Специальные экономические зоны
Одной из эффективных форм территориальной организации экономической деятельности для реализации таких задач, как поддержка депрессивных территорий и использование территориальных преимуществ, являются специальные экономические зоны. Данный инструмент региональной политики получил широкое распространение во многих странах в ответ, с одной стороны, на вызовы глобализации экономики, международного разделения труда и интернационализации производства, с другой – на усиление роли регионов в системе национальных и международных экономических отношений. В этих условиях государства и их отдельные регионы стремятся получить конкурентные преимущества или преодолеть отставание путем создания особых условий хозяйственной и внешнеэкономической деятельности с учетом национальной или региональной специфики, природных и геополитических факторов, уровня развития инфраструктуры и пр. К началу 2006 г. в 120 странах мира насчитывалось около 3 тыс. особых экономических зон, обеспечивающих рабочими местами 50 млн чел.[1]
Специальная (особая) экономическая зона (СЭЗ) – это ограниченная территория с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для национальных, а также зарубежных субъектов экономической деятельности. Таким образом, цель формирования СЭЗ состоит в создании более благоприятных условий по сравнению с теми, которые действуют в стране в целом, для привлечения капитала на определенную локальную территорию. Данная цель сопряжена с возможностью реализации следующих важных задач социально-экономического развития как данной территории, так и страны в целом:
– активизация внешнеэкономической деятельности;
– использование новых инновационных технологий;
– развитие новых отраслей или модернизация существующих, в том числе импортозамещающих производств;
– формирование экономических кластеров;
– использование новейших управленческих технологий;
– стимулирование деловой активности и эффективного использования ресурсов.
Понятие "специальная экономическая зона" включает в себя несколько типов локальной организации экономики, характеризующихся своими функциями, условиями регулирования, а также размером территории, уровнем открытости и режимом доступа. В ряду этих признаков основное значение придается функциональной направленности, в соответствии с которой можно выделить следующие виды зон, получивших применение в мировой практике:
– зоны свободной (внешней) торговли;
– торгово-промышленные зоны;
– предпринимательские зоны;
– технико-внедренческие зоны;
– функциональные зоны (банковские, рекреационнотуристические, зоны игорного и развлекательного бизнеса, историко-культурные и пр.).
В качестве базовых и наиболее распространенных следует рассматривать зоны свободной (внешней) торговли, предпринимательские и технико-внедренческие зоны.
В зонах внешней торговли устанавливаются особые условия внешнеэкономической деятельности, охватывающие таможенный, бюджетно-налоговый и финансовый режимы хозяйствования. Компаниям, действующим на территории зоны, могут быть предоставлены следующие льготы: отмена таможенных пошлин, акцизных сборов, внутренних налогов (государственных и местных), включая налоги на недвижимость. При импорте товаров из зоны свободной торговли па территорию страны таможенные пошлины, как правило, устанавливаются ниже, чем для прямого импорта. При экспорте товаров из зоны в третьи страны они также могут быть освобождены от таможенных сборов и налогов.
Предпосылками выбора места для зон внешней торговли являются географическое положение и наличие развитой инфраструктуры, в связи с этим чаще всего они возникают в портовых территориях, около аэропортов, перевалочных железнодорожных станций.
В настоящее время зоны свободной торговли могут развивать широкий набор видов деятельности и услуг: складирование, упаковка и сортировка товаров; переработка; сборка из импортных компонентов; полноценное производство с использованием продукции, поступившей в зону извне или произведенной в ней. В тех случаях, когда производственная функция зоны с особым таможенным режимом доминирует, ее можно называть уже торгово-промышленной зоной. Чаще всего в таких зонах создаются предприятия, производящие товары на экспорт на основе импортируемых комплектующих и других компонентов, либо выпускающие таким же способом импортозамещающую продукцию для внутреннего рынка.
В США закон о зонах внешней торговли был принят в 1934 г. с целью расширения внешнеэкономической деятельности и борьбы с безработицей. К настоящему времени американские зоны внешней торговли подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения находятся вне юрисдикции таможни и по своим функциям являются торговыми зонами. Специализированные зоны (субзоны) создаются для развития различных промышленных производств, сборочных заводов частных компаний, ориентированных на экспорт продукции или импортозамещение. Специфика американского подхода проявляется в том, что специализированные зоны создаются при зоне общего назначения, являются ее частью, но территориально размещаются за ее пределами, иногда на значительном расстоянии.
В настоящее время в США существует 220 зон внешней торговли, расположенных в 48 штатах, чаще всего, на прибрежных или промышленно развитых территориях. Как правило, зоны общего назначения имеют в своем составе от одной до четырех специализированных зон[2]. Основная часть зон внешней торговли действует эффективно и сохраняет свой статус длительное время, о чем свидетельствуют единичные случаи закрытия или приостановки деятельности зон, в то время как их число в США постоянно увеличивается.
Среди развивающихся стран активно использует зоны свободной торговли Китай, где действует более 10 "открытых прибрежных городов".
Что касается стран ЕС, то здесь наблюдается тенденция отказа от использования инструментов свободных экономических зон для поддержания равных конкурентных возможностей. Исключение делается для предпринимательских зон, связанных с поддержкой экономического развития территорий с низким уровнем жизни и высокой безработицей, а также для инновационных зон.
Создание предпринимательских зон можно рассматривать как элемент государственной региональной политики, направленный на развитие депрессивных территорий. Для активизации бизнеса, притока инвестиций и снижения безработицы на данных территориях применяется широкий набор налоговых, финансовых и административных стимулов, действующих в течение установленного периода (например, 10–20 лет). Как правило, предпринимательские зоны создаются в рамках специальных правительственных программ, направленных на социально-экономическое выравнивание территорий, при этом часто предусматриваются меры прямой финансовой поддержки таких зон.
Предпринимательские зоны начали активно развиваться в Великобритании в 1970-х гг., а затем получили широкое применение в других развитых странах. Например, в США в начале XXI в. существовало свыше 1400 предпринимательских зон, расположенных в 700 городах и пригородных районах. По юридическому статусу предпринимательские зоны в США разделяются на три типа – федеральные, на уровне штата и местные. Все они ориентированы преимущественно па решение внутренних экономических и социальных задач на основе использования местного капитала и рабочей силы[3].
Технико-внедренческие (инновационные) зоны в настоящее время получают широкое распространение во всем мире. Имея разные названия (научные парки, научно-производственные парки, технологические парки), эти зоны направлены прежде всего на эффективную интеграцию науки и производства. На локальной территории технико-внедренческой зоны размещаются организации, связанные с различными этапами НИОКР, что позволяет активизировать инновационную деятельность, выстраивая цепочку взаимодействий от фундаментальных исследований до разработок венчурных компаний. Как правило, основные льготы предоставляются именно венчурным компаниям, занятым коммерческим освоением результатов научных исследований (льготная аренда помещений и оборудования, льготное кредитование, оказание консультационных услуг и пр.).
В настоящее время в США насчитывается 150 технопарков, что составляет третью часть всех технопарков мира. Наибольшую известность получили Силиконовая долина неподалеку от Стэнфордского университета, "Бостонская дорога 128" около Массачусетского и Гарвардского университетов, "Парк-треугольник" около университетов Дюка, Северной Каролины и штата Северная Каролина[4].
Эти технопарки, созданные в середине XX в., стали моделью технико-внедренческих зон, которые получили распространение не только в Америке, но и в других странах. В Великобритании сейчас существует около 40 подобных зон, во Франции – около 30, в ФРГ – около 20[5].
В России создание и функционирование особых экономических зон регулируется федеральным законодательством[6]. Оно предусматривает возможность создания четырех типов зон: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые (морские, речные порты и аэропорты с прилегающими территориями). Основной целью создания особых экономических зон (ОЭЗ) в России является привлечение отечественных и зарубежных инвесторов в приоритетные сферы экономики: обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли, разработку новых технологий, импортозамещающие производства, туризм, транспортно-логистические системы. Российское законодательство позволяет объединять ОЭЗ одного или нескольких типов в кластеры под управлением одной управляющей компании.
Решение о создании ОЭЗ на территории субъекта РФ и муниципального образования принимается Правительством РФ и оформляется специальным постановлением. Законом установлен максимальный срок действия ОЭЗ – 49 лет. При этом предусматривается, что срок существования ОЭЗ продлению не подлежит. В то же время возможно досрочное прекращение существования ОЭЗ в случае невыполнения возложенных на нее функций. Так, в 2010 г. решением Правительства РФ была упразднена туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае.
Основные преимущества, которые получают инвесторы в ОЭЗ России, связаны с инфраструктурным обеспечением территорий за счет бюджетных средств, особыми налоговыми и таможенными режимами.
Финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Налогообложение резидентов ОЭЗ также осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, при этом предусмотрен ряд льгот по социальным страховым взносам, налогу на прибыль, а также освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога в течение пяти и более лет. С 2012 г. дополнительные льготы в виде нулевой ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, введены для резидентов технико-внедренческих зон (действует до 2018 г.) и туристско-рекреационных зон, объединенных в кластер (действует до 2023 г.).
Дополнительные преференции связаны с особым таможенным режимом, который предусматривает размещение и использование импортных товаров без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к ним запретов и ограничений, действующих на территории России. Российские товары размещаются и используются в свободных таможенных зонах без уплаты вывозных таможенных пошлин и пр.
Разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ возлагаются на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таким органом является Минэкономразвития России. Функции по управлению зонами (создание инфраструктуры, привлечение резидентов, распоряжение земельными участками и пр.) возлагаются на специальные управляющие компании. Например, ОАО "Особые экономические зоны" управляет шестнадцатью зонами различного типа; ОАО "Курорты Северного Кавказа" является оператором развития туристического кластера на Северном Кавказе, который объединяет несколько зон. В качестве органа, утверждающего перспективные планы развития каждой ОЭЗ, а также осуществляющего контроль за выполнением соглашений о создании ОЭЗ и расходованием бюджетных средств, выделяемых на благо устройство территории, действует координационный совет зоны. В состав совета входят представители государственных и муниципальных органов, резидентов ОЭЗ и иных организаций. Органы управления ОЭЗ для выполнения ряда своих функций могут привлекать управляющую компанию.