Специальные социологические теории в журналистике

Другое название специальных социологических теорий – теории "среднего уровня" – было введено Робертом Мертоном в 1947 г. для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве посредствующего звена между эмпирическими исследованиями и обобщающими социологическими конструкциями самого абстрактного уровня. Данный термин применятся как к теориям, посвященным анализу какого-либо социального феномена (например, общественного мнения), так и к отраслевому социологическому знанию о какой-либо сфере человеческой жизни.

Одной из теорий "среднего уровня" является социология массовых коммуникаций, в рамках которой, в частности, опосредуется эмпирическое и теоретическое знание о журналистике. При решении задачи согласования анализа журналистики как институционального явления (макроуровень) и деятельности отдельного журналиста как социального актора (микроуровень) оптимальным является привлечение методологических подходов, в рамках которых анализируется взаимодействие журналистики с социальной средой. Один из них сложился в теории массовых коммуникаций и представляет собой описание информационных процессов в категориях "коммуникатор" (источник сообщения), "информация" (ОГЛАВЛЕНИЕ сообщения), "средство массовой коммуникации" (канал сообщения), "аудитория" (адресат сообщения), "эффективность" (результат сообщения). Автор линейной (классической) модели Гарольд Лассуэлл (1902–1978) связал выделенные категории с ответами на вопросы: кто передает сообщение, что передается, как осуществляется передача, кому адресовано сообщение, каков результат сообщения.

Лассуэлл разрабатывал проблемы применения функционального подхода к политике (для анализа принятия политических решений), использовал методы социальной психологии в изучении политического поведения и пропаганды, в частности, его интересовала роль массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти[1]. Анализ политических элит подвигнул Лассуэлла к выводу об опасности утверждения в современном мире "гарнизонного государства" – общества, наиболее мощной группой которого являются специалисты но осуществлению насилия, использующие современные технические возможности осуществления власти. Преодоление этой опасности Лассуэлл видел в создании международного правового порядка, способного служить утверждению открытого общения людей на основе взаимной терпимости и открытого доступа к основным ценностям.

Развитие исследований системы массовой информации привело к формулированию принципа "двухступенчатого потока коммуникации" – от лидеров мнений, интерпретирующих сообщения СМИ, к массам. Лидеры мнений (opinion leaders) – группа индивидуумов в какой-либо сфере социальной жизни, оказывающая влияние на идеи других (один из типов референтной группы). Американский социолог Пол Лазарсфельд (1901–1976) внедрил этот термин в связи с изучением электорального поведения. Он разрабатывал проблемы методологии социальных наук, а также применения математических методов в социальном познании. В связи с этим он ввел в методику социологических исследований ряд новых методов (например, панельный метод, который он впервые использовал при обработке результатов избирательной кампании 1940 г. в США).

Модель коммуникации Лассуэлла и Лазарсфельда позволяет рассмотреть различные аспекты журналистики как совокупности "плавающих" функций, например: поиск информации как структурную взаимосвязь "СМИ – коммуникатор" или "обратную связь" между аудиторией и СМИ. Одной из функций референтных групп посредников (включая журналистов) между СМИ и аудиторией является социальная критика. Структурно-функциональный анализ эффективности (действенности, результативности) как совокупности результатов воздействия на сознание, психологию и поведение аудитории, человека, социальной группы и общественной системы позволяет дифференцировать уровни ее проявления. Например, выделяется уровень прямого эффекта, когда результат воздействия на реальную практику совпадает с задачей журналиста. Содержательный показатель эффективности журналистских выступлений состоит в принятии управленческих решений, меняющих социальную ситуацию. Еще одним показателем является интенсивность обратной связи аудитории и СМИ.

В рамках социологии общественного мнения также был разработан ряд положений, неразрывно связанных с социологическим знанием о журналистике. Общественное мнение – один из способов существования и проявления массового сознания, в котором выражается реальное отношение большинства народа, класса, социальной группы к фактам, событиям, явлениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы. Также общественное мнение анализируется как специфический механизм принятия решений на основе обратной связи, одним из видов которой являются социологические исследования. В современном значении понятие "общественное мнение" было разработано в груде французского социолога Габриэля Тарда (1843–1904) "Общественное мнение и толпа" (1902). Большой вклад в обоснование категории внес американский журналист и социолог Уолтер Лип- пман (1889–1974) – автор книги "Общественное мнение" (1922), в которой он рассматривал явление в связи с социальными стереотипами.

В работе немецкого социолога, основательницы Института демо- скопии Элизабет Ноэль-Нойман (1916-2010) (рис. 1.46) "Общественное мнение. Открытие спирали молчания" анализируется явление "спирали молчания", которое заключается в том, что многие индивиды, стараясь избежать потенциальной социальной изоляции, утаивают свое мнение, если оно отличается от мнения большинства. И чем сильнее, на их взгляд, распространена господствующая точка зрения, тем сильнее они замыкаются в себе. Те, кто идентифицирует себя с большинством, открыто демонстрируют свои позиции. Преодоление "спирали молчания" возможно за счет нейтрализации в коммуникативном ноле идей, порождающих социальные страхи, или вброса в него более сильных идей, нейтрализующих фобии.

Исследование общественного мнения в связи с журналистикой и системой массовой информации в нашей стране связано с именами Б. А. Грушина (рис. 1.47) и Б. М. Фирсова (рис. 1.48).

Рис. 1.46. Элизабет Ноэль-Нойман

Рис. 1.47. Б. А. Грушин

Рис. 1.48. Б. М. Фирсов

Ими, в частности, было выявлено значение обратной связи как принципа социальной солидарности и социального контроля. Борис Андреевич Грушин (1929–2007) в 1956–1962 гг. был редактором газеты "Комсомольская правда" по отделу пропаганды, с 1989 г. руководил службой изучения общественного мнения "Vox populi". Главным предметом его научно-исследовательского интереса было массовое сознание. Основные характеристики массы, выделенные Грушиным, заключаются в статистическом характере общности, стохастической (вероятностной) природе возникновения, ситуативном характере существования и в ярко выраженной гетерогенности (разнородности) состава. Концепция Грушина является методологическим основанием изучения аудитории СМИ.

Борис Максимович Фирсов (р. 1929) с 1962 но 1966 г. занимал должность директора Ленинградской студии телевидения и стоял у истоков социологического изучения телезрителя с целью формирования и корректировки содержательной модели массовой информации с учетом мнений, интересов и потребностей аудитории.

Учитывая возрастающее значение сетевых социальных структур, к специальным социологическим теориям следует отнести сетевую теорию, сформировавшуюся на основе концепции социального обмена американского социолога и психолога Джорджа Хоманса (1910–1989). Свой метод Хомане определил как редукционизм, когда положения одной науки (социологии) логически вытекают из положений другой (психологии). Социальное поведение Хомане определяет психологически: например, социальные нормы влияют на индивидуальное поведение сдерживающим образом, формируя конформизм. Социология с этой точки зрения определяется как теория "элементарных форм социальной жизни", исВперед социальное поведение как обмен деятельностью, приводящий к вознаграждениям и издержкам. Хомане формулирует ряд постулатов, обосновывавших социальный обмен: успех, стимул, ценность, лишение – пресыщение, агрессия – одобрение и рациональность.

Описание человеческого поведения в терминах теории Хоманса стало отправной точкой концепции обмена американского социолога Питера Блау (1918–2002), который стремился понять социальную структуру путем анализа процессов, управляющих отношениями между индивидами и группами. Блау исследовал четырехступенчатую последовательность, направленную от межличностного обмена к социальной структуре и к социальному изменению:

1) межличностный обмен,

2) дифференциация статуса и власти,

3) легитимизация и организация,

4) оппозиция и изменения.

Связующими механизмами в сложных социальных структурах выступают нормы и ценности (или соглашение относительно ценностей). Соглашение относительно социальных ценностей служит основой для того, чтобы распространить порядок социального урегулирования за пределы непосредственных социальных контактов и продлить существование социальных структур вне пределов жизни отдельного человека.

Социальный обмен, создающий социальные структуры, оформляется в виде социальных сетей, которые с помощью компьютерных технологий и Интернета обретают "реальную" возможность для своего функционирования.

Концепция сетевого общества обосновывается в трудах социолога Мануэля Кастелъса (р. 1942) (рис. 1.49). Ее исходным тезисом является определение "информационализма" как "воздействия знания на знание как основной источник производительности"[2]. Информационализм лежит в основе сетевого общества и "новой экономики", поскольку информация становится структурообразующим фактором развития общества, приобретает новые качества и функции, преобразующие все основные сферы деятельности. Сетевые структуры являются одновременно и средством, и результатом глобализации, участвуя в формировании нового типа общества – информационного капитализма, в котором сочетаются невероятная гибкость, способность к мимикрии и глобальное присутствие. Основное противоречие и движущая сила развития информационного капитализма, основанного на сетевых структурах, состоит в конфликте глобализации и идентичности конкретных сообществ. В своих рассуждениях Кастельс опирается на концепцию французского социолога Алена Турена (р. 1925), привлекая понятия "идентичность сопротивления" и "идентичность, устремленная

Рис. 1.49. Мануэль Кастельс

в будущее" и анализируя сетевые структуры, которые объединяются вокруг подобных идентичностей.

Кастельс формулирует проблемы сетевого общества, называя, в частности, опасность того, что сетевая инфраструктура может стать объектом собственности, а доступ к Интернету – объектом контроля. Проблемами также являются: сетевое неравенство, вызванное изоляцией от Сети отдельных социальных групп, вынужденная необходимость учиться поиску и переработке информации, ее использованию для производства знаний, требование обновления механизмов политического, экономического, социального и культурного регулирования.