ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Предваряя практический разговор о ключевых проблемах и произведениях Возрождения, целесообразно начать с размышления о том, что поменялось в культурной репутации эпохи, как мы теперь ее видим. Это тем более необходимо, что в конце XX в. репутация Ренессанса в культурном сознании претерпела значительные перемены. Общая ревизия ценностей, сопровождающих западную цивилизацию, затронула Возрождение едва ли не в первую очередь, поскольку сочли, что именно к ренессансному утопизму и гуманизму восходят те социокультурные пути, которые оказались необратимо исчерпанными, и те проекты, в которых усмотрели истоки трагических потрясений, пережитых не только европейской, но и мировой цивилизацией.
Поэтому естественно, что культура Возрождения оказалась одной из лабораторных площадок, на которых начали отрабатывать новые исследовательские практики и принципы историко- культурного понимания. Это сопровождалось более или менее осознанной надеждой на то, что если мы изменим интерпретацию событий, в которых усматриваем истоки исторической трагедии, то, быть может, устраним и неизбежность последствий, разорвем порочный круг.
Главным казалось отказаться от прежних схем, от строительства глобальных проектов. К Возрождению возвращались с тем, чтобы подвергнуть сомнению саму идею Ренессанса как эпохи, обращенной в прошлое и предопределяющей будущее. Вопреки готовым интерпретациям предложили обратиться к фактам как таковым, исходить из реальности заново прочитанного исторического текста. Именно с этой идеей на материале эпохи Возрождения возникла одна из наиболее влиятельных культурологических школ последнего времени – американский "новый историзм" (new historicism). Историзм провозгласил себя "новым" вопреки старому способу описания событий, и прежде всего бросая вызов существующим концепциям. Но в какой мере, стремясь быть "новым", он оказался таковым?
Когда прежние понятия кажутся устаревшими, можно попытаться обойтись без них, а можно попробовать вдохнуть в них новую жизнь, полагая, что в нашем непонимании виновны не понятия, а сужение их значений, выхолощенность содержания. В нашей культуре поводом к такого рода "возрождению Возрождения" послужило и то, что классические работы по эпохе (включая основополагающую книгу Якоба Буркхардта "Культура Возрождения") были заново, а порой и впервые переведены и, следовательно, стали доступны, не понаслышке известны широкому кругу читателей, в первую очередь преподавателей и студентов. Новое открылось не только в сенсационности современных методик, но и в перечитывании классических работ.
Определяя теоретические предпосылки современного видения эпохи Возрождения, наметим основные аспекты последующего разговора:
1) какие новые перспективы открываются в самом понятии "Возрождение";
2) что представляют собой новые методики изучения эпохи на примере "нового историзма";
3) какие общетеоретические положения современной филологии следует учесть, обращаясь к конкретному чтению ренессансных текстов.