Лекция IV. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Вес основные закономерности общего управления, рассматриваемые в классических учебниках и руководствах применительно к коммерческим организациям, проявляются в управлении государственными организациями, а также в рамках государственного управления в целом. К государственному управлению относится не только управление государственными организациями, но и управление страной, городом, регионом, а также управление различными сторонами общественной жизни в общенациональном и региональном масштабе.
Управление в государственной сфере реализуется через основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия — в управленческих процедурах.
Управление, например, в министерстве, в областной администрации, в торговой фирме, в университете, в церкви и в транснациональной корпорации имеет много общего. В частности, в процессе управления в этих организациях происходит постановка целей, определяются приоритеты, составляются планы и программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формируется и развивается организационная структура. Во всех организациях в рамках управления персоналом строятся те или иные мотивационные системы, отрабатываются процедуры приема па работу и продвижения по службе. В любой организации действуют соответствующие процедуры контроля. Вместе с тем управление в государственной сфере имеет специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие его от управления в других сферах.
Особенности управления в государственной службе проявляются прежде всего в конкретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции управления в государственной сфере также обладает соответствующей спецификой:
• планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете — народом па основе демократического выбора;
• организация в государственных учреждениях, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственного управления складывается особый административно-бюрократический стиль, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;
• мотивация в государственных организациях в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах неденежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.);
• контроль и оценка результатов в государственных структурах осуществляются вышестоящими структурными единицами и одновременно гражданами как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. В связи с этим контроль в государственных организациях носит более широкий характер, чем в коммерческой организации.
Специфика управления в государственной сфере часто обозначается емкими терминами "администрирование" и "бюрократия". Эти термины обычно обозначают тяготение управления в государственной сфере к автократической модели управления, в которой ключевыми характеристиками управления являются:
• следование инструкциям;
• разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;
• концентрация власти и политической воли;
• ограничение свободы;
• административный контроль;
• авторитарный стиль управления.