В. Специализированные трибуналы
В целях сокращения сроков рассмотрения дел, отнесенных к юрисдикции Суда ЕС (с учетом того, что количество подобных дел постоянно возрастает в связи с расширением состава ЕС и сферы регулирования права ЕС[1]), на основании поправок, внесенных в учредительные документы Ниццким договором 2001 г., было предусмотрено создание третьего, нижнего элемента в структуре Суда ЕС. Его современное название – специализированные трибуналы (франц. tribunaux specialises)[2].
В соответствии со ст. 257 ДФЕС: "Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут создавать при Трибунале специализированные трибуналы, на которые возлагается рассмотрение по первой инстанции некоторых категорий исков, подаваемых в специальных областях. Европейский парламент и Совет постановляют посредством регламентов по предложению Комиссии и после консультации с Судом либо по запросу Суда и после консультации с Комиссией".
Таким образом, наименование и юрисдикция специализированных трибуналов прямо не определяются учредительными документами. Специализированные трибуналы учреждаются законодательными актами ЕС, причем количество специализированных трибуналов, которые могут быть созданы, не ограничено.
Юрисдикция специализированных трибуналов, как следует из ст. 257 ДФЕС, включает в себя только рассмотрение исков, т.е. дел прямой юрисдикции, причем исков, подаваемых только "в специальных областях". Именно узкоспециальный характер юрисдикции подобных трибуналов отличает их от рассмотренного выше общего Трибунала, и обусловливает включение в их обозначение прилагательного "специализированные".
Первым и единственным (к 2011 г.) специализированным трибуналом ЕС стал Трибунал по делам публичной службы (франц. Tribunal de la fonction publique)[3]. Полномочия данного специализированного трибунала, как следует из его названия, включают в себя рассмотрение по первой инстанции одной-единственной категории дел прямой юрисдикции – служебных споров между ЕС и служащими, другими сотрудниками, работающими или поступающими на работу в европейскую администрацию (см. выше)[4].
В соответствии со ст. 257 ДФЕС решения специализированных трибуналов могут быть обжалованы и пересмотрены в Трибунале. При этом может устанавливаться как кассационный порядок (обжалование "ограничено вопросами права"), так и апелляционный порядок обжалования (апелляция, "которая относится и к вопросам факта"). В отношении Трибунала по делам публичной службы был избран первый вариант, а сама процедура обжалования его решений в Трибунала в целом аналогична рассмотренной выше процедуре обжалования решений Трибунала в Суде.
Решение Трибунала, вынесенное по жалобе на решение специализированного трибунала, в дальнейшем может быть пересмотрено Судом. Соответствующая процедура имеет некоторые сходства с процедурой надзора в российском процессуальном праве.
В соответствии с § 2 ст. 256 ДФЕС решения Трибунала по жалобам на решения специализированных трибуналов могут подвергаться пересмотру Судом только "в порядке исключения", "в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза".
С предложением о пересмотре может выступить Первый генеральный адвокат Суда (см. ниже), к которому вправе обратиться с соответствующим ходатайством сторона, проигравшая дело. Данное предложение должно быть представлено в течение месяца с момента вынесения решения Трибунала. В течение следующего месяца Суд "решает, следует ли пересматривать решение Трибунала" (ст. 62 Статута Суда Европейского Союза).
В случае, если имеются основания для пересмотра, Суд отменяет решение Трибунала и передает дело на новое рассмотрение Трибунала. Он также может сам выносить окончательное решение по делу, если не требуется сбор новых доказательств (ст. 62 ter Статута).