифицированным формам;
• наличие в документах, не являющихся унифицированными (типовыми) или специализированными, обязательных реквизитов;
• правильность заполнения обязательных реквизитов;
• правильность внесения исправлений в документы;
• наличие подчисток и помарок в документах;
• правильность таксировки документов;
• правильность отражения документов в учетных регистрах.
Аудитор проверяет составление следующих документов:
а) акт о приемке товаров (оформляется приемка товаров по количеству, качеству, массе и комплектности);
б) акт о приемке товаров, поступивших без счета поставщика;
в) акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика;
г) акт закупки товарно-материальных ценностей и др.
Документы, вызывающие сомнение у аудитора, проверяются с особой тщательностью. Ксерокопии таких документов могут быть приложены к рабочему документу "Проверка первичных учетных документов".
Контролируя соблюдение правил количественной и качественной приемки товаров, проверяют правильность и своевременность оформления актов на количественные и качественные расхождения. Сличая реквизиты на сопроводительных документах с записями в отчетах материально-ответственных лиц, устанавливают своевременность и правильность оприходования поступивших товаров. В процессе проверки аудитору целесообразно провести встречную проверку счетов-фактур и отгрузочных документов поставщиков, сопоставляя их с записями в оперативных и учетных регистрах. Своевременность оприходования поступивших товаров проверяют также по данным книги учета выданных доверенностей. Особое внимание аудитор обращает на доверенности, по которым нет отметок о получении товара. Для выявления фактов несвоевременного и неполного оприходования поступающих товаров аудитор также сверяет счета поставщиков с отчетами материально-ответственных лиц.
Действительность получения товаров устанавливают путем опроса лиц, получивших доверенности, и сверки операций с поставщиками. При проверке убеждаются, нет ли случаев неоприходования товаров по отчетам материально-ответственных лиц. Чтобы убедиться в полноте оприходования товаров в соответствии с оплатой, аудитор выборочно сопоставляет оплаченные счета с данными оприходования товаров по отчетам материально-ответственных лиц. Данные результатов проверки заносят в рабочий документ аудитора "Проверка полноты и своевременности оприходования товаров по документам поставщика и материально-ответственных лиц". На этом же этапе проведения аудиторской проверки анализируют полноту и своевременность оприходования товаров на момент проведения инвентаризации. При проверке аудитор обращает внимание на даты поступления товара, поскольку бывают случаи, когда в приходных документах исправляют даты по товару, поступившему до инвентаризации на послеинвентаризационные, чтобы скрыть недостачу.
При проверке результатов ранее проведенных инвентаризаций аудитор обращает внимание на следующие моменты. По инвентаризационным описям проверяет состав инвентаризационных комиссий с точки зрения их полноты и компетентности. Особое внимание аудитор обращает на то, чтобы один и тот же работник не назначался председателем комиссии два раза подряд. Необходимость тщательного анализа состава инвентаризационных комиссий обусловлена тем, что от него в значительной степени зависит качество инвентаризации. Далее аудитор проверяет: наличие и ОГЛАВЛЕНИЕ расписок, полученных от материально-ответственного лица до начала каждой инвентаризации; оформление каждой страницы инвентаризационной описи; правильное и полное наименование каждого товара, другие данные, необходимые для проверки цен; указано ли прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества натуральных показателей; указана ли общая стоимость товаров; подписана ли каждая страница всеми членами комиссии. Аудитор также проверяет, нет ли в описях подчисток, исправлений количества товаров и их цены, не заверенных подписями всех членов комиссии. Кроме того, проверяется наличие на последней странице инвентаризационной описи отметок о проверке цен, таксировки и подсчетов итогов за подписями лиц, проводивших эти проверки.
Полученный результат сравнивается с данными проверяемой описи, и делаются соответствующие выводы.