Сознание и бессознательное
Пожалуй, все хоть что-нибудь слышали о теории З. Фрейда и основанном им направлении психоанализа. Одно из ключевых в теории З. Фрейда - положение о существовании неосознаваемых побудителей наших сознательных действий. Австрийский психотерапевт полагал, что в психике человека существуют три сферы: сознание, предсознание и сфера бессознательного.
ОГЛАВЛЕНИЕ предсознания составляют латентные, т.е. скрытые, знания. Иными словами, в предсознании заключена та информация, о которой мы в данный момент не думаем, но при желании можем вспомнить (например, имя и отчество любимой тетушки или год отмены крепостного права). По сути, сфера предсознания - это некий "филиал" сознания, поскольку при необходимости ОГЛАВЛЕНИЕ этой сферы легко переводится в сознание.
Что же касается области бессознательного, то ее ОГЛАВЛЕНИЕ с большим трудом переводится на сознательный уровень. ОГЛАВЛЕНИЕ этой сферы составляют влечения созидательного (либидо) и разрушительного (мортидо) характера. Эти влечения - врожденные, они существуют уже у младенца. Однако общество, стремясь регулировать поведение индивидов, в первую очередь в тех вопросах, которые касаются реализации сексуальных и деструктивных импульсов, вводит многочисленные преграды и запреты на пути их удовлетворения. В результате связанные с этими влечениями представления и мечты вытесняются из сферы сознания и живут в бессознательном. Не находя своего воплощения, неосознаваемые импульсы аккумулируют энергетический заряд, поэтому они стремятся прорваться в сознательную жизнь индивида. Напрямую это невозможно. На пути их реализации, на границе с сознанием, бессознательное выстраивает своего рода "забор" из механизмов психологической защиты.
Что в данном случае защищается и от чего?
Дело в том, что индивиду, с раннего детства впитывавшему социальные представления о том, "что такое хорошо и что такое плохо", удобно и приятно считать себя "хорошим", то есть соответствующим этим социальным представлениям. Если же человек смог бы осознать ОГЛАВЛЕНИЕ своего бессознательного, то есть все то, что в обществе считается "не должным", неправильным, порочным, ему было бы крайне затруднительно продолжать считать себя "хорошим" - порядочным, достойным, высоконравственным - человеком. Действие защитных механизмов как раз и направлено на поддержание позитивной Я - концепции и удобных для человека представлений о мире. Вся информация, которая противоречит этим представлениям, вытесняется из сознания и прочно удерживается в бессознательном.
Разновидностей психологических защит довольно много, приведем здесь в качестве примеров лишь несколько.
Механизм рационализации позволяет человеку находить рациональные объяснения для иррациональных поступков.
Сам Фрейд описывал эпизод из своей практики: человеку в состоянии гипноза была внушена определенная программа действий, которую он должен был реализовать уже после того, как будет выведен из гипнотического состояния (так называемое постгипнотическое внушение). Последовательность действий абсолютно абсурдная: влезть на антресоль, достать оттуда старый зонт, раскрыть ею и походить по комнате. Человек, уже будучи выведенным из состояния гипноза, реализует эту программу. К нему обращаются с вопросом: "А зачем, собственно, вы это делаете?". Человеку, безусловно, не хочется выглядеть в глазах окружающих глупцом или безумцем, его бессознательное тут же подсказывает вполне рациональное объяснение его нерациональным поступкам: "Метеоцентр обещал дождь, я решил проверить, работает ли зонт".
Механизм проекции заключается в приписывании собственных неблаговидных стремлений другим людям: так "старую деву" ее собственные вытесненные в бессознательное, но не уничтоженные сексуальные стремления заставляют видеть повсюду проявления разврата.
Механизм сублимации. На понимании сущности этого механизма необходимо остановиться особо. Этот механизм принципиально отличается от остальных. Если другие механизмы защиты действуют по принципу "консервной банки", просто удерживая неосознаваемые влечения от прорыва в сознание, то механизм сублимации дает возможность социально неприемлемым стремлениям реализоваться, но по социально приемлемым каналам.
Например, представьте, что вы испытываете резко отрицательные чувства но отношению к соседу по лестничной клетке - в вашем бессознательном созрел и готов вырваться наружу мощный деструктивный импульс. Прямая реализация этого импульса небезопасна (даже если оставить пока в стороне правовые аспекты и даже этические - соседа все-таки жалко) - небезопасна для вашей самооценки. Однако вы можете реализовать этот деструктивный импульс по социально приемлемым каналам - скажем, боксируя "грушу" в спортзале.
Это пример "бытовой" сублимации. С точки зрения Фрейда, именно сублимация деструктивной и сексуальной энергии стала источником всех свершений в области культуры - открытий в науке, изобретений в технике, спортивных рекордов. Недаром многие исследователи творчества подчеркивали глубинную связь процесса рождения творческой идеи и зарождения новой жизни.
С точки зрения классического психоанализа, таким образом, творчество и самореализация личности выступают, скорее, неким "побочным продуктом" попыток человека защитить себя от травмирующих воздействий со стороны внешнего мира и собственного бессознательного. С точки зрения ученых-гуманистов, стремление к саморазвитию -напротив, это базовое человеческое стремление, собственно суть человеческого существования.