Создание "семьи наций" в Австралии
В Австралийском Союзе, где наряду с англосаксонской общиной выходцев из Британии проживают автохтоны и новые иммигранты из Европы и Азии, в сфере образования долгое время господствовала идеология "белого сообщества". Соответствующая политика означала предоставление преимуществ англо-австралийскому населению и одновременно игнорирование культурных различий и запросов иных этнических групп. Школьная политика в годы формирования самостоятельного государства (1901 – 1950) работала на ассимиляцию меньшинств и консервацию культурной традиции потомков британских поселенцев.
Вплоть до 1970-х гг. правящие круги исходили из необходимости единообразного образования в рамках англо-австралийской культуры. Поликультурность и полиэтничность как условия воспитания и обучения не получали официального признания. Высказывались суждения, что опора на этно- и мультикультурализм ведет к социальному расколу и что следует путем воспитания стремиться исключительно к интеграции общества, в том числе путем ассимиляции меньшинств.
Австралия сравнительно недавно встала на путь политики мультикультурного образования. Истоки такой политики берут начало в 1960-х гг. Политика мультикультурного образования возникла в значительной мере под давлением движения за избирательные права "новых иммигрантов", которые также настаивали на предоставлении равных образовательных возможностей для своих детей. В 1967 г. права гражданства были предоставлены аборигенам – наиболее бесправной части общества. На протяжении 1970-1990-х гг. был пересмотрен официальный взгляд на австралийское общество в духе мультикультурализма. Приходящие попеременно к власти либералы и лейбористы придерживаются сравнительно сходных позитивных намерений относительно политики мультикультурного образования. Вместе с тем между двумя партиями существуют определенные различия при оценках задач и масштабов подобной политики. Дебаты лейбористов и либералов касаются особенно перспектив учета ценностей культуры меньшинств в школьном образовании.
Первые шаги в направлении мультикультурного образования связаны с правительством Г. Уайглэма Австралийской лейбористской партии (1972–1975). Кабинет объявил о легитимизации разнообразия и национального плюрализма. В правительстве был учрежден пост министра иммиграции. Занявший этот пост Э. Крэссби выдвинул лозунг "Австралия – семья наций", чем подчеркнул необходимость сплоченности и разнообразия австралийского социума[1].
Мультикультурная школьная политика была продолжена Либеральной партией, приведшей к власти премьер-министра М. Фрейзера (1975-1983). В правительственном докладе Ф. Галбалли (1981) формулировалось концептуальное понимание мультикультурализма в сфере образования и просвещения. В докладе подчеркивалась необходимость сохранения ментальности общин меньшинств путем социальных мер, поддержки языков и религиозной идентификации. На основе доклада власти приступили к реализации учебных и просветительских проектов, некоторые из которых продолжаются и сегодня. Среди нововведений было расширение многоязычного общественного радиовещания, учреждение мультикультурного и многоязычного государственного телевидения. Школам было предложено обеспечить мультикультурную перспективу путем ее интеграции в учебные программы по всем предметам, а также улучшить обучение английскому языку. Государственные культурно-образовательные проекты и программы предусматривали при сохранении англо-австралийского культурно-образовательного приоритета воспитание осознания той или иной культурно-этнической принадлежности. Ведение подобной политики означало намерение двигаться к мультикультурной, мультиэтнической национальной общности[2].
Важным этапом внедрения школьной политики мультикультурного образования оказалось решение Верховного суда Австралии, признавшее гражданские права аборигенов равными с правами остальных австралийцев. В школах это привело к расширению преподавания коренных языков, возникновению перспективы включения материалов о культуре аборигенов в обязательные учебные программы.
Австралийская версия политики мультикультурного образования предусматривает ряд приоритетов: подготовку специальных преподавателей английского языка для иммигрантов и автохтонов; поддержку языков учащихся иммигрантов и автохтонов; преподавание как вторых языков этнических общин, т.е. иммигрантов и автохтонов; внесение во все предметные области учебного плана (в первую очередь в такие, как: история, география, гражданское образование) материалов о культурном многообразии страны; участие родителей в борьбе с проявлениями расизма.
В рамках политики мультикультурализма власти инициируют компенсирующее образование учащихся из маргинальных этнокультурных групп – аборигенов, а также нуждающихся в педагогической помощи иммигрантов. Право "равных возможностей" в сфере образования заменено правом "вступать в гонку", гарантированным поддержкой со стороны государства. Изыскиваются способы поощрения чувств терпимости и сплоченности среди учащихся. Представители различных этнических групп (независимо от того, родились ли они гражданами Австралии или стали ими) могут рассчитывать на поддержку в стремлениях сохранять культурную идентичность,
Официальная Канберра стремится реализовать педагогический курс трех r. respect – уважение, responsibility – ответственность, rights – права. Провозглашена уникальность каждого учащегося. Политика, выстроенная в логике таких требований, пронизана целями мультикультурализма. Среди этих целей – формирование взаимоотношений школьников в духе терпимости, ненасилия, взаимного уважения, солидарности, воспитание интереса к культуре других народов. Из подобных целей вытекают задачи научить учащихся признавать и воспринимать различия культур, преодолевать узконациональное мышление и расовые предрассудки, ненасильственно преодолевать конфликты, уважать общее культурное наследие и культуры разных этпогрупп.
В Австралии существуют определенные региональные различия в политике мультикультурного образования. Так, в ряде регионов, штатов, городов, где особенно велики масштабы "новой иммиграции" (Сидней, Мельбурн, Аделаида), разработаны самые заметные и стабильные программы педагогической поддержки иммигрантов.
В последние три десятка лет Австралия предпринимает интенсивные действия по интернационализации высшего образования в контексте курса на межкультурный диалог. К 2005 г. Австралия оказалась третьим в мире поставщиком услуг в высшем образовании. Иностранные студенты составляют свыше 20% учащихся в австралийских университетах.
В многонациональном социуме Австралии, несмотря на официальную мультикультурную политику, живы стереотипы интолерантности и неприятия иных этносов и культур. Продолжают действовать частные элитные "независимые школы", ориентированные на поощрение этноцентризма белых австралийцев. Конфликты между национальными общинами отнюдь не преодолены. В ходу адресуемая новым иммигрантам кличка "грязный иностранец". Происходят кровавые стычки австралийцев и недавних выходцев из Ближнего Востока, как это было в декабре 2005 г. в предместьях Сиднея. Долю ответственности за межэтническую напряженность несут не только австралийцы британского происхождения. Масла в огонь подбрасывает и часть новых иммигрантов. Среди них немало выходцев из нацистской Германии, кто не скрывает своих антисемитских и профашистских настроений. Отказывается уважать нормы новой родины и часть выходцев из Ближнего Востока.