Специалист: личность и профессия

Профессиональное становление личности – процесс сложный, противоречивый, неоднозначный, он начинается не в учреждении профессионального образования, а значительно раньше. Юный человек начинает задумываться, присматриваться и примериваться к будущей сфере деятельности под влиянием родителей, сверстников, школьных педагогов, значимых взрослых, средств массовой информации. Многие вузы начинают профориентационную работу с самых младших классов, присматриваясь к учащимся на проводимых вузом конкурсах, олимпиадах и аналогичных мероприятиях, раскрывая все особенности и прежде всего преимущества предстоящей им деятельности, показывая оптимальные способы приобщения к данной профессии. Оставшихся вне пристального внимания вузовских профориентаторов всевозможные профориентационные центры знакомят с миром профессий. И все равно сделать свой профессиональный выбор нелегко, особенно в условиях, когда профессиональная мобильность становится нормой.

Профессиональная ориентация

Психологические исследования профессионального самоопределения старшеклассников (Е. А. Климов, П. А. Шавир и др.) выявили ряд закономерностей, на которые необходимо опираться организаторам профориентационной работы. Прежде всего, нужно помнить, что выбор профессии – лишь один аспект формирования жизненных планов, в котором находят свое выражение идейные и нравственные мотивы. В юности вопрос "кем быть?" неотделим от вопроса "каким быть?" и включен в широкий спектр отношений школьника с различными сторонами действительности. Поэтому вопросы профессиональной ориентации не могут быть автономной сферой воспитания, а могут быть поняты как сложный, длительный, подчас противоречивый процесс, неотделимый от развития личности в целом. Действительно, только воспитанный человек с высоким уровнем общей культуры, уважающий труд и знающий ему цену, в достаточной степени застрахован от выбора "престижных", "модных" профессий.

Необходима специальная работа по формированию резервного профессионального намерения, в особенности у старшеклассников, планирующих продолжение учебы в вузе. Наличие резервного намерения создает оптимальную психологическую основу для преодоления внутреннего противоречия между потребностью в получении высшего образования и необходимостью трудоустройства и способствует не только снятию психологического напряжения, связанного с чувством бесперспективности, уныния, фрустрации, но и формированию чувства удовлетворенности своим трудом на производстве, а следовательно, более высокой его производительности и стабильности.

В профориентационной работе акцент необходимо делать не на уровне квалификации (кому быть рабочим и какого разряда, а кому – инженером), а на содержании и условиях трудовой деятельности, в которой каждый может достичь желаемых результатов. Таким образом, необходимо формировать обобщенную профессиональную направленность, интерес к более общей сфере деятельности, а не к конкретной профессии.

Из сказанного следует, что профессиональная ориентация не может быть ограничена определенным набором мероприятий. Необходим переход на долговременные формы профориентации молодежи, рассчитанные на длительный период и включающие системное использование разнообразных средств. Наивно полагать, что человек, поступивший в высшее учебное заведение, выбрал профессию, и профессиональная ориентация в этом случае будет лишней. Как раз наоборот: раскрытие достоинств и преимуществ профессии, к осуществлению которой готовится студент, показ ее ограничений способствует формированию необходимой мотивации, или, напротив, убеждает в ошибочности профессионального выбора. Вуз после окончания обучения даст право на работу по полученной специальности и минимум знаний и умений, которые надо совершенствовать всю последующую жизнь, поэтому профессиональное становление человека тесно связано с его развитием как личности.