Современный зарубежный опыт развития социальной педагогики

Основные понятия: педагогика, социальная педагогика, потенциал социума, воспитательные силы общества, "генеральное и социальное начала" и взаимное их проникновение, пять точек зрения на социальную педагогику в современной немецкой педагогике, противоположность индивидуального обучения, социальное воспитание как интегративный принцип социальной педагогики, социальная педагогика как образование за пределами семьи и школы, образование как институт социальной помощи, социальная педагогикаэто социальная теория и практика социальной работы с молодежью, социальная педагогика как теория и практика воспитательных мер.

Во многих странах термины "педагогика", "социальная педагогика", "социальный педагог" вообще не употребляются.

Так как социальная педагогика представляет собой вклад, прежде всего, немецкой науки в историю развития педагогики, мы сделаем краткий экскурс в историю развития социальной педагогики в Германии, которая насчитывает более 100 лет и тесно связана с историей социального, экономического, политического развития страны.

В настоящее время в Германии издано и издается так много работ в области социальной педагогики, что возникает впечатление, будто все вопросы социальной педагогики уже исчерпаны. На самом деле, как считают немецкие ученые, хотя основные направления социальной педагогики как рефлексивной деятельности и науки основательно проработаны, однако это не означает, что все проблемы уже исследованы. Общий облик теории все еще остается пока неясным и будет оставаться таким и впредь, поскольку и продолжающаяся дифференциация смежных дисциплин (психологии, социологии, социальной работы и др.), и быстрое изменение в акцентах практических требований не дают возможность дать полное описание теории социальной педагогики. Это закономерно для естественного процесса развития любой науки. С другой стороны, это означает, что теоретический горизонт дискуссий социальной педагогики XX в. значительно расширяется. Вместе с развитием социальной педагогики как науки в Германии активно развивается сфера профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы.

Разработка новой модели современной гуманной и высокоэффективной образовательной системы предъявляет к педагогической науке повышенные требования. В связи с возрастанием роли науки, научного познания значительно расширяются и функции педагогики как науки. Еще совсем недавно она рассматривалась как узкая специальная дисциплина, как удел только учителей и воспитателей. Сегодня, например, в Германии педагогика все больше интегрируется с социологией, психологией, биологическими и антропологическими науками. В таком интегрированном виде официальные круги стремятся использовать педагогику в качестве средства стабилизации общества, его гуманизации и демократизации, т.е. как средства решения важнейших социальных проблем, реализации общечеловеческих принципов равенства и свободы.

Под влиянием подобных идей педагогика неуклонно выходила и выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста ее объектов.

К. Молленгауэр видел задачу педагогики в том, чтобы оказать молодежи помощь в быстрой адаптации к социальной системе и противостоянии негативным отклонениям от норм поведения.

Г. Параффенберг призвал распространить влияние педагогики на население всех возрастов, а X. Мискес дополнил этот призыв идеей разработки геронтогогики как науки об образовательно-воспитательной работе с пожилыми и престарелыми людьми.

Отмеченные процессы и тенденции в XX в. постепенно, но неуклонно вели к тому, что в 80-с гг. XX. в. в общественном сознании развитых стран утверждается в качестве полноправного течения социально-педагогическая мысль и практика, о которой говорили Ф. Дистервег и П. Наторп.

Сегодня социальная педагогика как наука, как отрасль педагогической науки большее распространение получила в Германии, Польше, Дании.

Большой опыт развития социальной педагогики накоплен в вузах Германии (Ганноверский университет, Дюссельдорфский университет и др.). Социальная педагогика в качестве своей основы использует труды П. Наторпа, К. Магера, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, О. Марнголдта, Г. Боймер, К. Молленгауэра, В. Ресслера, Г. Линднера и других философов, социологов и педагогов.

Начиная с К. Магера, впервые использовавшего термин "социальная педагогика" в 1844 г. как термин, противоположный термину "индивидуальное обучение", в немецкой педагогической науке во взглядах на социальную педагогику произошли существенные изменения. Немецкие ученые-педагоги отмечают, что в настоящее время социальная педагогика рассматривается более шире во взглядах на учение Платона, И. Г. Песталоцци, Аристотеля, И. Ф. Гербарта и др. В то же время идеи древности о социальной воспитательной работе поднимаются вновь и вновь. Сегодня социальная педагогика рассматривается на уровне социального образования – "педагогика как теория приобретения культуры". Социальная педагогика представляется педагогикой, объединяющей "генеральное и социальное начала" и взаимное их проникновение. В немецком национальном социальном образовании осуществляются преобразования с целью превращения "текущей псевдо- и послекультуры в культуру немецкой нации для развития общности, что обеспечивает здоровье и жизнеспособность всего населения" на основе взаимного проникновения и слияния индивидуальной воли с обществом. Следовательно, индивидуальное обучение должно быть на службе "народных культурных идеалов". При этом социальное образование приоритетно по отношению к индивидуальному образованию. Немецкими учеными отмечается, что сегодня парадокс учебной практики: индивидуальное обучение – социальное образование действуют в пользу целевого объекта (системы) – ориентированного образования. За последние годы сформировалось несколько точек зрения на социальную педагогику в немецкой педагогической науке.

Первая точка зрения заключается в том, что социальная педагогика может рассматриваться как противоположность индивидуального обучения. Социальная педагогика представляет как корпоративное и государственное образование, как социальное образование, так и индивидуальное обучение на службе образования общества.

По мнению Г. А. Линднера, социальное образование отражает идеи социальной психологии, народной педагогики, культурологии и составляет научные основы социальной педагогики.

Задачей образования является развитие "социального сознания" человека, потому что все, что отличает людей как социальных и культурных, имеет социальное ОГЛАВЛЕНИЕ. Так, взгляды, направленные против Ж.-Ж. Руссо, состоят в том, что человек – "состояние природы, является достойным из всех существ", который несет по жизни сокровищницу знаний и идей с помощью языка и обучения людей в течение нескольких лет. Здесь много идей, убеждений и принципов заложено в его индивидуальном сознании, которое он держит в гордости для преобразований окружающей среды, которые отражают идеи, убеждения и принципы общества.

Таким образом, формируется в обществе, парящая над головами многих членов общества, сообщества (социальность), – социальная осведомленность.

Везде, где есть система социальных событий, появляются личности из других сфер, вступают во взаимодействие и создают "этот (первый) соответствующий социальный круг социального сознания, который имеет возможность поделиться идеалом осведомленности со всем обществом и который обеспечивает продвижение к обществу, в зависимости от вашей организации".

Социальное образование представляет собой "народное образование", которое служит по аналогии с индивидуальным организмом и включает "социальные тела", "бессмертность общества", отличается коммуникабельностью, в противовес личностным, эгоистическим устремлениям. Больше всего к нему "подключаются государство, церковь, нация, также осознающие, чувствующие и действующие на результат, который вместе через сообщество влияет на формирование высокой нравственности человека.

Объединенные "Мы немцы" – "мы славяне" – "мы австрийцы" – "мы католики" – так любой, кто говорит и думает, идентифицируются с единым целым, которое становится затем личностным приобретением. Напротив, понимание, представленное Г. А. Линднером: "Образование является социальной, национальной приобретенностью, ведет к популярному образованию", а следовательно, ведет прямо в образ мышления, как это было в нацистской Германии: рожать для руководства, народа и страны, работать, бороться, жить и умереть. "Индивидуальное обучение" является потомком "народного образования".

Вторая точка зрения на ОГЛАВЛЕНИЕ социальной педагогики заключается в том, что социальное воспитание как интегративный принцип образования является по существу обязательным принципом социальной педагогики.

Концепция социальной педагогики является более тонкой, чем представляется с точки зрения Г. А. Линднера. Индивидуальное и общественное образование не может рассматриваться как дуализм, не следует сталкивать их друг на друга, они коррелируются, интегрируются, относятся друг к другу проникающе. В предисловии к книге "Социальная педагогика: Теория процесса принятия решений на основе сообщества" П. Наторп подчеркивает, что мораль действительно неделима и формируется индивидуально, но лишь в социальном контексте и затем снова влияет на сообщество. "На самом деле существуют не изолированные взгляды индивидуального, потому что человек является человеком только в человеческом сообществе и путем участия в нем".

"Нельзя сформировать доверие к другому, без оценки его мнения и в то же время сформировать позитивное отношение к его информации, не вникая в суть общения с другими людьми" – это служит основой для внутренней человеческой духовности, потому что отражает быт, культуру и язык, общее ОГЛАВЛЕНИЕ интеллектуальной собственности. К человеку приходит уверенность в его силах самоутверждения только в человеческом сообществе, не только в отношениях личности к другому лицу, но и в отношениях к созданному человечеством обществу, в его различных формах, от семьи до муниципалитета и государства и, наконец, для человечества.

Взгляды П. Наторпа на понимание социальной педагогики философски и этически оправданы. Моральные качества действительно неделимы индивидуально – "никто не может сделать для меня как практически, как теоретически" – для промышленности, но это дело морального сообщества, что проявление морали допустимо только в отношении сообщества.

Автор утверждает, что нравственность – это всегда поведение для сообщества. Теперь это не так, что общественное сознание выходит из моральных устоев, а мораль конституции общественной жизни должна точно соответствовать индивидуальной жизни. "Но сообщество не имеет жизни иначе, как в жизни человека, равно как и наоборот, нет человеческой жизни личности, кроме как в человеческом сообществе и участвуя в нем". Индивидуальное и общественное моральное сознание проявляются в единстве. И только в отношениях друг к другу каждое из них может быть реализовано. Этот (диалектической) "параллелизм функций индивидуальной и социальной жизни", представленный П. Наторпом, является важнейшим компонентом норм жизни любого сообщества.

Свой вклад в защиту сочетания индивидуальных и социальных аспектов в жизни общества внес Отто Марнгольдт (1839–1920), обратив внимание на проблему родительства. Любовь родителей, выступающая в роли учителя, сосредоточена на содействии личности с точки зрения физического и умственного развития – это задача родителей, но всегда происходит в сообществах. Все "общественные объединения, семья, государство, люди, религиозные общины и их отношения к молодежи" являются субъектами образования. Как индивидуальное образование, так и социальная педагогика дополняют друг друга, но "не в смысле" как составные части доктрины образования, а скорее социально-образовательный аспект является основой общего образования. Для социальной педагогики важными являются две темы: государственное образование и публичное, которые существенно отличаются. Каким образом внести в "образование государства" чувство индивидуальной составляющей. "Важным для социальной педагогики представляется исследование области разделения, в которой все социальные моменты образования будут реализованы как социально-педагогические составляющие".

Автор отмечает, что путаница заключается в понимании сути "социальное" – как значимое может использоваться во взглядах на образование с точки зрения социальных моментов, а с точки зрения нормативных целей, индивидуализации – как социализация; и возникает парадокс: социальное образование как государственное образование, так и народное образование имеет цель приближения народных культурных идеалов, объединяется в единое целое – социальное образование, включающее "введение молодежи в моральную жизнь сообщества", образование социальных отношений среди друг друга.

Третья точка зрения на социальную педагогику – социальное образование как образование за пределами семьи и школы.

Л. Паллат и Г. Боймер внесли свои коррективы в понимание термина "социальная педагогика", использовав его в другой, чем ранее, интерпретации. "Социальная педагогика – это не принцип всего образования, это теория, но скорее раздел, так как образование – это не школа и семья". Социальная педагогика означает здесь воплощение социального и государственного образования в том случае, если оно находится за пределами школы и семьи. В этом смысле ОГЛАВЛЕНИЕ термина "социальная педагогика" распространяется на все образование вне школы и семьи и отождествляется с образованием как социальным обеспечением. В данном случае "социальная педагогика" с сегодняшней точки зрения представляет всю "педагогику", которая не касается ни семьи и ни школы как независимых учебных заведений от образования.

Анализ такого подхода приводит Г. Боймер к предположению, "что школа и семья в условиях нормальной и здоровой жизни как институты образования вполне достаточно выполняют свою роль.Образование как “чрезвычайная помощь” – это социальное образование".

Автор даст пояснение пониманию "социальное образование", которое, но ее мнению, компенсирует сбой или дефект в виде дополнительных социальных пособий, более необходимых школе и семье (отсутствие семьи, сироты, незаконнорожденные дети, пренебрежение, злоупотребление властью в семье, женщины и детский труд), пробелов, чтобы закрыть, насколько это возможно, для исправления этой ошибки, для здорового роста детей и для обеспечения необходимого ухода и образования для молодых людей. Тем самым Г. Боймер социальное образование представляет как составную часть социального обслуживания лиц, попавших в экстремальные жизненные ситуации. В нашем представлении – это не что иное, как социальная работа.

Г. Боймер охватывает следующие темы – под "социальной педагогикой" ею подразумевается социальная значимость семьи и семейного ухода.

Ее внимание сосредоточивается на силе потенциала семьи, отцовства, материнства, на позитивных силах, внешних и внутренних факторах семейного ухода.

По мнению автора, образование как институт социальной помощи представляет собой: психообразование (распределение задач между психиатром и психопат-педагогами, дуализм всех воспитательных мер повышения психопатической устойчивости; привязка ребенка и педагогов и связанных с решением их проблем; обеспечение ухода), учебные заведения, образование консультационных центров, центров образования (безнадзорности и чрезвычайности жизни забытого ребенка, проблемы размещения убежища, образовательные задачи центров образования, участие в уходе преподавателей), правовое образование (софистическое уголовное правосудие и образование, последние разработки правосудия в отношении несовершеннолетних, проблемы в области образования несовершеннолетних).

Г. Боймер выделяет в социальной педагогике социально образовательную специальную подготовку, которая позволяет формировать социально-педагогические профессии и образовательные направления, а также ОГЛАВЛЕНИЕ социально-педагогического образования. Социальное образование реализуется, по мнению Г. Боймер, тремя способами:

а) как "образование сообщества", семейное воспитание как производительность для сообщества (социальная значимость семьи);

б) как образование и обучение за пределами семьи и школы (институциональное и частное, кроме семьи и внешкольное образование в виде позитивных действий);

в) как образование обслуживания.

Четвертая точка зрения на социальную педагогику: социальная педагогика – это социальная теория и практика социальной работы с молодежью.

Забота о молодежи со стороны социальной работы охватывает все сферы ее жизнедеятельности, которые нашли юридическое воплощение в Законе о социальном обеспечении молодежи. Определение "Социальной педагогики" как теории и практики социальной работы с молодежью но смыслу Закона о молодежи в социальном обеспечении (но беременности и родам, младенческой уход, детство, свободная молодежь) вполне понятно с точки зрения исторической перспективы. В 20-х гг. XX в . было обычным обобщение всей социальной молодежной работы и помощи под термином "Социальная педагогика". Это было образовательной задачей, чтобы было все больше и больше социальных и общественных интересов помимо образования в семье и школе. Социальная педагогика в этом смысле является дополнением к концепции, представленной Г. Боймер и Л. Паллат, и отличается тем, что она определяет "ограниченное" распространение на секторах деятельности по реализации закона о благосостоянии молодежи.

Задачи общественного молодежного социального обеспечения охватывают две основные области: материнство и меры по уходу за младенцами; меры по уходу за ребенком.

Материнство и меры по уходу за младенцами включают роды, материнские консультации, учебные руководства, патронат младенческого и раннего детства (детские сады и ясли, воспитатели детских садов).

Меры по уходу за ребенком: работа общественных рекреационных центров для детей, по усыновлению детей и помощь родителям, официальная опека и попечительство районного административного органа образования (образовательная поддержка судебного образования, воспитательных структур), помощь и превентивные меры для забытых и исчезающих молодежных программ интеграции для молодых людей в области занятости, размещение несовершеннолетних (сирот, детей и молодых людей из запущенных семей) в подходящих семьях или уход за домом, формы открытой молодежной работы, молодежные центры отдыха, лагеря отдыха, социальная работа с молодежными организациями, социальная работа с молодыми правонарушителями, наркоманами, интеграция помощи для детей и молодых людей из этнических меньшинств, беженцев, просителей убежища и "гастарбайтеров".

Это понимание социальной педагогики является очень распространенным явлением. Например, анализ трех изданий (1980/81/82) журнала "Социальное образование" показывает, что многие должности относятся к вопросам социальной работы, но также показывает, что уже в это время происходит за пределами базового понимания журнала социальной педагогики. В нем излагаются также статьи об опыте сообщества по консультированию и терапии, медицинскому и специальному образованию, социальной работе в тюрьмах и центрах для испытательного срока работы (социальная работа по улучшению жизни, положение обездоленных групп населения), уходу за пожилыми, самопомощи и психосоциальной поддержке и др.

Пятая точка зрения на социальную педагогику: педагогика как теория и практика воспитательных мер в ответ на типичные проблемы современного общества понимается как поддержка и разрешение социальных конфликтов.

Эта точка зрения представляется взглядами известного немецкого педагога К. Молленхауэра и отражает ориентацию на концепцию "социальных" учреждений: социальное образование как образование за пределами семьи и школы, как педагогика обслуживания или теория социальной работы с молодежью. Уместно отметить, что, таким образом, предмет педагогики сохраняется. В лучшем случае это решают социальные образовательные учреждения и учреждения ориентированной проблемы, которые, в свою очередь, осуществляют доступ к решению более общих межсекторных проблем и являются причинами наличия социальной потребности в помощи специального образования. Это можно понимать двояко: предотвращение возможных социальных рецидивов путем ограничения сферы влияния социального образования и перестройка взглядов на новые социальнокультурные события.

Отмечается четыре аспекта эффективности воспитательных мер в обществе:

1) учет общественно-политических интересов обслуживаемых и выполнение предписанных нормативов, а также полная централизация социально-воспитательных действий. Они становятся системой социального обеспечения, связанной с социальным контролем;

2) в социальный сектор образования обычно заманивают контингент для решения проблем, связанных с созданием общественных сооружений и разработки концепций, которые служат для стабилизации социальной системы и более сложных изменений с точки зрения преодоления трудностей в образовании;

3) потенциал политики является руководящим принципом для государственной помощи, мер разрешения или предотвращения значимых инноваций и необходимых мероприятий в образовании;

4) благородность явно сформулированных целей в программах стратегических объектов социального образования часто опровергается фактическими целями, их реализацией на практике, стремление "замаскировать" несоответствие практики и эффективной организации.

И. Керстен, например, критикует в своей книге "Молодежь – пенальти, спасение от тюрьмы", что теория социальных учебных заведений скрывает остроту социальных потрясений, происходящих в настоящее время, прежде всего, связанных с нехваткой опыта решения современных проблем, надлежащих разработок мер помощи, поддержки и стимулирования.

По мнению данного автора, социальная педагогика сосредоточивает свое внимание на различных проблемах: дети-сироты, беспризорные дети, родители-опекуны, молодежь и молодежные организации, обучение воспитателей.

В сфере внимания социальной педагогики находятся проблемы индустриализации и безработицы, занятости женщин, распад традиционных закрытых пространств, распад традиционных семейных структур, значение плюрализма, рост благосостояния, в то же время увеличение обнищания, устойчивый рост доли безработных, бездомных, наркоманов, иностранцев, бедных или одиноких, престарелых, больных СПИДом, инвалидов, которые в различных областях жизни требуют социальных и образовательных мер и мер по предотвращению указанных явлений, расширяют круг проблем этой науки. Такое понимание социальной педагогики распространяется не только на детей и молодых людей, но и на все остальные периоды жизни человека на протяжении всей его жизни. Это требует повышения осведомленности для социальных чрезвычайных ситуаций и для сообществ об отсутствии в социальной и образовательной сфере блока достойной жизни и достойного развития. Частные, вспомогательные оперативные услуги скорее удовлетворяют социальные требования публично регулируемых и управляемых учреждений с социально-образовательными задачами. Это не что иное, как система социального обеспечения, решаемая возможностями не социальной педагогики, а социальной работы.

Социальная педагогика имеет индивидуалистический и социальный аспект, как и любое образование, т.е. здесь важна также помощь для пострадавших, учет их индивидуальных возможностей и личной ответственности в социальной, общинной и индивидуальной сторонах жизни. Это относится к необходимости взаимного проникновения индивидуального и социального образования. С этой точки зрения у социальной педагогики и психотерапии в теории и практике много сходства. Поэтому полезным в решении многих проблем человека, незаменимым средством является адаптация психотерапевтических теорий для социально-образовательных практик, их "приложения" на практике.